Урок по ОРКСЭ "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ
Предварительный просмотр:
город Семёнов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Модуль «Основы светской этики»
урок № 12
Тема: Справедливость
Подготовила учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Крылова Ольга Юрьевна
Цель урока:
- Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
Задачи урока:
- Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
- Воспитание в детях чувства справедливости.
- Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Методы:
- словесные;
- частично-поисковый;
- методы самостоятельной работы;
- элементы исследовательского метода.
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Оборудование: м\медийная установка, экран, листы бумаги, ручки, толковый словарь, мультфильм «Лиса, заяц и петух», презентация, карточки с буквами
Ожидаемые результаты:
- умение поступать по справедливости,
- соблюдать моральные правила,
- умение оценивать свои поступки.
План урока
Организационный момент | 1 мин |
Постановка темы и цели урока | 7 мин |
Просмотр мультфильма | 11 мин |
Работа с информацией | 8 мин |
Работа в группе | 6 мин |
Самостоятельная работа | 7 мин |
Рефлексия | 4 мин |
Домашнее задание | 1 мин |
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?
Тогда мы начинаем.
- Постановка темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы с вами будем работать в группах и прежде, чем начать урок, давайте вспомним правила групповой работы. (Ответы детей)
Учитель: У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока.
Дети составляют слово справедливость
Учитель: Как будет звучать наша тема? (Справедливость) СЛАЙД 1
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим, какими моральными правилами должен руководствоваться справедливый человек.
Как вы думаете, что такое справедливость? (Ответы детей) СЛАЙД 2
- Просмотр мультфильма «Лиса, заяц и петух» и ответы на вопросы.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Лиса, заяц и петух».
Учащиеся просматривают мультфильм и идёт обсуждение после просмотра
Учитель:
- Справедливо ли лиса поступила с зайцем?
- В чём выразилась её несправедливость?
- А с лисой поступили справедливо?
- Можно ли финал сказки назвать справедливым? Почему?
- Работа с различными источниками информации СЛАЙД 3
(работа по группам)
Первая группа попытается найти значение слова «справедливость» в толковом словаре С. И. Ожегова;
Вторая группа выберет из группы слов те, которые близкие по смыслу со словом «справедливость» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Третья группа выбирает пословицы о справедливости. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Первая группа зачитывает свои ответы и идёт проверка на слайде
Учитель: Это одно из определений понятия «справедливость». Давайте посмотрим, как трактуется это понятие в других источниках. СЛАЙД 4
(показ на слайде и зачитывание определений)
- Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие.
(Толковый словарь С. И. Ожегова
- Справедливость - одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону.
(Русская энциклопедия)
- Справедливость - один из высших принципов взаимных отношений между людьми.
(Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)
Учитель: В наших учебниках тоже дано определение понятия «справедливость», откроем страницу 28, найдём его и прочитаем. (Чтение вслух детьми)
Учитель: Ребята, эти определения простые или сложные для нас с вами? (ответы детей)
- Посмотрите ещё раз на все формулировки значения слова «справедливость», вспомните мультфильм, который смотрели и попробуйте сформулировать своё определение этого понятия. СЛАЙД 5
(ответы детей и показ на слайде )
Справедливость – это отношение к людям по их делам.
Учитель: Давайте запишем это определение в свои словарики. (Записывают в тетрадь)
- А теперь обратимся ко второй группе. Они подбирали близкие по значению слова к слову «справедливость».
Вторая группа зачитывает свои ответы и идёт проверка на слайде
Равенство, правда, беспристрастие, правильность, совесть
Учитель: Запишите эти слова в словарик.
- И, наконец, третья группа подбирала пословицы о справедливости. СЛАЙД 6
Третья группа зачитывает свои ответы и идёт проверка на слайде
- Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
- Где нет справедливости, там нет счастья.
- Справедливый человек словно памятник: отовсюду виден.
- Если бы люди были справедливы, судьи бы ушли на отдых.
- Как аукнется, так и откликнется.
Учитель: Объясните значение одной из пословиц.
- Обсуждение моральных качеств справедливого человека.
Учитель: Ребята, если мы сегодня говорим о таком качестве, как справедливость, то какими же качествами должен обладать справедливый человек? Подумайте и запишите, какой же, по вашему мнению, должен быть справедливый человек?
(работа в группах) СЛАЙД 7
(Учащиеся зачитывают свои ответы и идёт проверка на слайде)
Добрый, умный, честный, правдивый, терпеливый, смелый, щедрый, мудрый
- Самостоятельная работа.
Учитель: Как же справедливый человек будет относиться к другим людям?
(справедливо)
Оказывается, существуют моральные правила, которыми мы должны руководствоваться. Сейчас вы самостоятельно поработаете с текстом на странице 29 учебника и найдёте эти правила.
(Дети читают учебник и озвучивают вслух ответы)
- Итог урока. Рефлексия.
Учитель: О каком человеческом качестве мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
Учитель: Справедливым может быть только человек с добрым сердцем. Давайте приклеим на большое сердце – сердце нашего класса наши сердечки и постараемся всегда поступать по справедливости, хоть это иногда бывает очень трудно.
(на классной доске – большое сердце, а у детей на парте маленькие сердца. Они приклеивают свои сердечки на большое сердце на доске)
- Домашнее задание
Обсуди с родителями и напиши правила, которые тебе помогут справедливо относится к людям.
Литература
- Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. «Основы светской этики». - Изд-во «Просвещение», 2012.
- «Книга для учителя» - Москва, Просвещение, 2012
- «Книга для родителей» - Москва, Просвещение, 2012
- Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.
- Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона – С. Петербург
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...