Урок "Добродетели и страсти. Какой я?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры" в 4 классе запланирован во 2 четверти в разделе "Христос спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика". Урок разработан в соответствии ФГОС НОО по программе Л.Л. Шевченко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dobrodeteli_i_strasti.docx | 61.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок "Добродетели и страсти. Какой я?"
разработан учителем начальных классов
МБОУ "Заволенская ООШ" Куликовой Г.В.
Урок "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры" в 4 классе запланирован во 2 четверти в разделе "Христос спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика". Урок разработан в соответствии ФГОС НОО по программе Л.Л. Шевченко. |
Тема урока: "Добродетели и страсти. Какой я?"
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Класс: 4
Цель урока: сформировать у обучающихся на примере первоисточника, литературного произведения представление о добродетелях и страстях; научить различать их.
Задачи:
- формировать знания о христианских добродетелях, раскрыть основные понятия христианской этики;
- развивать умения сопоставлять свои нравственные качества с качествами положительных лиц, умение рассуждать, делать выводы;
- создавать условия для творения добра.
УУД:
Познавательные:
• ориентироваться в знаниях о христианских добродетелях;
• осваивать лексику, необходимую для освоения понятий христианской культуры;
• оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Регулятивные:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• выполнять учебные действия в речевой и умственной форме.
Коммуникативные:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
• строить понятные высказывания;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Личностные: будут сформированы нравственные эталоны поведения христианина.
Методы обучения: рассказ, беседа; показ, демонстрация; создание ситуаций успеха; устный и письменный контроль.
Технологии: технология деятельностного метода; элементы технологии интегрированного обучения.
Формы организации урока: фронтальная, парная и групповая работа, ролевые элементы.
Комплексно-методическое обеспечение: электронная презентация,
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс. Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий .- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2016 год. Шевченко Л.Л. "Духовно-нравственная культура. Основы православной культуры. Духовная азбука". Словари-минимумы.- М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014г. "Основы православной культуры". Методическое пособие для учителя. - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2010г.; православный журнал для детей и юношества "Божий мир".
Материал к уроку: книги В. Осеевой "Волшебное слово"; раздаточные цветные листы с определениями; словарь "Духовная азбука" автора Л.Л. Шевченко; ученические тетради; учебник; раздаточный материал с отрывком для работы с текстом в паре "Сражение семи добродетелей с семью грехами" Святителя Иоасафа Белгородского; листы А4; макет Древа добродетелей и страстей.
Ход урока.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: создать условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».
У.: Прочитайте отрывок из произведения. Вспомните его название и автора.
" Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу, – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!..
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает – другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь…"
Дети говорят, что автором рассказа является В.Осеева, называется он "Волшебное слово"
У.: Охарактеризуйте мальчика.
Д.: Мальчик грубый, некультурный, сердитый.
У.: Нужна ли помощь мальчику? Какая?
Дети затрудняются ответить.
Учитель обращает внимание обучающихся на слова: "Победа не всегда означает быть первым, победа - это когда ты стал лучше, чем ты был!"
У.: Ответить на эти и многие другие вопросы помогут вам уроки основ православной культуры.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: осознать потребность открытия новых знаний и умений.
У.: Мы продолжаем с вами изучать главу «Христос спаситель. Христианское учение о спасении».
- Прочитайте слова и словосочетания.
Смирение, заповеди, правило христианской жизни, Евангелие.
- Составьте и запишите предложения с этими словами, а помогут вам в работе определения, которые напечатаны на цветных листах (работа по вариантам).
Смирение - потребность относиться мирно, без враждебности к любому человеку. Отличается от терпимости, робости, потакания. Обязывает человека использовать душевные и физические силы для защиты Родины, обижаемых, сожалея о врагах, но не щадя зло. Смирение есть одна из главных добродетелей.
Заповеди - религиозно-нравственные законы (предписания), которые даны от лица Бога.
Золотое правило христианства: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".
Евангелие - повествование о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа.
Д.: 1. Быть смиренным, значит воспитать в себе христианскую добродетель.
2. На уроке православной культуры я познакомился с религиозными заповедями.
3. Я хочу, чтобы ко мне окружающие относились ко мне уважительно, значит и я должен уважать окружающих.
4. Евангелие - это часть библии, где описывается жизнь Христа.
Обучающиеся зачитывают предложения классу, а слушатели "награждают" цветными фишками тех, чьи предложения им наиболее понравились и запомнились.
Учитель обращает внимание обучающихся на экран, на котором - портрет Святителя Иоасафа Белгородского и предлагает послушать отрывок из его поэмы
"Сражение семи добродетелей с семью грехами"
Святитель Иоасаф Белгородский
Человек - пришелец в мир временный и странный,
Проходил и вдаль, и вширь все земные страны.
И на жизненных путях лютых и суровых
Вдруг напал отряд врагов, вмиг убить готовых…
Что ж,- решил спокойно,- добродетели
Возьму в помощь
И достойно под защитой крепкой их
Мужественно встану…
У.: О ком это сочинение?
Д.: Это стихотворение о Человеке, который родился, рос, копил и берег жизненный опыт, не боялся трудностей.
У.: Всегда ли жизнь Человека была счастливой и безоблачной?
Д.: Нет, однажды, когда Человек не ожидал, на него напал отряд врагов.
У.: Как повел себя Человек в сложной жизненной ситуации?
Д.: Человек держался бесстрашно. Он нашел выход из положения: пригласил на помощь добродетелей.
У.: Почему именно добродетели оказали помощь попавшему в беду Человеку?
Учитель, чувствуя замешательство среди обучающихся, предлагает им подумать и выполнить морфемный анализ слова (разобрать слово по составу).
Д.: Слово "добродетели" имеет в своем составе два корня "добр" и "дет", отсюда вывод о лексическом значении слова "добро делать". Значит, добродетели служат для сотворения добрых дел.
Учитель продолжает диалог и повторяет вопрос.
Д.: Добродетели нужны для преодоления трудностей и проявления всего доброго.
Учитель предлагает детям воспользоваться словарем "Духовная азбука" автора Л.Л. Шевченко и найти определение слова "Добродетель". Читая объяснение, представленное в источнике, дети понимают правоту своих суждений.
У.: Прочитайте первое предложение из определения "Добродетель" и запишите его по памяти в тетрадь.
Учитель возвращается к произведению Святителя Иоасафа Белгородского, выделяет строчку "об отряде врагов". Предлагает детям предположить, о каких врагах идёт речь? Как их можно назвать иначе?
Парная работа с текстом - упражнение "Будь внимательным".
У.: Распределите роли в паре по обоюдному согласию. Один - читает, другой - слушает или ещё и следит (по желанию). По окончании чтения напарник дает ответ на вопрос. Если не получается найти ответ, меняйтесь ролями и читайте повторно.
Отрывок для работы с текстом в паре:
"Сражение семи добродетелей с семью грехами"
Святитель Иоасаф Белгородский
"…Против смертных семь грехов начал он сражаться.
С ними бой тот был суров и пришлось им сдаться.
Стих сей о борьбе страстей создан не напрасно:
Происходит и в тебе этот бой всечасно.
Добродетелей к себе в помощь призывая,
Бейся в яростной борьбе, стой, не унывая!"
Обучающиеся находят ответ: "Отряд врагов - это семь грехов".
У.: Найдите в этом же отрывке слово с таким же значением, как у слова "грех".
Д.: Грехи - страсти.
Учитель предлагает ребятам сформулировать тему урока и его цель.
Д.: Тема урока - "Добродетели и страсти. Какой я?" Цель: узнать о влиянии добродетелей и страстей на жизнь людей.
Учитель подытоживает мнения детей и предлагает проверить себя по учебнику, убедившись в своей правоте, обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.
3. Выявление затруднения.
Цель: организовать анализ обучающимися возникшей ситуации; выявить место и причины затруднения.
У.: Перед вами на столах древо добродетелей и страстей, вам необходимо перечислить добродетели и страсти, разделить крону на правую и левую части. Время выполнения задания 2 минуты.
Время закончилось, педагог просит детей отчитаться о проделанной работе. Мнения разные, а у некоторых детей вообще отсутствуют. Обучающиеся ссылаются на нехватку знаний.
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.
Цель: найти способ разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Педагог просит назвать источники, в который можно найти нужную информацию. Дети назвали учебник, словарь "Духовная азбука": автор-составитель Шевченко Л.Л., Интернет, дополнительная литература. Учитель предлагает разделиться на команды и воспользоваться разными источниками для выполнения задания.
1-я команда добывает информацию из Интернета о жизни Святителя Иоасафа Белгородского и читает отрывок из его поэмы; 2-я команда читает рассказ в учебнике с.36, где перечислены добродетели; 3-тья команда использует в работе словарь "Духовная азбука": автор-составитель Шевченко Л.Л., и дополнительную литературу в т.ч. православный журнал "Божий мир". Работая с источниками информации, дети делают дополнительные пометы, выделяя главное в тексте.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: создать проект выхода и применить его на практике.
Учитель обязательно оговаривает с обучающимися время, отведённое на выполнение задания. Хлопками сигнализирует, что пора заканчивать и представлять свои работы.
1-я команда демонстрирует самостоятельно изготовленную страницу журнала, на которой будет портрет Святителя Иоасафа Белгородского, его биографические сведения и Древо добродетелей и страстей.
2-я команда - плакат, где показывает с помощью изобразительных средств, как добродетели (смирение, надежда, скромность, усердие, подаяние, милосердие, добросовестность) борются и побеждают страсти (ненависть, гнев, гордыня, лень, уныние, жадность, зависть). Например, на рисунке изображены свечи э то добродетели. На их пламени сгорают страсти.
3-тья команда - представляет упражнение для обучающихся "Соотнеси понятия" с орфографическими заданиями.
Для презентации каждая команда получает по 2 минуты.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: решать типовые задачи по новой теме по новому, выработанному проекту, работая в парах, командах.
Учитель обращает внимание детей на Древо добродетелей и страстей, расположенное на доске.
У.: Всё ли в порядке на этом древе?
Дети после внимательного просмотра замечают, что в расположении "листочков" есть ошибки. Педагог предлагает их исправить. Кто заметил неточность выходит и меняет их местоположение.
7. Этап самостоятельной работы.
Цель: выполнять самостоятельно типовые задания, проверять их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Учитель показывает на экране икону Нила Сорского и просит ученика, подготовившего сообщение, рассказать о биографии Преподобного Нила. Затем дети познакомятся с отрывком из первоисточника Нила Сорского "О восьми главных страстях и победе над ними": "Что называет преподобный Нил страстью?"
"Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно. Это происходит, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь или лицо, питающие страсть, и воспламеняет его к (исключительному) люблению их или так, что волею-неволею человек мысленно порабощается им. Страсть непреложно подлежит покаянию, соразмерному с виною, или будущей муке. Подобает убо каяться и молиться о избавлении от всякой страсти. Ибо всякая страсть подлежит муке не за то, что подверглись брани от нее, но за нераскаянность. Обуреваемому какою-либо страстию подобает всеусиленно ей противиться".
Групповая работа.
Педагог предлагает командам отгадать кроссворд.
Вопросы по горизонтали:
1. Склонность к плохим привычкам (страсть)
3. Что помогает избавиться от страсти? (молитва)
Вопросы по вертикали:
2. Чему подлежит страсть? (покаяние)
4. Место в человеке, где "гнездится" страсть? (душа)
Дети проверяют себя по эталону, представленному на экране.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Учитель предлагает обучающимся вспомнить произведение В.Осеевой "Волшебное слово" и вопрос, поставленный перед детьми в начале урока.
У.: Нужна ли помощь мальчику? Какая?
Д.: Мальчику необходима помощь. Ему нужно объяснить, что нельзя относиться к своим близким родственникам и окружающим людям не по-доброму.
У.: Объясните, как изменилось отношение близких к Павлику?
Учитель детям показывает иллюстрацию к рассказу В.Осеевой "Волшебное слово".
Ответы детей.
У.: Приведите примеры из своей жизни, как встретили ваше доброе и уважительное отношение окружающие?
Дети приводят примеры.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: соотнести цели и результаты своей деятельности, которые обучающиеся ставили на уроке.
У.: Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
Д.:
У.: Кому бы вы адресовали эти слова: "Победа не всегда означает быть первым, победа - это когда ты стал лучше, чем ты был!"
Д.:
У.: Ребята, что важное вы для себя взяли из урока?
Д.:
У.: Вы думали над собой, «Какой Я?»
Д.:
У.: Если нет, то после сегодняшнего урока, задумайтесь над этим.
Домашнее задание: учебник с. 35-39 (выберите качества, которые могут украсить душу человека), выучите стихотворение Н.А. Заболоцкого "Не позволяй душе лениться".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего праздника "Новогодние страсти"
Сценарий праздника для детей начальной школы...
Проект СТРАСТИ ПО ПЕРЕМЕНКАМ
Проект в начальной школе...
Проект учащихся 2 класса на тему "Страсти по шоколаду"
Проект создан под руководством классного руководителя - Филатовой В. П.и педагогом дополнительного образования - Онипченко Л. В. в научно исследовательской лаборатории прогимназии Сезам.Подробное опис...
новогодний утренник "Новогодние страсти"
Сценарий новогоднего праздника...
Страсти по шоколаду
Страсти по шоколаду «Никогда не рано и никому не поздно полюбить шоколад». Мы заметили, что в нашем классе учатся дети обожающие шоколад, едят его каждый день. Однако многие взрослые нам гов...
Исследовательский проект " Страсти по шоколаду"
Изучение влияния шоколада на организм человека и его роль в жизни человека....
ОРКСЭ. 4 класс. Добродетели и страсти. Какой я.
ОРКСЭ. 4 класс. Добродетели и страсти....