Использование учебных практи на урока ОРКСЭ
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)
В работе рассказывается о применении учебных практик на урока ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы. | 351.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Маркова Наталья Владимировна,
«Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова,
учитель начальных классов.
Использование учебных практик на уроках ОРКСЭ для формирования общеучебных компетенций в начальной школе.
Киров, 2018
Тема: Использование учебных практик на уроках ОРКСЭ для формирования общеучебных компетенций в начальной школе.
Актуальность.
В условиях работы по новому образовательному стандарту второго поколения, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, возникла необходимость строить образовательный процесс, используя новые технологии и формы организации учебной деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.
Описание опыта работы.
Формировать у учащихся общеучебные компетенции можно разными способами. Один из путей – через систему учебных практик.
Учебная практика — специально организованная деятельность учащихся по освоению различных видов деятельности. Что такое практика? Словарь Ожегова дает следующие определения:
- Деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их, деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт.
- Приемы, навыки, способы какой-нибудь работы.
- Работа, занятие, как основа опыта, умение в какой-нибудь области.
- Одна из форм обучения: применение, закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.
Термин «учебные практики» предполагает какую-либо деятельность, результатом которой является определенный продукт.
Ключевым словом в данных определениях является слово «деятельность». Деятельностный подход, использование на уроке разных видов практик, позволяет сформировать такие общеучебные компетенции, как: коммуникативные (умение работать в группе, публично выступать); информационные (сбор информации из разных источников и обработка информации); учебно-познавательной компетенции (анализ, синтез, обработка нового материала).
По организационной структуре
Групповая | Индивидуальная |
По области применения
Предметная | Межпредметная | Внепредметная (Социальная) |
По видам деятельности
1. Учебное задание (творческие практики).
- Реферат
- Доклад
- Л/работа, опыт, эксперимент
- Презентация
- Интеллектуальные (олимпиада, игра, конкурс и т.д.)
2. Учебный проект (учебные практики).
3. Учебная исследовательская работа (исследовательские практики).
Я активно использую учебные практики на разных уроках. В данной работе рассматривается их применение на уроках «Основы светской этики»
Творческие практики.
Я предлагаю учащимся разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках. Это могут быть составление кроссворда по определенной теме; сочинение сказки, басни, стихотворения. Сочинение стихотворения. Используя рифму этикет-эстет, стол - прибор, сочини стих на тему: «Этикет». Столовый этикет.
В кафе ходил один эстет.
Он знал столовый этикет.
Он вежлив был, знал чувство меры,
Имел прекрасные манеры.
Садился он за дальний стол,
Просил обеденный прибор.
Салфеткой пользовался смело,
Любил мороженое из креманки есть.
После еды газетку свежую прочесть.
От скатерти несвежей был он болен,
Но сервировкой и меню всегда доволен.
Официантов он всегда благодарил
И уходя домой, букет цветов дарил.
Блюдо должно иметь прекрасный вкус и вид,
Тогда у каждого будет хороший аппетит! (Вахрушева Василиса, 4В класс).
Кроссворд на тему «Этика».
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
- Понятие близкое к сочувствию. Это то, что мило сердцу.
- Способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку.
- Тепло, внимание и забота, которые проявляются по отношению к другим людям и всему живому.
- Стремление одного человека соотнести свои слова, действия и поступки с эмоциональным, психологическим или физическим состоянием другого человека, в умении вовремя увидеть или, наоборот, не заметить, сказать или промолчать.
- Официально принятый порядок действий, обязательный при определенных обстоятельствах. Например: открытие Олимпийских игр.
- Способность не обратить внимание на неловкость или оплошность человека.
- Качество важное для жизни в коллективе.
- Противоположность добру, все то, что мешает добру, разрушает его и доброе начало в отношениях.
- Суть человека, его внутренний мир.
- Наука о нравственной жизни человека.
- Одна из главных потребностей человека, в которой важно стремление понять другого человека.
(Автор: Арина Ковязина 4 «В» класс)
Ответы.
|
|
|
|
|
|
|
| 9 | д |
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
| у |
|
| з |
|
|
|
|
|
|
|
| ц |
|
|
| ш |
|
| л |
|
|
|
|
|
| 6 | д | е | л | и | к | а | т | н | о | с | т | ь |
|
|
|
|
| р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | у | в | а | ж | е | н | и | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 | о | б | щ | е | н | и | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | т | а | к | т | и | ч | н | о | с | т | ь |
|
|
|
|
|
| л |
|
|
| у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 | э | т | и | к | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | м | и | л | о | с | е | р | д | и | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| с |
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
|
| б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ь |
|
|
| р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
На этапе изучения нового материала предлагаю «Обратный кроссворд». Например, при изучении темы «В развитии добрых чувств - творение души», предлагаю ключевое слово кроссворда – ДОБРО и несколько слов, из которых нужно выбрать подходящие в кроссворд по данной теме: душа, отзывчивость, бездушность, нравственность, духовность. Выясняю, знают ли дети значение этих слов, далее обращаемся к тексту учебника и словарю. К концу урока получается кроссворд с ответами.
Учебник А.И. Шемшуриной по своему содержанию богат материалом для творческих практик. Часто используем на уроках моделирование ситуаций, инсценировку сказки, басни. При изучении темы «Красота этикета» дети инсценировали сказку К.Чуковского «Муха – Цокотуха», в которой показывали ситуации, как нужно принимать гостей, как вести себя в гостях, как принимать подарки.
Выполняя такие задания, школьники учатся взаимодействовать, они включаются в творческую деятельность, интерес к предмету резко повышается.
При решении данных задач учащиеся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию, что способствует формированию учебно-познавательной компетенции.
Я в своей работе с учащимися активно использую такой вид учебной практики, как презентация.
В 3 классе знакомлю детей с алгоритмом создания презентаций в программе Microsoft Рower Point на занятии «Мой любимый компьютер». В процессе освоения компьютера к 4 классу дети самостоятельно работают над созданием презентаций, соблюдая все требования к составлению компьютерной презентации.
Требования к компьютерной презентации.
1.Обязательно должен быть титульный слайд, содержащий название проекта, сведения об авторе, информация о местонахождении.
2.Перегружать слайд текстовой информацией нельзя.
3.Обычно на презентацию отводиться 7 минут, поэтому число слайдов должно быть ограниченным. Нельзя листать слайды, закончив своё выступление, или, наоборот нельзя выступать, закончив показ слайдов
4.Не допускай ошибки при оформлении слайда.
5.Не используй рисунки, фотографии плохого качества.
6.Не используй мелкий шрифт.
7.Нельзя использовать слишком яркие и утомительные цвета. Используй в дизайне не больше трёх базовых цветов.
8.Нельзя устанавливать раздражающие эффекты анимации, которые будут мешать восприятию информации.
9.Нельзя слишком быстро сменять слайды. Это мешает воспринимать зрительно информацию.
10. Презентация должна выглядеть завершённой, то есть содержать выводы, обобщения и заключение.
При составлении презентаций дети используют личный опыт.
Презентации сопровождают устные выступления учащихся, используются при изучении нового материала, закреплении изученного, используются как форма зачета по изученной теме, так как ОРКСЭ – это безотметочный курс.
Презентация как вид учебной практики повышает у учащихся интерес к предмету «Основы светской этики», учит самостоятельности, способствует развитию логического мышления, устной речи. Учителю помогает эстетически оформить материал к уроку. Через устную презентацию решения своей задачи, оформление решения задач в виде мультимедийных презентаций формируются коммуникативные компетенции.
Практика исследования.
Активно использую практику исследований. Так, при изучении темы «Простые школьные и домашние правила» даю задание «Фотограф». Дети делятся на группы, где каждой даётся задание: пройти по школе и сфотографировать моменты школьной жизни в столовой, раздевалке, коридоре, классе. Затем фотографии обсуждаются, данные заносятся в таблицу, и делается вывод о том, как учащиеся соблюдают школьные правила.
Яркий пример практики исследования можно наблюдать при изучении раздела «Судьба и Родина едины». «С чего начинается Родина?» Конечно же с семьи. Предлагаю детям исследовать происхождение своего рода («Герб семьи», «Семейное древо», «Семейный архив»).
План работы по составлению семейного герба.
- Узнайте значение вашей фамилии.
- Выясните, какие профессии были и есть у членов вашей семьи.
- Узнайте, есть ли у членов вашей семьи общие черты характера.
- Подумайте, какими рисунками (символами) можно изобразить главные отличительные черты вашей семьи.
- Если хотите, придумайте девиз семьи.
- Нарисуйте эскиз (пробный рисунок) вашего семейного герба на бумаге или компьютере.
Эта практика находит своё продолжение в теме «В тебе рождается патриот и гражданин», когда учащиеся делятся информацией о своих прадедах, защищавших Родину в годы ВОВ.
Владея навыками использования информационных устройств, ориентируясь в информационных потоках, дети учатся выделять в них главное и необходимое. Использование при решении задач различных источников информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии, интернет способствует формированию информационной компетенции.
Проектная практика используется после изучения большого раздела или целого курса. Создание проектов выходят за рамки урока и находят продолжение во внеурочной деятельности. Продуктом этого вида деятельности являются плакат, памятка, создание мультфильма и т.д. Особое внимание уделяю краеведческому материалу. В результате работы над проектом «Дымковская игрушка как отражение жизни наших предков» ученица создала мультфильм, демонстрирующий обрядовый этикет. https://yadi.sk/i/Zuh5EMv_3TWBJr
В ходе выполнения выше указанных заданий у учащихся формируют следующие общеучебные компетенции:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов;
- анализировать материал и создавать собственные модели.
Использование учебных практик позволяет:
- Повысить положительную мотивацию учения у детей.
- Каждому ребенку обучаться на уровне его возможностей и способностей.
- Обеспечить высокую степень дифференциации обучения.
- Возможность оценить каждого ребёнка.
В ходе использования учебных практик школьники учатся взаимодействовать, они включаются в творческую деятельность и деятельность по поиску и обработке информации, что способствует формированию общеучебных компетенций.
Результат.
Отмечен рост качества знаний учащихся, улучшение качества их творческих работ. Учащиеся являются победителями и призёрами городских, областных конкурсов проектных работ, а также финалистами и призёрами Всероссийского фестиваля «Леонардо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: С...
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...
Использование игровых технологий на уроках ОРКСЭ
Игровые технологии на уроказ ОРКСЭ в начальной школе...
Использование современных технологий на уроках ОРКСЭ
Технология проблемного обучения:Это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Задачи проектного обучения. При...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативных универсальных учебных действийна уроках ОРКСЭ...