Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

Борникова Ильмира Робертовна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

на уроках ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstuplenie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Борникова И.Р

МБОУ гимназия №1 города Челябинск

 учитель начальных классов

учитель

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

на уроках ОРКСЭ

 Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным гражданином. Главная задача современной школы – это раскрытие коммуникативных способностей каждого ученика, воспитание личности, обладающей необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. 

 Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Чрезвычайно благоприятным  для формирования коммуникативных действий является учебный предмет ОРКСЭ. Уроки, организованные в форме диалога и дискуссии,  позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.  

Неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ является работа с текстом.  Тексты учебника помогают понять главную нравственную идею. На уроках используются разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, рефлексивное. Беседа по прочитанному способствует развитию коммуникативных умений и навыков. Ученики отвечают на вопросы учителя,  сами формулируют вопросы и задания содержательного и проблемного характера, которые распределяются между группами. На уроках ОРКСЭ используем такую форму работы как взаимообъяснение, когда учащиеся выступают в роли учителя, демонстрируя или объясняя небольшой фрагмент темы.

На страницах этого учебника встречаются  такие задания, как «подготовь рассказ», «объясни», «дополни», «проанализируй поступок» и другие. Предполагается, что задания выполняются учеником индивидуально. Но,  по сути, они имеют коммуникативную природу: ведь рассказ всегда адресован кому-то, описание и объяснение имеют смысл только в ситуации общения и взаимодействия. Для младших школьников необходимо социальное опосредствование. Поэтому, целесообразно практиковать выполнение хотя бы части таких заданий детьми, объединенными в пары или группы по 3-4 человека для обмена информацией, обсуждение разных точек зрения, выработки общего мнения и создания общего описания. Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, словом, действовать естественно и раскованно.  

В курсе  ОРКСЭ много  различных понятий.  Составление общеклассного словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Чтобы  учащиеся  могли запомнить и свободно оперировать этими понятиями,   используем на уроках следующие приемы:

« Домино» – состоит  из  карточек,  каждая  карточка разделена чертой на две части – на  одной  записано  понятие,  на  другой  – определение к другому понятию. Такой прием используется в парной работе.

«Кроссворды». Одна группа детей заранее готовит для другой группы кроссворд с использованием изученных понятий.

Всегда интересна для ребят такая форма работы как интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Детям предлагается взять  интервью по определенной теме у членов своей семьи, одноклассников, педагогов. Вопросы для интервью разрабатывают  учащиеся индивидуально,  после чего идет обсуждение в группах и отбираются наиболее интересные вопросы. Полученные ответы могут использоваться  в качестве материала для создания проблемных ситуаций, творческих работ.

Театрализация привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания. Максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Кроме того, драматизация привлекательна еще и тем, что через текст героев, постановку и общее настроение учащиеся могут более глубоко передать суть изучаемых явлений и собственного осмысления материала.

 По итогам изучения темы предлагаем творческую работу по выбору. Она позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.

Важно, чтобы творческие работы были оригинальными, стимулировали фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций.

Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами.  В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других российских педагогов.

Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий, которая состоит из последовательности взаимосвязанных семи этапов.

Первый этап мастерской – индукция, предполагает создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика. В качестве индуктора могут быть использованы: слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок.  Всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.  Данный этап определяет  успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность.    

Самоконструкция - этап, на котором ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, имеющийся жизненный опыт, точку зрения. Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения.

Социоконструкция – парная работа, в процессе которой  происходит взаимная оценка индивидуально созданных проектов, сопоставление своих знаний с опытом товарища, взаимная корректировка  их.

На этапе социализации процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в группах не более пяти человек. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Результат работы группы оформляется в виде текстов, схем, стихотворений, рисунков, проектов.  Их презентация происходит на этапе афиширования, задача которого – обеспечить «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

 Шестой этап -  разрыв, предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.

Седьмой этап – рефлексия.  Это  возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым.

Развитие коммуникативных умений и навыков – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок   постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это уже новообразования личности,  которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.

Список источников

 1.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

2. Методологические  особенности  преподавания  комплексного  учебного  курса «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики»:  Учебно-методическое  пособие/  [А. В. Левитский]; – Екатеринбург, 2011. – 73 с.

3. Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002

4.ВолковаТ.Г.(г.Апатиты)-учитель нач.классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка.

Предлпгпю вашему вниманию презентацию на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка в начальной школе" . Презентация содержит как теоретическую, так и ...

"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по окружающему миру"

Задание 1:Определите по признакам, о каком насекомом идет речь: прыгает, стрекочет, зеленое, безобидное, незаметное, живет в малой семье. Кто это, по-вашему?(Это кузнечик.)-А что помогло вам узнать, к...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе явля...

«Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

«Приемы  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»....

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...