План конспект урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Культура и религия КЧР. Древнейшие храмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_religiya_kchr.drevneyshie_hramy.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Культура и религия КЧР. Древнейшие храмы.

Класс: 4

Количество часов проведения урока: 1

Цель: знакомство с историей христианства в Карачаево-Черкесской республике с I по ХХ век. Познакомить с культурным наследием.

Задачи:

Обучающая: ознакомление  учащихся с православными святынями на территории Карачаево-Черкесской Республики, их историей и архитектурой.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к культурному наследию страны.

Развивающая: развивать эмоциональную, образную речь, формировать коммуникативные способности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ по теме, иллюстрированный материал, работа в группах, участие в диалоге.

Основные понятия и термины: общечеловеческие ценности, храм, святыни.

Средства наглядности: презентация содержащая фотографии храмов, карточки с индивидуальными заданиями

Оборудование: 

 С. И. Ожегов «Толковый словарь»,

А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыканов « Основы религиозных культур и светской этики». Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2017г.

А. Нартов «Православные святыни Карачаево –  Черкесии», 2018г.

Компьютер, экран.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать первоначальное представление об религиозно- культурном наследии республики как духовно-ценностное наследие России.

Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: развивать уважение и доверие к истории культуры всех народов, доброжелательность и эмоционально - нравственную отзывчивость.

Ход урока

1.Организационный момент (Приветствие, организация внимания)

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? ( тема предыдущего урока «Православие - основа Российской цивилизации»)

-  какие правила жизни должен знать и выполнять человек? (ответы учащихся)

3.Постановка проблемного вопроса.

- ребята, отгадав загадку, вы сможете сформулировать тему урока «На горе стоит свеча, в ней молитва горяча» (ответы учащихся) (Слайд 1)

4.Формулировка темы урока

- учащиеся определяют тему и цели урока (раскрыть понятие «храм», познакомиться с православными святынями, определить роль храмов в истории православных христиан …)

5. Самоопределение к деятельности

 « Все свои помыслы и представления о высшей красоте, любви и добре

связывали наши предки с образами храма, воплощением Царства Божия на Земле». Л. А. Рапацкая (звучит колокольный звон)

- как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)

- что такое храм? (ответы учащихся). (Слайд 2)

- работа со словарем Ожегова (запись в тетрадь понятия – храм)

6. Изучение нового материала

- Беседа:

Историческая эпоха кавказской земли

Карачаево-Черкесская республика - это уникальный регион Российской Федерации. Территория республика занимает 400247 кв. км и включает в себя предгорные равнины и горы Кавказа. На границе с Кабардино-Балкарией расположена самая высокая гора Европы – Эльбрус (Слайд 3). По республике протекает 172 реки (Слайд 4). В разные исторические эпохи эту землю населяли разные народы и каждые со своей верой, культурой и историей. Каждый народ оставлял свой след на благословенной Кавказской земле. Наш долг знать о вере, истории и культуре народов живших и живущих в Карачаево-Черкесии (Слайд 5).

- «Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего»

античный философ Платон

Описывая историю христианства, следует упомянуть, что христиане веруют в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, который жил в первом веке и пришел в мир для того, что бы спасти человека и человечества от греха и смерти. В основе веры лежит представление о человеке как о свободном существе, сотворенном Богом. Каждый может свободно либо избрать, либо отказаться от веры в Господа Иисуса Христа. Уверовавший же человек свободно же следует со своим Господом к Богу Отцу, исполняя его заповеди и укрепляясь всемогущей благодатью Духа Святого. Вера всегда лежала, и будет лежать в основании культуры, традиций и обычаев любого народа (Слайд 6).

7. Физминутка.

8. Продолжение работы по теме урока.

Храмы и святыни Карачаево - Черкесской республики. Виртуальная экскурсия.

Земля Карачаево-Черкесии хранит уникальные святыни – Византийские храмы 10 века (Слайд 7). Эти древнейшие памятники средневековой Алании всегда интересовали историков и продолжают оставаться объектов научных исследований (Слайд 8). Однако христианство в Карачаево-Черкесии не осталось далеким прошлом. Православие остается одной из коренных религий жителей республики. Историю христианства Карачаево-Черкесии можно условно разделить на 3 периода: первый относится к I веку, второй период отмечен влиянием Византийской империей на народы и государство Кавказа и длится с VI по XIII век. Третий период связан с вхождением территории Карачаево-Черкесии в состав Российской империи 1829 году и длится до сего дня. Каждый из указанных периодов истории христианства в Карачаево-Черкесии связан с уникальными архитектурными памятниками культуры – христианскими храмами, почитаемые православные Святыни (Слайд 9).

Юстиниан великий, правивший в VI веке обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старание к обращению их в христианство. Это и внесло к нам миролюбивое занятие искусством и просвещением (Слайд 10). Священник назывался у нас шогень, епископ – шехник. Просвещение народов северного Кавказа связано с деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Слайд 11). Эти святые являются не только авторами славянской азбуки , но и активными проповедниками христианской веры, в частности в Хазарском каганате, который к IX веку включал в себя весь северный Кавказ.

С этого момента начинается активное распространение христианства, по Византийским образцам строятся  замечательные Зеленчукские храмы, а так же Шаонинский и Сентинский (Слайд 12, 13).

Вера лежит в основании культуры, которые немыслимы без памятников. Такими памятниками культуры являются обычаи и традиции народа, его язык и творчество, сооружение и изображения, одежда и кухня. Многие века под влиянием разнородных сил и традиций формировалась сегодняшняя культура народ Карачаево-Черкесии (Слайд 14).

Почитаемые православные святыни.

В Х веке, в ущелье реки Большой Зеленчук на территории древнего аланского государства были построены Нижне- Архызский и Зеленчукский храмы . С разрушением Аланского государства Нижне - Архызское городище вместе с храмами пришло в запустение (Слайд 15). В 1086 году на территории заброшенного городища поселились афонские монахи во главе с иеромонахом Серафимом, настоятелем Хиландарского монастыря (Слайд 16). С первых дней поселения, монахи взялись за восстановление древних храмов (Слайд 17, 18). Храмы возобновляли без малейших изменений наружного и внутреннего устройства – своды, крыши из каменных плиток, уцелевших фресок (Слайд 19, 20).

В 916 году был построен кафедральный собор Аланской епархии. Это крупный и монументальный храм (Слайд 21, 22). Стены его сложены из чисто отесанных камней и плит пещаника, в лучших традициях восточно- византийского зодчества. В настоящее время является храмом- музеем, в нем не совершаются богослужения (Слайд 23). 

Вслед за Северным храмом в Х веке был построен городской собор. Он имеет византийскую архитектуру схожую с абхазскими храмами (Слайд 24). В конце ХIХ века храм реставрировался монахами Афонского мужского монастыря. На сегодняшний день богослужение совершается один раз в год в День Святого Духа.

В конце Х века на территории древнего города была построена домовая церковь, самая маленькая по размерам. В результате реставрации манашеской у храма появился несвойственный металлический свод (крестовокупольный). (Слайд 25)

19 мая 1999 года, накануне 2000 - летия Рождества Христова, в горах напротив Зеленчукских храмов на скальной террасе был обнаружен Лик Христа Спасителя (Слайд 26). Древнее изображение смотрит точно на восток, на Георгиевский храм Нижне - Архызского городища. По мнению ученных образ был написан в Х веке, тогда же, когда строились Зеленчукские храмы. Икону писал профессиональный иконописец способом яичной темперы тремя основными красками: темно-красной, коричневой и белой. Лик Христа похож на знаменитую синайскую икону Христа Вседержителя ( Слайд 27).

9. Закрепление изученного материала

- Вот и закончилась наша экскурсия. Сейчас посмотрим, насколько вы были внимательны, запомнили новый материал.

- Отгадать святыни по картинкам - (проводится групповая работа с музыкальным сопровождением).

10. Рефлексия.

- работа по карточкам (групповая): метод незаконченного предложения

Закончить предложения

- я узнал (а)_______

- я был удивлен (а) тем, что ______

- хочу рассказать родителям _____

11. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали во время экскурсии?

- Какое значение имеет храм в жизни христианина?

- Почему христиане с такой заботой и любовью относятся к храмам?

12. Домашнее задание

- подготовить макет любого православного храма

Примечание: по ходу урока выступление учителя сопровождалось иллюстративным материалом, музыкальным сопровождением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...