Конспект урока по ОРКСЭ " Семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Бакшенова Алла Евгеньевна

Урок знакомит обучающихся с понятием " семья",ее особенностями,раскрывает основу семьи христианской,ее ценности и традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по ОРКСЭ " Семья"24.44 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ  Конспект открытого урока « Семья»

Цели урока : познакомить обуч-ся с понятием «семья», её особенностями, раскрыть основу семьи христианской, её ценности и традиции.

Задачи урока: создать карту смыслового ряда , раскрывающих понятие семья.

Оснащение и оборудование:  Интерактивная доска, мультимедийная установка

                                                   столы поставлены  для работы в группах,

                                                   на доске – пословицы,  заготовки ( приложение 1) для работы в группах ( перевернуты)

                                                   на столах заготовки:   -  вырезанные слова для группы, клей-карандаш

   для резервного круга – игрушка «пчелка»

№ п.п

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Орг. момент

-  У каждого человека есть свои ценности.

        - А что вы понимаете под этим словом?

         - Какая их этих ценностей на ваш взгляд самая важная? (семья)

Ответы учащихся

слайд1

Рождественские чтения

2. Обозначение темы урока.

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Итак , тема нашего урока « Семья»

сл. 2

Скрытый слайд

« семья»

3. Ресурсный круг

Что же такое семья?

Попробуйте дать определение

Уч-ся передают  друг другу  игрушку –пчёлку и высказываются, что для них значит семья.

4. Обобщение  учителем высказываний учеников.

Давайте же посмотрим,  какие основные представления о семье мы имеем.

( учитель открывает скрытые записи.) Достаточно ли этого, чтобы иметь полное представление о семье?

Лексическое значение слова – группа живущих вместе близких родственников.

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

В семье человек получает ощущение своей нужности близким, осознание, где тебя ждут и любят.

В семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных.

В семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

 

           Итак мы будем говорить о семье. Цель нашего урока выяснить, на чем же строится семья, что лежит в основе семьи.

И задача урока сформировать полное представление о семье.

Ученики могут высказывать свое мнение.

Слайд 3-6

основное представление о семье:

родственники,
общий дом,

общий бюджет.

5. Презентация

нового материала и беседа

Поговорим о семье христианской, т.к. она наиболее привычна нашему представлению

- семья в Христианстве

-таинство венчания

- отец глава семьи

- члены семьи

-праздник крещения и именины

-другие семейные праздники

- семейные ценности ( реликвии и духовное)

- семейный очаг

Учащиеся дополняют  рассказ учителя

сл.7

переход на презентацию

6.  Постановка проблемы

На доске вы видите основу для вашей работы. Каждая группа будет работать над своей микротемой. Пусть представитель группы выберет лист для работы  

Дети выбирают одну из картонок

« Ценности семьи»

« Традиции семьи»

« Родной очаг»

«Люди  в семье»

7. Работа со смысловым рядом. Обсуждение и выбор группы

1. Работа индивидуальная

Каждый возьмите лист и прочитайте слова смыслового ряда.

Подумайте, что на ваш взгляд важно для существования семьи именно в соответствии вашей теме.

2. Работа в группах.

Сейчас вы приступаете к обсуждению выбранных понятий. Как только мнение вашей группы будет сформировано,   вы наклеиваете выбранные понятия на свою основу.

3. Выберете лидера, который сможет озвучить ваше мнение. Подготовьте свои ответы.

На доску вывешивается готовая работа .Ученик называет выбранные понятия , учитель одновременно выделяет эти понятия на флипчарте.

Дается возможность обсудить выбор группы другим ученикам.

Все ли согласны с выбором? Почему не взяли другое слово?

(Таким образом обсуждаются все четыре направления)

Если есть ошибки, то ученики исправляют их путем наклеивания правильного слова.

1. уч-ся  работают над смысловым рядом индивидуально, выделяют нужные слова.

2. Обсуждение в группах.

3. Выбор и наклеивание понятий на лист с картинкой

4. Лидер высказывает  мнение у доски

5. Обсуждение и добавления остальных групп

Инт.Доска

Для каждой группы

свой слайд на котором выбираются нужные понятия

8. Вывод – основа семьи

Обобщение работы уч-ся

На доске вывешены работы учеников.

Вы хорошо поработали со смысловым рядом.

Рассмотрите свои работы и скажите, что важно для существования семьи.

А без чего не может существовать семья?

Уч- ся называют некоторые понятия

Венцом является любовь

9. Итог

Действительно,  семьи бывают разные, у каждой свои традиции и ценности.

Но главное, что объединяет все семьи – это чувство любви к тому, кто с тобой рядом, умение пожертвовать собой ради близкого человека, умение подарить частичку себя, своего тепла другому.  .

Семье посвящено много пословиц и поговорок.

( обращение к оформлению доски( Приложение 1)

Чтение 2-3 пословиц. Как понимается смысл пословиц?

10. Рефлексия.

Какая была тема урока?

Как называют семью в христианстве?

На чем строится семья?

Предлагаю завершить урок чтением стихотворения о семье.

Один ученик от группы прочитает одну строфу.

Желаю вашим семьям любви и согласия. Урок окончен.

Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом, 
И вместе им совсем не скучно, 
А интересно впятером. 

Малыш для старших как любимец, 
Родители - во всем мудрей, 
Любимый папа - друг, кормилец, 
А мама ближе всех, родней. 

Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".

Разработка урока поможет учителю в 4 классе провести урок ОРКСЭ по теме: Семья"....

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".

Разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему в 4 классе по предмету ОРКСЭ, тема "Семья"....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. "Дом и семья в православии"

На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков вклю...

Конспект урока по ОРКСЭ Семья и её ценности

Раскрывается смысл семьи , её ценности....