конспект урока по ОРКСЭ 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

  • Тема урока  - Христианская семья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse.docx312.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема конспекта урока

«Христианская семья»

  • УМК, авторы - «Основы православной культуры» А. В. Кураев
  • Класс - 4
  • Предмет – Основы православной культуры
  • Тема урока  - Христианская семья
  • Тип урока  - урок усвоения  новых знаний
  • Место урока в системе уроков по данной теме – урок №27
  • Цель урока: формировать  у  учащихся 4 класса ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных образовательных компетенций  в рамках изучения предмета ОРКСЭ по теме "Христианская семья".

Задачи:

  • обучающие - сформировать  у учащихся представления о семье, о венчании, о выражении «мученический венец», о семейных традициях и праздниках, о воспитании детей родителями в семье;

раскрыть понятия «семья», «члены семьи», «венчание»;

обобщить знания по предыдущей теме урока; 

  • воспитательные -  воспитывать любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки и выполнение долга перед родителями, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока.
  • развивающие - развивать  представления о духовно-нравственных ценностях   семьи для христиан; способствовать развитию позитивного отношения к семье, к православным традициям, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

  • предметные -  дети смогут составить представления о семье, о венчании, о выражении «мученический венец», о семейных традициях и праздниках, о воспитании детей родителями в семье;

           - обобщить знания по темам "Библия", "Книга природы".

  • метапредметные – научатся  извлекать существенную информацию из  различных источников; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и  одноклассников; формировать умения  выстраивать речевые высказывания по теме, отстаивать собственное мнение;
  • личностные – прививать уважительное и бережное отношение к своей семье,  умение общаться в кругу семьи; осознание понимания роли семьи  в жизни человека;

    Основные термины и понятия урока: семья, христианская семья,  ценность, семейные традиции, дисциплина, молитва,  тактичность.

  • Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):

          1)Учебник  «Основы православной культуры» (4-5 классы), автор    

           Кураев А.В.

2) Иллюстрации к уроку: карточка с ребусом, иконы святых князей Петра и Февронии;

3) Произведение Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»,

4) Блиц-опрос по вопросам, рефлексия (вопросы для самооценки);

          5)  http://azbyka.ru/dictionary/Православная энциклопедия «Азбука веры»;

6) http://steshka.ru/zagadki-pro-mamu-dlya-detej

            7) http://www.skazayka.ru/staryiy-ded-i-vnuchek-basnya/

                                                                                                                                                                                     

  • Межпредметные связи (указать предметы и темы): литературное чтение – Рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»,  устное народное творчество; русский язык – «Синонимы, антонимы»; окружающий мир – «Домашние животные».
  • Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом,  устный рассказ на тему, самостоятельная работа.
  • Этапы урока:
  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Мотивация к учебной деятельности.
  4. Сообщение темы и целей урока.
  5. Первичное усвоение новых знаний.
  6. Физминутка.
  7. Первичная проверка понимания.
  8. Закрепление материала.
  9. Рефлексия.
  10.  Домашнее задание.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы обучения

Способы организации деятельности[1]

Средства обучения

1 этап урока – Организационный момент

Дидактическая задача этапа

Признаки решения дидактической задачи

Создание положительного эмоционального настроя

на  усвоение учебного материала.

Учащиеся мотивированы рассуждать, понимать и выполнять задания

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение

Дети улыбаются друг другу и желают удачи.

2 этап урока – Проверка домашнего задания

Дидактическая задача этапа

Признаки решения дидактической задачи

обобщить знания по темам "Библия", "Книга природы".

Учащиеся дают развернутый ответ по изученным темам

- Вспомните, что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»?

- Объясните словосочетание «экологический кризис»?

- Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

- В чём проявляется милосердие к животным?

-Для чего Ной несколько лет строил корабль-ковчег?

- Откуда пошла поговорка «Каждой твари по паре»?

- А сейчас послушаем сообщения ребят о том, как они заботятся о своих домашних питомцах.

Ученики  отвечают на вопросы, по ранее изученной теме (стр.85-86).

Слушание докладов о домашних питомцах.

фронтальный

3 этап урока – Мотивация к учебной деятельности.

Дидактическая задача этапа

Признаки решения дидактической задачи

Стимулирование познавательного

 интереса.

Дети самостоятельно называют тему урока.

А теперь внимание на доску. Отгадайте  ребус.  

   Доскажите слово:   - Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная…  Молодцы!

Семья.

Дети отвечают хором (семья)

Картинка с ребусом

(приложение 1)

4 этап урока – Сообщение темы и целей урока.

Дидактическая задача этапа

Признаки решения дидактической задачи

Создать ситуацию для самостоятельного формулирования целей урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.

Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?

- Действительно мы поговорим на уроке  о  Христианской семье.

- Давайте сначала попробуем выделить важные вопросы, которые мы сегодня на уроке должны узнать.

А для этого прочитайте статью в учебнике на стр.86-87.

1. Что такое семья?

2. Как в православии называется вступление в брак?

3. Что такое «мученический венец»? 

4. Разберем слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга …»

5. Для чего нужны в дружной семье общие события и праздники, семейные традиции?

6. Какое умение называется тактичность?

Ответы детей

Учащиеся читают статью, Составляют вопросы к уроку (учитель помогает формулировать их)

Частично поисковый метод

Самостоятельное чтение

Фронтальная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Учебник стр.86 -87

5 этап урока – Первичное усвоение новых знаний.

Дидактическая задача этапа

Признаки решения дидактической задачи

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Дети готовы оформлять свои мысли в устной форме, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

1.- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся. - Чтобы Вы хотели узнать о христианской семье? Послушайте семь главных правил семьи.

(приложение 2)

- В семье должны выполняться все правила сказанные в стихотворении «Семь главных правил», основанные на взаимном доверии, и, главное, послушание Богу.

- А как можно назвать такую семью? (Христианской семьёй)

Прекрасным примером христианской семьи может служить супружеская жизнь благоверных князя Петра и княгини Февронии. История их жизни много лет живёт в преданиях Муромской земли. Послушайте сообщение: (приложение 3)

2. –Найдите и прочитайте, почему заключение брака в церкви называется венчание?

-Что означает венец над молодожёнами?

3. -Что означают слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»

4. -Что нужно для  сохранения дружной семьи и для воспитания ребёнка в семье?

5. - Каким важным умением должны обладать члены семьи?

- Что же такое тактичность?

Чтение статьи «Это интересно» и отрывок из учебника о крестьянской семье и взрослых сыновьях.

Ответы детей. 

Подготовленные учащиеся читают стихотворение.

Ответы детей.

Ответы детей.

Анализ и обсуждение прочитанного.

Иллюстративный метод

Частично

поисковый метод

Фронтальная работа

Фронтальная работа

коллективная

работа

Иллюстра-

ция  (приложе-ние 4)

Выборочн-ое чтение по учебнику стр. 86.

Выборочн-ое чтение по учебнику стр. 87.

6 этап урока - Физминутка

Дидактическая задача этапа

Признаки решения дидактической задачи

Снять  умственное напряжение,  дать детям небольшой отдых.

Дети сняли умственное напряжение, отдохнули.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья.

Мама, папа, брат   и я.  

прыжки

7 этап урока – Первичная проверка понимания

Дидактическая задача этапа

Признаки решения дидактической задачи

Формирование  умений анализировать, выделять существенные признаки.

Дети готовы делать простые выводы, строить рассуждения, осуществлять анализ с выделением существенных признаков

Вспомните золотое правило этики: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

У вас на парте лежит рассказ Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек». Прочитайте его и ответьте на вопросы: - Как вы думаете, ребята, что почувствовали при этом родители мальчика?

- А как они потом стали относиться к старому деду? Это очень назидательная история, она нас многому учит. Ребята, так как мы должны относиться к старшим членам семьи?

Читают рассказ

Обсуждение  в парах и ответы детей.

Ответы детей.

Метод прблем-ного изложе-ния

Работа в парах

Фронтальная работа

Подготовленные тексты (приложение 5)

8 этап урока – Закрепление материала

Дидактическая задача этапа

Признаки решения дидактической задачи

Организовать самостоятельное

 выполнение  учебного материала.

Дети смогли самостоятельно выполнить предложенную работу.

Игра « Собери пословицу» и объясни.

Блиц-опрос по вопросам: (отвечаем одним словом):

Дети работают по 4 человека.

Выступает один.

Групповая работа

Индивидуальная с взаимопро-веркой

Листочки с послови-цами. (приложение 6)

карточки (приложение 7)

9 этап урока – Рефлексия

Дидактическая задача этапа

Признаки решения дидактической задачи

Проанализировать результативность своей деятельности    на уроке, определить уровень овладения учебным материалом.

Дети  смогли самостоятельно подвести итог, получили удовлетворение от своей работы.

- Наш урок подходит к концу и я предлагаю вам лист самооценки.

Дети заполняют листочки для рефлексии

индивидуальная

листочки с вопросами

(приложение 8)

10 этап урока – Домашнее задание

                      - Найти и прочитать стихотворение о  семье;

                      - написать, какие семейные традиции существуют в семье.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь  своей семьи.                          

 УРОК ОКОНЧЕН.

Приложение №1 

C:\Users\user\Desktop\81d5e8abcf.jpg

Приложение №2 

И. Молчанова

«Семь главных правил»

1. Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

2. Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по - разному.

3. Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник,
И продолженье рода. Пусть струится!


4. Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.


5. Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.


6. А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.


7. Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.


8. И наконец, седьмое – чистота.
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива и радостна.

Приложение№3

Петр и Феврония – православные покровители семьи. Поэтичное и поучительное повествование о супружеской любви и их верности с древних времен считается примером идеального христианского брака.

Благоверным Петру и Февронии Муромским молятся о семейном благополучии, о счастье в браке, о даровании детей. История жизни и любви благочестивой супружеской пары, жившей в Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику, который отмечается с 2008 года в России как День семьи, любви и верности

Приложение№4

Иллюстрации икон святых князей Петра и Февронии;

C:\Users\user\Desktop\img0.jpg

C:\Users\user\Desktop\19205.jpg

Приложение №5.

Лев Николаевич Толстой

«Старый дед и внучек»

 

         Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

        Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

 — Что ты это делаешь, Миша?

 А Миша и говорит: — Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

 Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Приложение№6

Собери пословицы (карточки разрезаются и перемешиваются)

Кто родителей почитает,

тот вовеки не погибает.

Не кивай пальцем,

сам будешь старцем.

Когда семья вместе,

и душа на месте.

Дом красив не углами,

а пирогами.

Каков батюшка,

таковы у него и детки.

Приложение№7

Блиц – опрос по вопросам

1.Маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды.

2.Как в православии называется вступление в брак?

3.Что означает венец и кольцо для молодожёнов?

4.Что означают слова бремена, бремя. Назовите синонимы данных слов.

5. Назовите антоним для слова хамство.  

Приложение№8

Лист самооценки урока:

1.

На уроке мне понравилось…

2

Мне не понравилось на уроке…

3

Из урока я сделал(а) вывод о том , что семья это…

4

Мне захотелось узнать больше  о…


[1] Фронтальный, групповой, индивидуальный, в парах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева

Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...