Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Азбука православия»
рабочая программа по орксэ (2 класс)

Монахова Ольга Александровна

 

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности 

для 2 класса

«Азбука православия»

Направление: духовно-нравственное

на 2018/2019 учебный год

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_pravoslaviya_2_klass.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 «СОГЛАСОВАНО»                                                             «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                      

Зам. директора по ВР                                         Директор  МБОУ « СОШ №4»

                                                                                               

 _________Т.А. Величкина                                     ______________Е.В.Окунева                                                                      

       

                                                                                                                                   

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности  

для 2 класса

«Азбука православия»

Направление: духовно-нравственное

на 2018/2019 учебный год

Учитель: Монахова О.А.

Высшая квалификационная категория

  1. Пояснительная записка

Данная  рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4» и  авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017).

 Рабочая программа конкретизирует  содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

  1. Результаты обучения и усвоения содержания курса

Личностные результаты

  • Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;
  • становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали; осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;
  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия);
  • сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия);
  • объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
  • прогнозировать простейшие действия.

3. Содержание учебного предмета

Содержание курса выстраивается на материале 6 образовательных линий:

  • Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).
  • Нравственно-этическая культура православия.
  • История православной культурной традиции России (образ жизни).
  • Письменные источники православной культуры.
  • Христианское искусство.
  • Православное искусство и религиозные культуры мира.

Программа по предмету предполагает выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой второго года обучения является «Радостный мир православной культуры».

Программа предполагает рассмотрение новых сторон основной темы года. Она раскрывается в темах разделах:

  •  Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник);
  • Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека;
  • Радость православной веры;
  • О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?

Раздел «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)»

О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.

Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?

Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?

Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.

Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?

Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?

Раздел «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина»

Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?

Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?

Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?

Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк ? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?

Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?

Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?

Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).

Раздел «Радость православной веры»

Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?

Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.

Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.

Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «Многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?

Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.

Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.

Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство – счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.

«Небесное веселье ». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?

Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время « веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?

Раздел «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?»

Какими качествами души обладали православные мастера?

Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.

Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.

«Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово.

Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.

Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.

Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.

Святители. Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и подвиги.

Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?

  1. Распределение учебного материала курса

Тема

Количество часов

Общая тема: Радостный мир православной культуры

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)

16

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека

18

Радость православной веры

18

О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?

16

ИТОГО

68


  1.  Календарно – тематическое планирование курса

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Раздел «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)» Красота и радость в жизни людей

03.09.

Красота и радость в жизни людей

06.09.

Красота и радость в жизни людей

10.09.

Буквица славянская. История славянской азбуки

13.09.

Буквица славянская. История славянской азбуки

17.09.

Буквица славянская. История славянской азбуки

20.09.

Буквица славянская. История славянской азбуки

24.09.

Праздники-радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

27.09.

Праздники-радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

01.10.

Православный храм – дом Божий

04.10.

Православный храм – дом Божий

08.10.

О чём рассказывают иконы

11.10.

Радостный мир православной иконы

15.10.

Радостный мир православной иконы

18.10.

Скорби и торжество в православной иконе

22.10.

Скорби и торжество в православной иконе

25.10.

Раздел «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека» Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы

07.11.

Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы

08.11.

Радостные гимны Романа Сладкопевца

12.11.

Радостные гимны Романа Сладкопевца

15.11.

Какими законами Бог сохранял красоту мира

19.11.

Какими законами Бог сохранял красоту мира

22.11.

Синайское законодательство

26.11.

Синайское законодательство

29.11.

История царя Давида. Псалтирь

03.12.

История царя Давида. Псалтирь

06.12.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

10.12.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

13.12.

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

17.12.

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

20.12.

Что мы видим в православном храме

24.12.

Что мы видим в православном храме

27.12.

Повторение

09.01.

Повторение

10.01.

Раздел «Радость православной веры»

14.01.

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово

17.01.

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово

21.01.

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

24.01.

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

28.01.

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме

31.01.

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме

04.02.

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

07.02.

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

11.02.

Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель

14.02.

Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель

25.02.

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека

28.02.

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека

04.03.

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

07.03.

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

11.03.

Радость послушания. Дети и родители

14.03.

«Небесное веселье». Христианские мученики

18.03.

Радости православной веры

21.03.

Раздел «О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» О чём рассказывают создатели православной культуры?

25.03.

О чём рассказывают создатели православной культуры?

28.03.

Благовестие спасения.

01.04.

Благовестие спасения.

04.04.

Воля Божия и воля человеческая.

15.04.

Воля Божия и воля человеческая.

18.04.

Радость праведных.

22.04.

 

Радость праведных.

25.04.

Праздник праздников. Торжество торжеств.

29.04.

Праздник праздников. Торжество торжеств.

02.05.

Защита веры. Святые люди.

06.05.

Защита веры. Святые люди.

09.05.

Доброта и милосердие христианина. Какой он, христианин?

13.05.

Доброта и милосердие христианина. Какой он, христианин?

16.05.

Доброе жительство Святителя Иосифа Белгородского

20.05.

Итоговое занятие. Экскурсия в храм

23.05.

Лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Азбука мудрости"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса для 3-4 классов, учебно-тематический план, ожидаемые результаты и предлагаемаемую литературу для проведение занятий....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"

Пояснительная записка.Цель и задачи программы.Планируемые результаты реализации программы.Содержание программы.Учебно-тематический план.Список литературы....