Урок по ОРКСЭ "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ

Ольга Юрьевна Крылова

Данный урок по курсу ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_spravedlivost.rar581.67 КБ

Предварительный просмотр:

город Семёнов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                средняя общеобразовательная школа № 3

Модуль «Основы светской этики»

  урок  № 12

Тема: Справедливость

                                                           Подготовила учитель начальных классов  

                                                                 первой квалификационной категории    

                                                                                       Крылова Ольга Юрьевна

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

Задачи урока:

  • Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
  • Воспитание в детях чувства справедливости.
  • Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
  • Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Методы:

  • словесные;
  • частично-поисковый;
  • методы самостоятельной работы;
  • элементы исследовательского метода.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листы бумаги, ручки, толковый словарь, мультфильм «Лиса, заяц и петух», презентация, карточки с буквами

Ожидаемые результаты:

  • умение поступать по справедливости,
  • соблюдать моральные правила,
  • умение оценивать свои поступки.

План урока

Организационный момент

1 мин

Постановка темы и цели урока

7 мин

Просмотр мультфильма

11 мин

Работа с информацией

8 мин

Работа в группе

6 мин

Самостоятельная работа

7 мин

Рефлексия

4 мин

Домашнее задание

1 мин

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает).

На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

Тогда мы начинаем.

  1. Постановка темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы с вами будем работать в группах и прежде, чем начать урок, давайте вспомним правила групповой работы.  (Ответы детей)

Учитель: У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока.

Дети составляют слово справедливость

  Учитель: Как будет звучать наша тема? (Справедливость)          СЛАЙД 1

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим, какими  моральными правилами должен руководствоваться справедливый человек.

Как вы думаете, что такое справедливость?     (Ответы детей)            СЛАЙД 2

  1. Просмотр мультфильма «Лиса, заяц и петух» и ответы на вопросы.

  Учитель: Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Лиса, заяц и петух».

Учащиеся просматривают мультфильм и идёт обсуждение после просмотра

Учитель:

- Справедливо ли лиса поступила с зайцем?

- В чём выразилась её несправедливость?

- А с лисой поступили справедливо?

- Можно ли финал сказки назвать справедливым? Почему?

  1. Работа с различными источниками информации                     СЛАЙД 3

(работа по группам)

Первая группа попытается найти значение слова «справедливость» в толковом словаре С. И. Ожегова;

Вторая группа выберет из группы слов те, которые близкие по смыслу со словом «справедливость»       (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Третья группа выбирает пословицы о справедливости.   (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

       Первая группа зачитывает свои ответы и идёт проверка на слайде

Учитель: Это одно из определений понятия «справедливость». Давайте посмотрим, как трактуется это понятие в других источниках.                                      СЛАЙД 4

(показ на слайде и зачитывание определений)

  • Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие.

(Толковый словарь С. И. Ожегова

  • Справедливость - одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону.

(Русская энциклопедия)

  • Справедливость - один из высших принципов взаимных отношений между людьми.

(Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)

Учитель: В наших учебниках тоже дано определение понятия «справедливость», откроем страницу 28,  найдём его и прочитаем. (Чтение вслух детьми)

Учитель: Ребята, эти определения простые или сложные для нас с вами? (ответы детей)

 - Посмотрите ещё раз на все формулировки значения слова «справедливость», вспомните мультфильм, который смотрели и попробуйте сформулировать своё определение этого понятия.                                                                        СЛАЙД 5

(ответы детей и показ на слайде )

Справедливость – это отношение к людям по их делам.

Учитель: Давайте запишем это определение в свои словарики. (Записывают в тетрадь)

- А теперь обратимся ко второй группе. Они подбирали близкие по значению слова к слову «справедливость».

          Вторая группа зачитывает свои ответы и идёт проверка на слайде

Равенство, правда, беспристрастие, правильность, совесть

Учитель: Запишите эти слова в словарик.

- И, наконец, третья группа подбирала пословицы о справедливости.            СЛАЙД 6

     Третья группа зачитывает свои ответы и идёт проверка на слайде

  • Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
  •  Где нет справедливости, там нет счастья.
  •  Справедливый человек словно памятник: отовсюду виден.
  •  Если бы люди были справедливы, судьи бы ушли на отдых.
  •  Как аукнется, так и откликнется.

Учитель: Объясните значение одной из пословиц.

  1. Обсуждение моральных качеств справедливого человека.

Учитель: Ребята, если мы сегодня говорим о таком качестве, как справедливость, то какими  же качествами должен обладать справедливый человек? Подумайте и запишите, какой же, по вашему мнению, должен быть справедливый человек?

                   (работа в группах)                             СЛАЙД 7

(Учащиеся зачитывают свои ответы и идёт проверка на слайде)

Добрый, умный, честный, правдивый, терпеливый, смелый, щедрый, мудрый

 

  1. Самостоятельная работа.

Учитель: Как же справедливый человек будет относиться к другим людям?    

                                                                                                                    (справедливо)

 Оказывается, существуют моральные правила, которыми мы должны руководствоваться. Сейчас вы самостоятельно поработаете с текстом на странице 29 учебника и найдёте эти правила.

(Дети читают учебник и озвучивают вслух ответы)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: О каком человеческом качестве мы сегодня говорили?  Что вам запомнилось больше всего?                                                              (ответы детей)

Учитель: Справедливым может быть только человек с добрым сердцем. Давайте приклеим на большое сердце – сердце нашего класса наши сердечки и постараемся всегда поступать по справедливости, хоть это иногда бывает очень трудно.

(на классной доске – большое сердце, а у детей на парте  маленькие сердца. Они приклеивают свои сердечки на большое сердце на доске)

  1. Домашнее задание

Обсуди с родителями и напиши правила, которые тебе помогут справедливо относится к людям.

Литература

  1. Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. «Основы светской этики». - Изд-во «Просвещение», 2012.
  2. «Книга для учителя» - Москва, Просвещение, 2012
  3. «Книга для родителей» -  Москва, Просвещение, 2012
  4. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.
  5. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона – С. Петербург
  6. Интернет-ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...