Конспект урока по ОРКСЭ Семья и её ценности
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Христианская семья и ее ценности»
Задачи: Познакомить с понятиями: семья , христианская семья , ценность , традиция, дисциплина , молитва , тактичность.
Познакомить с основными ценностями христианской семьи, обогащать словарный запас, воспитывать уважение к христианской семье в целом и к ее традициям.
Формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека.
Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям, как национально-культурной ценности.
Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, альбом, цветные карандаши.
Формы работы на уроке: слушание, работа в тетради, рассматривание и обсуждение иллюстраций ,работа с учебником, работа в группах.
Основные понятия: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Показ слайда из презентации (семья)
Учитель: - О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученик: - О семье.
Учитель: - Что такое семья? Как вы объясните?
Ученик: ( высказывают своё мнение)
Учитель: -С чем у вас ассоциируется слово семья?
Ученик: Доброта, мир, понимание.
3. Чтение стихотворения учеником.
Ученик: Семья – людей святой оплот,
Надежду жить она дает,
Дает простор, дает тепло
Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам,
С ней все по силам, по зубам,
Все по плечу и по судьбе -
Семья, святой поклон тебе!
4. Учитель:
Семья – это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добро и счастья. И если в семье царит взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.
5.Работа в группах.
Учитель: - На доске вы видите ряд качеств. Нарисуйте на альбомном листе солнышко с лучиками и на каждом лучике напишите какие качества у вас ассоциируются со словом семья.
толерантность, тактичность, прибежище ,молитва, уважение, послушание ,лад, счастье, терпимость, доброта, дисциплина, праздники, традиции, забота, удача, любовь ,взаимовыручка
6. На доску вывешивается картинка солнышко и прикрепляются лучики-качества семьи.
7. Учитель: Запишем тему урока в тетрадь.( Тема записана на доске)
-Ребята, найдите объяснение слова СЕМЬЯ в словаре Ожегова.
( Ребята ищут и зачитывают)
Семья- это группа живущих вместе родственников.
Учитель: -Запишите определение семьи в тетрадь.
(Ребята записывают)
Учитель: Семья – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее; семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу. Юридическая регистрация не создает семьи; для нее не имеет значение сходство вкусов, возрастов, профессий или число людей. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.
Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
8.Работа с учебником (с.86-87) Чтение по частям.
9. Учитель: - Как создаётся семья в государстве?
Ученик: Молодая пара расписывается в администрации. И получает свидетельство о браке.
Учитель: - А как создаётся христианская семья?
Ученик: Пара венчается в храме.
10. Работа с иллюстрациями в учебнике.
Вступление в брак в православии называется венчанием. (Работа в тетради: запись понятия). На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что они в этот день «князь» и «княгиня». (Слайды 1-3) Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. (Слайды 4-5). Когда жениха и невесту водят по церкви с венцами на голове, хор поет молитву именно мученикам, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, должны оставаться верными друг другу и все претерпеть ради сохранения семьи. Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами, которые называют обручальными . Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти, когда станут мужем и женой. Они должны оставаться вместе, даже если будут у них болезни и несчастья.
11. Учитель: Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.
Ценность – значение определённых предметов, явлений, процессов для человека. (Работа в тетради: запись понятия).
В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям.
12.Ученик (заранее подготовленный).
Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего "я". Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви. Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга. После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, то есть не требует ничего взамен, и образец этому – любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Прекрасно выражена любовь к матери к ребенку на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе.
Ученик: В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.
Учитель: Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Для них "добро" – это состояние счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: "Хорошо нам быть здесь!" Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".
В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью.
13. (Запись понятия в тетрадь). (Чтение учебника на стр. 87, пример про сыновей).
14. Учитель: В каждой семье есть свои традиции. Запись в тетради.
Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени.
Учитель: - Есть ли какие либо традиции в вашей семье?
(Ответы детей)
Учитель: - А как вы думаете, в христианской семье есть традиции? Какие?
Ученик: 1. Дисциплина в семье.
2. Молитва.
3. Праздники.
15. Учитель: У любви есть еще одно проявление – дисциплина, этот "крест власти", который призваны нести родители. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая созидается в семье. Это и подчинение жены мужу, и уважение мужа к жене.
Дети прекрасно понимают, насколько искренне родители соблюдают принятые дисциплинарные правила – будь то регулярное посещение храма, доброжелательство и гостеприимство, воздержание от курения или алкоголя. Христианский быт строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Только в такой атмосфере ребенок может научиться дисциплине.
Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни, когда его защищают от незаметной для него опасности. "Не выбегай на улицу!" "Не трогай!" "Не лезь сюда!" Очень рано в послушании начинает играть главную роль решение самого ребенка – слушаться или нет: "Мама сказала этого не делать. А что будет, если я все-таки сделаю? " Чем старше ребенок, тем важнее для него понимание иерархичности дисциплины. Родители-христиане могут помочь детям понять, что в основе всякой дисциплины лежит один принцип: "Да будет воля Твоя", а не принцип родительского "я так хочу".
Основные положения семейной дисциплины, которыми руководствуются христиане:
1. Вся семья, включая родителей, должна следовать одним и тем же правилам и запретам.
2. Родители устанавливают простые, четкие правила поведения и закрепляют их своим собственным постоянным чувством ответственности за порядок семейной жизни.
3. Родители любовно пытаются понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и личность.
4. Родители ясно сознают, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что выходит за пределы ее компетенции и не может быть навязано принуждением.
Ученик: Молитва – это беседа с Богом, это "стояние перед Богом", для молитвы необходимо искреннее усердие человека с помощью благодати Божией. В каком-то смысле молиться учат так же, как учат говорить. Существует врожденная способность к речи; но должно быть и то, о чем нужно сказать, и обладание искусством речи. В семье ребенок учится говорить, общаться с другими людьми, и в семье же может "научиться" молитве.
Обычно первая молитва ребенка – это просьба ("Господи, пожалуйста…"), когда ребенок составляет длинный список имен, которые ему хочется упомянуть. Очень важно, чтобы родители действительно молились с ребенком. Первый опыт разговора с Богом для ребенка очень важен. Тем самым он подтверждает, что Бог есть, и ему важно связать с этим открытием имена людей, которых он знает и любит.
В православных семьях обычно прежде всего выучивают молитву "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь", которую произносят при крестном знамении. Постепенно дети знакомятся с другими важными молитвами. Они становятся частью их жизни.
Ученик: Одной из традиций христианской семьи являются праздники. Церковные праздники для детей – настоящее торжество, если их отмечают и дома. Только дома ребенок получает подлинное удовольствие и радость в праздничный день. Праздничная литургия совершается в храме, значение праздника объясняют в школе, но праздником для детей он становится дома. Церковные праздники связаны со всем укладом жизни. На Троицын день дома украшают зелеными ветками, на Преображение благословляют первые плоды, на Благовещение выпускают из клеток птиц. В христианской семье отмечаются дни рождения всех членов семьи, престольные праздники. Так называют праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские. Престольными празднествами для тех или иных храмов может быть и рождество Христово, и благовещение, и успенье богородицы, одним словом, любой из общецерковных праздников. Во время праздника вся семья собирается вместе.
16. Учитель: -Кто из вас знает ,что за праздник отмечают 8 июля? Какой символ этого праздника?
Ученик: полевые цветы.
Учитель: 8 июля отмечают –День семьи.
17.Работа с иллюстрациями учебника.
18. Работа с пословицами.
И стены дома помогают.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
При солнышке- тепло, при матери- добро.
Учитель: -Как вы понимаете эти пословицы?
Ученики высказывают свои мнения.
19 Итог:
Учитель: - Что нового узнали на уроке о семье?
( Добавление лучиков к солнышку)
· Что такое семья?
· Что такое ценность?
· Что такое традиция?
- Что значит быть тактичным?
20. Вручение всем призов-ромашек. Всем спасибо за урок.
21.Домашнее задание: Подготовить рассказ о своей семье, традициях семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности"
Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности" 3-4 класс...
Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".
Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи: - сформировать представление о духовных ценностя...
План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"
План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....
Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ «Семья, семейные ценности», 4 класс.
Урок по ОРКСЭ «Семья, семейные ценности»...
Конспект урока по ОРКСЭ " Семья"
Урок знакомит обучающихся с понятием " семья",ее особенностями,раскрывает основу семьи христианской,ее ценности и традиции....
Методические рекомендации к уроку. ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей." 4 класс.
Схемы Фишбоун дают возможность:-организовать работу участников в парах или группах;-развивать критическое мышление;-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;-ранжировать факторы по ст...
Презентация и технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Семья и семейные ценности"
Аннотация: в статье представлена технологическая карта урока на тему «Семья и семейные ценности». Автором детально описаны структура и ход урока, определены цель и задачи данного урока &nd...