Нравственный поступок
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ учителя начальных классов МАОУ «СОШ № 24» г. Сыктывкара Княжевой Ольги Алексеевны.
Урок по теме:
Нравственный поступок
(модуль «Основы светской этики» 4 класс)
Цель: формирование у учащихся представления о том, что «нравственный поступок» и «мораль» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни.
Задачи:
- создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
- Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
- Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.
- Анализировать известные знания учащихся о поступках.
- Определение - нравственный и безнравственный поступок.
- Мотивировать учащихся на нравственные поступки.
- Развивать речь учащихся, словарный запас.
Планируемые результаты.
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести
Основные термины и понятия:
• Поступок.
• Нравственный поступок.
Милосердие.
• Мотив.
• Цель поступка.
• Средства достижения цели.
• Действие.
• Результат.
Оборудование: 1презентация,
2. УМК Москва Просвещение учебник «Основы светской этики» 2012 г.
3. видео ролик Светланы Копыловой «Окно»
4. карточки
Контрольно - оценочные действия (отсутствуют на данном уроке)
Конспект урока.
- Организационный момент (выяснение настроения учащихся).
Игровой приём «Улыбка»
Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю, а теперь повернитесь улыбнитесь нашим гостям и поприветствуйте их. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.
Сегодня мы продолжим наш разговор о добре, о жизни, о том, как надо жить, чтобы быть настоящим человеком.
О словах, о важных
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.
- Вывод школьников на проблему.
Ребята подготовили для нас с вами небольшую сценку, давайте посмотрим.
Слова автора читает учитель.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И
старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поѐт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит
другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают еѐ соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного
нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит
спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову
кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поѐт, соловьѐм заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неѐ вѐдра тяжѐлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья? (Как вы думаете, что ответил старик этим 3 женщинам?)
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
Сценка
3. Беседа.
- Какого из 3-х мальчиков старик называет сыном и почему других мальчиков старик не посчитал сыновьями?
- А почему вы считаете, что первый и второй сын не совершили поступка?
-Так что же такое поступок? А где мы можем узнать, что такое поступок? (словарь, учебник, энциклопедия, интернет, учитель)
Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова.
ПОСТУПОК, -пка, м. 1. Совершенное кем-н. действие. Хороший, плохой п. Совершить необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был п.
Итак, это совершенное кем-нибудь действие. Ребята, а мы были правы, говоря о том, что и сыновья первых двух женщин, и сын третьей женщины совершали действия? (Да). Ребята, а какие бывают поступки? Подберите прилагательные. (хорошие, плохие, смелые, справедливые….)
А сейчас ребята мы поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, распределите их на группы. На какие - подумайте сами.
Один человек выходит и распределяет на доске.
- На какие группы распределил? (хорошие и плохие поступки)
-Ребята, а как еще можно назвать хороший, добрый поступок, основанный на нормах общественного поведения?
Давайте посмотрим на экран. Обратимся к толковому словарю Ефремовой Т.Ф.
Как называется поступок, основанный на нормах общественного поведения?
(Поступок, основанный на нормах общественного поведения называется нравственным поступком. Слайд.)
О каких поступках мы будем вести речь? О чем же сегодня мы будем говорить на уроке?Итак, тема урока: Нравственный поступок. Слайд
- Построение логической цепочки в развитии мысли.
Ребята, я предлагаю вам поработать с таблицей. Она есть на каждой парте. (надо указать название таблицы: Нравственный поступок. Я бы переставила работу с таблицей перед работой со словарями Ожегова и Ефремовой). Перед вами таблица, у вас она есть в распечатках, давайте ее заполним.
Что я знаю | Что я хочу узнать | Что я узнал |
- Что мы уже знаем о нравственном поступке? (хороший, добрый поступок, поступок – это действие)
- Во вторую колонку запишите вопрос(ы), чтовы хотите (хотели бы)сегодня (на уроке) узнать?
(чем отличается нравственный поступок от безнравственного)
- Обращение к личности ребёнка.
Для того чтобы получить ответы на вопросы я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (Светлана Копылова «Окно»)
- Где происходят события в песне - притчи?
- Кто герои этого произведения?
- Какими вы представили себе этих героев?(Дети дают характеристику героям)
-Докажите своё мнение.(Почему добрый, почему злой)
Давайте посмотрим продолжение ролика.( до момента смерти одного из больных)
-Выскажите своё предположение, как поступит другой больной?
- Точка наивысшего напряжения.
Продолжение просмотра ролика (до конца)
- Почему больной, который лежал около дверей не позвал на помощь медсестру, хотя и мог?
- В какой момент он понял, что его поступок был неправильным? (Когда он занял место у окна)
- Кто ему помог это понять? (Медсестра.)
- Вспомните, как она объяснила, почему вместо речки, облаков, он увидел лишь каменную стену?
-А как бы вы сейчас ответили на вопрос, какими были герои этой песни - притчи? (Милосердным и безнравственным)
-Докажите своё мнение.
- А как бы вы поступили на месте героев?
- Ребята, о каком поступке идет речь в данном ролике?
- Принес ли кому-то пользу поступок слепого мужчины?
Ведь нравственные поступки совершают бескорыстно.
7. Физкультминутка.
8. Работа с учебником.
Нравственный поступок человека имеет 5 признаков. Интересно узнать - какие?
Для этого обратимся к учебнику. Прочитайте материал на странице 40-41. Заполните схему (она есть у каждого на парте):впишите в пустые прямоугольники слова, начертите к ним стрелки и на стрелках запишите вопрос, который вы тоже найдете в учебнике. Будьте внимательны при чтении.
- Мотив (Зачем?). Скажите, почему у больного, койка которого стояла у окна, возник мотив помочь другому больному?
- Цель (Для чего?). Для чего он это сделал?
- Средства (Как он это сделал?).
- Действия (что я делаю?) Добровольно ли он это делал? Или по принуждению?
- Результат. (что получилось?) Приносит ли поступок пользу? Как называется поступок, который приносит пользу?
А сейчас, ребята, мы поработаем в группах.
1 группа. Ответьте на вопрос: Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы совершить нравственный поступок? Выберите нужные карточки и прикрепите их на доску. (дружелюбие, вежливость, доброжелательность, отзывчивость, доброта, сочувствие)
2 группа. Какие качества характера мешают совершать нравственные поступки? (зависть, враждебность, злоба, жестокость, ненависть).
3 группа. Приведите пример из художественной литературы, где герой совершает нравственный поступок. Почему вы считаете, что этот поступок нравственный?
4 группа. Закончи заповедь.
Попробуй не захватить, а…………….(отдать).
Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).
Не спрятать, а …………..(поделиться).
Не кричать, а …………(выслушать).
Не разорвать, а…………..(склеить).
5 группа. Составьте пословицу из предложенных фраз.
«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». О чем эта пословица?
- Открытый финал.
– Я – человек! Каждый из нас может так сказать про себя? Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным). - Мудрые слова о важности того, что Вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всѐ прекрасное на Земле от солнца, всѐ хорошее – от человека». Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всѐ хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое имя – человек. Люди говорят: «Стань человеком!» То есть, они призывают проявить всѐ то, о чѐм Вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всѐм том, что совершает человек.
- Кого из героев этой песни - притчи считать человеком? Объясните своё мнение.
- Рефлексия.
Хочу поблагодарить Вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за Вашу помощь. Когда я Вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я Вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и Вы благодарить людей за всѐ хорошее, что они Вам делают. Я надеюсь, что каждый из Вас будет настоящим человеком и будет дарить только радость окружающим. - Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского «Человек должен быть умѐн, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить высокое звание – человек». - А сейчас,
Кто для себя взял с нашего урока полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то – тучку. А кто остался равнодушным – пустой листок.
- Домашнее задание
Пересмотрите ещё раз песню - притчу Светланы Копыловой «Окно» вместе с родителями.
Обсудите со взрослыми поступки героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уважение к матери,старшим членам семьи-важнейший нравственный поступок добродетельности
Внеклассное мероприятие "Уважение к матери,старшим членам семьи-важнейший нравственный поступок добродетельности"...
Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"
Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....
Открытый урок по курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок" в 4 классе
Открытый урок по курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок" в 4 классе...
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 19
В данной работе представлен первый урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Урок предполагает получение учащимися первичных пред...
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 20
В данной работе представлен второй урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Второй урок расширяет знания детей о нравственном по...
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 21
В данной работе представлен третий урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».Урок отводится на обобщение изученного материала в хо...
нравственный поступок
Понятие нравственности в современном мире....