конспект урока по ОРКСЭ 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема конспекта урока
«Христианская семья»
- УМК, авторы - «Основы православной культуры» А. В. Кураев
- Класс - 4
- Предмет – Основы православной культуры
- Тема урока - Христианская семья
- Тип урока - урок усвоения новых знаний
- Место урока в системе уроков по данной теме – урок №27
- Цель урока: формировать у учащихся 4 класса ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных образовательных компетенций в рамках изучения предмета ОРКСЭ по теме "Христианская семья".
Задачи:
- обучающие - сформировать у учащихся представления о семье, о венчании, о выражении «мученический венец», о семейных традициях и праздниках, о воспитании детей родителями в семье;
раскрыть понятия «семья», «члены семьи», «венчание»;
обобщить знания по предыдущей теме урока;
- воспитательные - воспитывать любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки и выполнение долга перед родителями, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока.
- развивающие - развивать представления о духовно-нравственных ценностях семьи для христиан; способствовать развитию позитивного отношения к семье, к православным традициям, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
- предметные - дети смогут составить представления о семье, о венчании, о выражении «мученический венец», о семейных традициях и праздниках, о воспитании детей родителями в семье;
- обобщить знания по темам "Библия", "Книга природы".
- метапредметные – научатся извлекать существенную информацию из различных источников; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников; формировать умения выстраивать речевые высказывания по теме, отстаивать собственное мнение;
- личностные – прививать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи; осознание понимания роли семьи в жизни человека;
Основные термины и понятия урока: семья, христианская семья, ценность, семейные традиции, дисциплина, молитва, тактичность.
- Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):
1)Учебник «Основы православной культуры» (4-5 классы), автор
Кураев А.В.
2) Иллюстрации к уроку: карточка с ребусом, иконы святых князей Петра и Февронии;
3) Произведение Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»,
4) Блиц-опрос по вопросам, рефлексия (вопросы для самооценки);
5) http://azbyka.ru/dictionary/Православная энциклопедия «Азбука веры»;
6) http://steshka.ru/zagadki-pro-mamu-dlya-detej
7) http://www.skazayka.ru/staryiy-ded-i-vnuchek-basnya/
- Межпредметные связи (указать предметы и темы): литературное чтение – Рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», устное народное творчество; русский язык – «Синонимы, антонимы»; окружающий мир – «Домашние животные».
- Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, устный рассказ на тему, самостоятельная работа.
- Этапы урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Сообщение темы и целей урока.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Физминутка.
- Первичная проверка понимания.
- Закрепление материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы обучения | Способы организации деятельности[1] | Средства обучения | |||||||||||
1 этап урока – Организационный момент | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа | Признаки решения дидактической задачи | ||||||||||||||
Создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала. | Учащиеся мотивированы рассуждать, понимать и выполнять задания | ||||||||||||||
Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение | Дети улыбаются друг другу и желают удачи. | ||||||||||||||
2 этап урока – Проверка домашнего задания | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа | Признаки решения дидактической задачи | ||||||||||||||
обобщить знания по темам "Библия", "Книга природы". | Учащиеся дают развернутый ответ по изученным темам | ||||||||||||||
- Вспомните, что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»? - Объясните словосочетание «экологический кризис»? - Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу? - В чём проявляется милосердие к животным? -Для чего Ной несколько лет строил корабль-ковчег? - Откуда пошла поговорка «Каждой твари по паре»? - А сейчас послушаем сообщения ребят о том, как они заботятся о своих домашних питомцах. | Ученики отвечают на вопросы, по ранее изученной теме (стр.85-86). Слушание докладов о домашних питомцах. | фронтальный | |||||||||||||
3 этап урока – Мотивация к учебной деятельности. | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа | Признаки решения дидактической задачи | ||||||||||||||
Стимулирование познавательного интереса. | Дети самостоятельно называют тему урока. | ||||||||||||||
А теперь внимание на доску. Отгадайте ребус. Доскажите слово: - Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная… Молодцы! | Семья. Дети отвечают хором (семья) | Картинка с ребусом (приложение 1) | |||||||||||||
4 этап урока – Сообщение темы и целей урока. | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа | Признаки решения дидактической задачи | ||||||||||||||
Создать ситуацию для самостоятельного формулирования целей урока. | Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. | ||||||||||||||
Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? - Действительно мы поговорим на уроке о Христианской семье. - Давайте сначала попробуем выделить важные вопросы, которые мы сегодня на уроке должны узнать. А для этого прочитайте статью в учебнике на стр.86-87. 1. Что такое семья? 2. Как в православии называется вступление в брак? 3. Что такое «мученический венец»? 4. Разберем слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга …» 5. Для чего нужны в дружной семье общие события и праздники, семейные традиции? 6. Какое умение называется тактичность? | Ответы детей Учащиеся читают статью, Составляют вопросы к уроку (учитель помогает формулировать их) | Частично поисковый метод | Самостоятельное чтение Фронтальная работа | Учебник стр.86 -87 | |||||||||||
5 этап урока – Первичное усвоение новых знаний. | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа | Признаки решения дидактической задачи | ||||||||||||||
Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. | Дети готовы оформлять свои мысли в устной форме, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. | ||||||||||||||
1.- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся. - Чтобы Вы хотели узнать о христианской семье? Послушайте семь главных правил семьи. (приложение 2) - В семье должны выполняться все правила сказанные в стихотворении «Семь главных правил», основанные на взаимном доверии, и, главное, послушание Богу. - А как можно назвать такую семью? (Христианской семьёй) Прекрасным примером христианской семьи может служить супружеская жизнь благоверных князя Петра и княгини Февронии. История их жизни много лет живёт в преданиях Муромской земли. Послушайте сообщение: (приложение 3) 2. –Найдите и прочитайте, почему заключение брака в церкви называется венчание? -Что означает венец над молодожёнами? 3. -Что означают слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» 4. -Что нужно для сохранения дружной семьи и для воспитания ребёнка в семье? 5. - Каким важным умением должны обладать члены семьи? - Что же такое тактичность? Чтение статьи «Это интересно» и отрывок из учебника о крестьянской семье и взрослых сыновьях. | Ответы детей. Подготовленные учащиеся читают стихотворение. Ответы детей. Ответы детей. Анализ и обсуждение прочитанного. | Иллюстративный метод Частично поисковый метод | Фронтальная работа Фронтальная работа коллективная работа | Иллюстра- ция (приложе-ние 4) Выборочн-ое чтение по учебнику стр. 86. Выборочн-ое чтение по учебнику стр. 87. | |||||||||||
6 этап урока - Физминутка | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа | Признаки решения дидактической задачи | ||||||||||||||
Снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых. | Дети сняли умственное напряжение, отдохнули. | ||||||||||||||
Наша дружная семья: Мама, папа, брат и я. Спортом любим заниматься, И конечно, закаляться. Мы - счастливая семья. Мама, папа, брат и я. | прыжки | ||||||||||||||
7 этап урока – Первичная проверка понимания | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа | Признаки решения дидактической задачи | ||||||||||||||
Формирование умений анализировать, выделять существенные признаки. | Дети готовы делать простые выводы, строить рассуждения, осуществлять анализ с выделением существенных признаков | ||||||||||||||
Вспомните золотое правило этики: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». У вас на парте лежит рассказ Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек». Прочитайте его и ответьте на вопросы: - Как вы думаете, ребята, что почувствовали при этом родители мальчика? - А как они потом стали относиться к старому деду? Это очень назидательная история, она нас многому учит. Ребята, так как мы должны относиться к старшим членам семьи? | Читают рассказ Обсуждение в парах и ответы детей. Ответы детей. | Метод прблем-ного изложе-ния | Работа в парах Фронтальная работа | Подготовленные тексты (приложение 5) | |||||||||||
8 этап урока – Закрепление материала | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа | Признаки решения дидактической задачи | ||||||||||||||
Организовать самостоятельное выполнение учебного материала. | Дети смогли самостоятельно выполнить предложенную работу. | ||||||||||||||
Игра « Собери пословицу» и объясни. Блиц-опрос по вопросам: (отвечаем одним словом): | Дети работают по 4 человека. Выступает один. | Групповая работа Индивидуальная с взаимопро-веркой | Листочки с послови-цами. (приложение 6) карточки (приложение 7) | ||||||||||||
9 этап урока – Рефлексия | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа | Признаки решения дидактической задачи | ||||||||||||||
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень овладения учебным материалом. | Дети смогли самостоятельно подвести итог, получили удовлетворение от своей работы. | ||||||||||||||
- Наш урок подходит к концу и я предлагаю вам лист самооценки. | Дети заполняют листочки для рефлексии | индивидуальная | листочки с вопросами (приложение 8) | ||||||||||||
10 этап урока – Домашнее задание | |||||||||||||||
- Найти и прочитать стихотворение о семье; - написать, какие семейные традиции существуют в семье. Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи. УРОК ОКОНЧЕН. |
Приложение №1
Приложение №2
И. Молчанова
«Семь главных правил»
1. Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных
2. Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по - разному.
3. Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник,
И продолженье рода. Пусть струится!
4. Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
5. Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
6. А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
7. Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
8. И наконец, седьмое – чистота.
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива и радостна.
Приложение№3
Петр и Феврония – православные покровители семьи. Поэтичное и поучительное повествование о супружеской любви и их верности с древних времен считается примером идеального христианского брака.
Благоверным Петру и Февронии Муромским молятся о семейном благополучии, о счастье в браке, о даровании детей. История жизни и любви благочестивой супружеской пары, жившей в Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику, который отмечается с 2008 года в России как День семьи, любви и верности
Приложение№4
Иллюстрации икон святых князей Петра и Февронии;
Приложение №5.
Лев Николаевич Толстой
«Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
— Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и говорит: — Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Приложение№6
Собери пословицы (карточки разрезаются и перемешиваются)
Кто родителей почитает, | тот вовеки не погибает. |
Не кивай пальцем, | сам будешь старцем. |
Когда семья вместе, | и душа на месте. |
Дом красив не углами, | а пирогами. |
Каков батюшка, | таковы у него и детки. |
Приложение№7
Блиц – опрос по вопросам
1.Маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды.
2.Как в православии называется вступление в брак?
3.Что означает венец и кольцо для молодожёнов?
4.Что означают слова бремена, бремя. Назовите синонимы данных слов.
5. Назовите антоним для слова хамство.
Приложение№8
Лист самооценки урока:
1. | На уроке мне понравилось… | |
2 | Мне не понравилось на уроке… | |
3 | Из урока я сделал(а) вывод о том , что семья это… | |
4 | Мне захотелось узнать больше о… |
[1] Фронтальный, групповой, индивидуальный, в парах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"
Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева
Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс
Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отнош...