ОРКСЭ Добро и зло
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Скворцова Ольга Александровна

Комплекс для проведения урока по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_dobro_i_zlo.pptx602.05 КБ
Файл orkse_dobro_i_zlo.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скворцова Ольга Александровна учитель начальных классов, ГБОУ гимназия №114 Добро и зло 2017 г.

Слайд 2

Почему знание о добре и зле важно для людей? Добро и зло –главные моральные понятия в жизни

Слайд 3

Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой . Что такое добро?

Слайд 4

Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Слайд 5

В нашем старом доме поселилось зло, Только не сегодня, а уже давно. Зло играет в прятки, прячется в углу, А когда выходит,- это не к добру. Зло умеет прятать голову в песок А потом хохочет, плюнув в ваш носок. Если кто-то плачет,- веселится зло. Словно эту гадость сделало оно. Злу не нужен повод, чтобы сделать зло. Делать людям больно,- это ремесло. Если вдруг споткнется кто-то невзначай, Зло тогда смеется с криком,- "получай" Если, вдруг вселится в вас такое зло, Пряник проглотите с надписью "добро". Им вы угостите всех вокруг себя Зло его боится больше, чем огня . Зло-это …

Слайд 6

Зло - это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Слайд 7

Притча о добре Наш мир великолепен! Он полон ярких всевозможных красок. И вот среди всего этого многообразия цветов жила на свете маленькая серенькая букашка. Никто не замечал её, и она очень страдала от одиночества. Букашка очень много трудилась. Она одна могла победить полчища злой, вредной тли. Она помогала всему живому, но никто не ценил её усилия. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания. Так жила маленькая букашечка и горевала: "Как же так! Бог такой мудрый, такой щедрый, неужели он не даст немного красок и мне?« Утром она проснулась от ласкового прикосновения. Это доброе солнышко гладило её своим лучиком и приговаривало: Что сказало солнышко Букашке?

Слайд 8

«Милое дитя, просто поверь в себя, в свои силы! Ты не обыкновенная букашка, всё у тебя будет хорошо!« Маленькая букашечка так обрадовалась, что её кто-то любит, что кто-то верит в неё, что с большим рвением приступила к работе. Она подумала: "Если я все листочки очищу от серой тли, то они станут зелёными, и тогда на их ярком фоне даже мой неприметный серенький окрас будет виден". Она так старалась! С каждым днём она работала всё больше. Листик за листиком, веточка за веточкой букашка очистила все деревья. Потом она огляделась, чтобы полюбоваться проделанной работой. Перед ней был красивый, чистый сад. И каждый листочек на дереве шелестел только для неё: "Спасибо, ты спасла нас! Ты подарила нам новую жизнь, ты самая лучшая!" Маленькой серенькой букашечке ещё никто и никогда не говорил таких слов. Она была так поражена, что ... покраснела. Как ты думаешь, что произошло дальше?

Слайд 9

Теперь и все другие насекомые обратили внимание на яркую красную букашку. Она была так счастлива! Она просто сияла и излучала такое счастье, добро, радость, что все стали называть её "Божья коровка" . Особенно она подружилась с детьми. И теперь всегда, когда люди берут её на руки и просят полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она - "божья", и она точно знает, что каждый в жизни может получить всё, о чём мечтает, нужно просто поверить в себя!

Слайд 10

Что можно сказать о Божьей коровке? Мне кажется, что она не очень добрая. Ведь добро делается бескорыстно, а Божья коровка страдала от того, что ее никто не замечал; она очищала сад ради того, чтобы ее увидели. Разве это добро? Все-таки, по вашему мнению, то, что делала букашка, можно назвать добром? Что такое добро? Как ты понимаешь? Настоящее добро…Какое оно? Что, по – твоему, важнее – делать добро или не позволять совершать зло? Обсудим

Слайд 11

Добро или зло?

Слайд 12

Притча индейцев о добре и зле Однажды старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд 13

А как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова — дела важны? Дела — делами, а слова — словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. М. Лисянский

Слайд 14

Используемые материалы: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы -М.: Просвещение, 2010 http://images.yandex.ru/ http:// skosh.ru/index.php/fizkultminutki http:// www.smisl-zhizni.ru/pritchi/58-dlya-detei/826-bozhiya-korovka http://mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi29.html



Предварительный просмотр:

Тема урока:        Добро и зло

Цель        

  • Сформировать представления о добре и зле
  • Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий добро и зло.

Задачи

Образовательные:

  • Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
  • умение правильно оценивать себя и других

Развивающие:

  • Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру,

чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

УУД        

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах.

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.  

 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Планируемые результаты        

Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.

Метапредметные: Формирование умений найти, выделить новую информацию в тексте.

Регулятивные: Способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу. Умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его.

Коммуникативные: Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.

Личностные: Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, отношение друг к другу и окружающим.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность

учеников

1. Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Проверяют готовность к уроку, здороваются с учителем, присаживаются на свои места

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Интерактивная игра «Пульс»

А сейчас давайте возьмемся за руки и проверим, настроены ли мы сегодня на совместную работу (проверим наш «пульс»).

Берутся за руки, поочередно сжимая руку тому, кто находится рядом. «Пульс» должен вернуться к учителю

Создать позитивный настрой на уроке

2.Актуализация знаний

Устный опрос

Что такое мораль? В чём ее особенности?

Есть ли единый список норм морали?

Кто должен заботиться о том, чтобы эти нормы соблюдались?

Мораль – система норм и ценностей…

Каждый вносит свой вклад…

Единого списка нет…

Зависит от каждого…

Познавательные:

установление причинно-следственных связей,

- самостоятельное выделение –

- формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Дети поняли пройденный ранее материал, способны ответить на поставленные вопросы без обращения к учебной литературе.

Работа в парах

Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются.  

Долго болтать по телефону

Навестить больного человек

Обманывать родителей

Помогать престарелым людям

Ходить грязным

Сделать кормушки для птиц

Обижать животных

Оказать помощь, попавшему в беду человеку

Спасти животных

Дарить подарки к празднику  

Курить в школьном возрасте

Рвать  цветы в чужом саду

Дети обсуждают, что хорошо, что в обществе осудили бы и почему.

После обсуждение совместное.

3. Постановка учебной задачи

Формулирование темы, цели и задач урока

Вопрос: чем руководствуются люди, совершая тот или иной поступок из ситуаций, что мы обсудили.

Размышляют. Примерно отвечают: своими качествами, добром или злом…

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Дети с помощью учителя и учебной литературы могут найти ответы на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока, высказывают предположения о том, о чем пойдет речь.

Работа с темой в учебнике. стр.12

Сформулируйте тему урока.

К чему мы будем стремиться?

Добро и зло как понятия морали.

Стремиться узнать, что значит точное понятие добра и зла,

почему нужно стремиться к добру

4. Открытие нового знания

Работа с презентацией.

слайды 1-6

Почему знания о добре и зле важны для людей?

Ребята, а что такое добро? Ответьте своими словами.

А что такое зло?

Сформулируйте ответ.

Возможны разные варианты ответов учащихся.

Дети читают стихотворение со слайда про добро, после про зло, формулируют собственные высказывания по заданным вопросам.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Личностные УУД:

- самоопределение

Дети откроют для себя точные понятия «добро» и «зло», смогут определить истинное добро, отличить его от корыстных побуждений.

Работа с текстом в учебнике стр.12-13

Пояснение учителем того, что требование похвалы за добрый поступок – это добро, но добро, которое человек делает ради выгоды

Чтение текста учебника детьми, который поясняет учитель или сами дети

5.Физкультминутка для глаз

Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Выполнение упражнений детьми для снятия зрительного утомления, т.к. идет работа с презентацией и текстом.

5. Применение нового знания

Работа с презентацией

Чтение притчи

7-9 слайды

Учитель предлагает детям познакомиться с притчей о добре

Дети поочередно вслух читают притчу со слайда классу.

Познавательные УУД

-выделять существенную информацию из сообщений разных видов

-строить сообщения в устной форме

Коммуникативные УУД

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет

Создать условия для полного понимания детьми понятия добра истинного. Дать возможность подискутировать, прийти к общему решению (положительному)

Момент дискуссии

Вопросы на слайде.

слайд 10-11

Далее учитель дает детям ряд вопросов, на которые нужно ответить.

Дети рассуждают, отвечают, должны прийти к выводу о том, что не всякое дело, за которое похвалят и которое делается для своего блага не является добром.

Например, Мне кажется, что она не очень добрая. Ведь добро делается бескорыстно, а Божья коровка страдала от того, что ее никто не замечал; она очищала сад ради того, чтобы ее увидели. Разве это добро?

6. Рефлексия

Чтение притчи индейцев

Стихотворение Лисянского о добре

слайд 12-13

А какого волка накормите Вы?

Конечно, доброго.

Познавательные УУД

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные УУД

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы

Личностные УУД

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,

Усвоение детьми пройденного материала для продолжения работы на следующем уроке

7.Запись домашнего задания

Дневник и доска

Дома нарисуйте на альбомном листе двух волков: доброго и злого с помощью цвета, выражения их морд. Рядом напишите рядом с каждым качества, которые присущи добрым и злым.

Записывают ДЗ в дневник.

Регулятивные УУД

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. "Добро и зло"

Можно использовать обыкновенную доску или сделать презентацию....

Урок по курсу ОРКСЭ "Добро и Зло"

Урок по теме "Добро и Зло" по курсу ОРКСЭ модуль  "Светская этика"...

Урок(презентация) по ОРКСЭ "Добро и зло"

Презентация по предмету Основы Религиозной Культуры и Светской Этики. 4-й класс начальной школы.  "Добро и Зло"...

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"...

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Добро и зло"

Презентация приглашает к раздумью над понятиями добра и зла, позволяет задуматься над проблемой "А я какой?". С целью повышения познавательной активности учащихся в материал урока включены аудиоз...

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...

Урок ОРКСЭ "Добро и зло"

Использование педагогических технологий...