Урок 1. Россия - наша Родина
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Тема: Урок 1. Россия - наша Родина
Цели:
- формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
- развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
- воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
- сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
- формировать начальные представления о российских национальных традициях;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1._rossiya_-_nasha_rodina.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 07.09
Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.
Цели:
- формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
- развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
- воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
- сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
- формировать начальные представления о российских национальных традициях;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
1. Орг. Момент
Слайд 1 «Россия – наша Родина»
- Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.
Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.
(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)
- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)
- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)
- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!
2. Работа над новым материалом.
1. - Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)
- А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)
- А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)
- Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).
- Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.
Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»
В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.
Слайд 4 «Составьте пословицы»
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Народы нашей страны дружбой сильны.
- Народное братство дороже всякого богатства.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
2. - В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)
- Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.
Слайд 5 «Материальный и духовный мир»
Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен | |
Материальный мир | Духовный мир |
Вещи | Знания |
- Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)
- А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).
- Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?
- Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).
- Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.
3. Слайды 6-11 «Известные люди России»
В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.
- Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.
- Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)
- Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)
4. - Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.
Слайд 12
«Человек выбирает» (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)
- Что выберете вы? (Ответы детей)
Физкультминутка
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
- Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».
5. - В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.
- Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)
- А почему важно сохранять традиции? (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)
Слайд 13 «Культурные традиции»
- Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.
Слайд 14 «Народы России»
- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.
Слайды 15-18 «Народные традиции»
В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.
Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.
Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.
Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.
В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.
Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.
Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.
На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы. Они занимаются разведением оленей и морским промыслом. С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.
Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.
(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
III. Закрепление и обобщение пройденного материала
Обучающиеся выполняют задания различного вида.
1. Фронтальная работа
Слайд 19 «Труд души и физический труд»»
Труд души | Физический труд |
|
|
Распредели словосочетания на 2 группы.
Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.
Слайды 20-22 «Продолжи фразу»
2. Работа в парах. (Приложение 1)
Продолжите фразу.
- Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
- Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
- Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать,).
Слайды 23-26 «Тест. Работа в группах»
3. Работа в группах. (Приложение 2)
Поработайте с тестом.
1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
А) Это позволяет комфортно жить.
Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.
В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.
2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?
А) в обогащении страны материальными благами
Б) в завоевании новых территорий
В) в освоении духовных богатств своего народа
3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?
А) в большой территории и природных ресурсах
Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России
В) в богатых и влиятельных людях
4. Зачем народу традиции?
А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.
Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.
В) Традиции вообще не нужны народу.
IV. Итог. Рефлексия.
Слайды 27-28 «Ромашка - символ России»
Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.
Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.
- Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!!
Дети рисуют ромашку: серидина – Россия.
Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.
Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)
Работа в парах. Продолжите фразу.
Труд души человеку необходим для того, чтобы…
(Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
Духовные традиции страны устанавливаются…
(Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо…
(Игнорировать, учить понимать,).
Работа в группах.
Поработайте с тестом.
1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
А) Это позволяет комфортно жить.
Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.
В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.
2.Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?
А) в обогащении страны материальными благами.
Б) в завоевании новых территорий.
В) в освоении духовных богатств своего народа.
- В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?
А) в большой территории и природных ресурсах.
Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России.
В) в богатых и влиятельных людях.
- Зачем народу традиции?
А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.
Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.
В) Традиции вообще не нужны народу.
Работа в парах. Продолжите фразу.
Труд души человеку необходим для того, чтобы…
Духовные традиции страны устанавливаются…
Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо…
Работа в парах. Продолжите фразу.
Труд души человеку необходим для того, чтобы…
Духовные традиции страны устанавливаются…
Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо…
Работа в парах. Продолжите фразу.
Труд души человеку необходим для того, чтобы…
Духовные традиции страны устанавливаются…
Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо…
Работа в парах. Продолжите фразу.
Труд души человеку необходим для того, чтобы…
Духовные традиции страны устанавливаются…
Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо…
Работа в парах. Продолжите фразу.
Труд души человеку необходим для того, чтобы…
Духовные традиции страны устанавливаются…
Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо…
Работа в парах. Продолжите фразу.
Труд души человеку необходим для того, чтобы…
Духовные традиции страны устанавливаются…
Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо…
Работа в парах. Продолжите фразу.
Труд души человеку необходим для того, чтобы…
Духовные традиции страны устанавливаются…
Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо…
Поработайте с тестом.
1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
А) Это позволяет комфортно жить.
Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.
В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.
2.Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?
А) в обогащении страны материальными благами.
Б) в завоевании новых территорий.
В) в освоении духовных богатств своего народа.
- В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?
А) в большой территории и природных ресурсах.
Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России.
В) в богатых и влиятельных людях.
- Зачем народу традиции?
А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.
Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.
В) Традиции вообще не нужны народу.
Работа в группах.
Поработайте с тестом.
1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
А) Это позволяет комфортно жить.
Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.
В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.
2.Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?
А) в обогащении страны материальными благами.
Б) в завоевании новых территорий.
В) в освоении духовных богатств своего народа.
- В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?
А) в большой территории и природных ресурсах.
Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России.
В) в богатых и влиятельных людях.
- Зачем народу традиции?
А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.
Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.
В) Традиции вообще не нужны народу.
Работа в группах.
Поработайте с тестом.
1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
А) Это позволяет комфортно жить.
Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.
В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.
2.Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?
А) в обогащении страны материальными благами.
Б) в завоевании новых территорий.
В) в освоении духовных богатств своего народа.
- В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?
А) в большой территории и природных ресурсах.
Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России.
В) в богатых и влиятельных людях.
- Зачем народу традиции?
А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.
Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.
В) Традиции вообще не нужны народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс ОРКСЭ урок 1 Россия - наша родина
Презентация и конспект урока....
модуль "Основы светской этики" урок 1 "Россия - наша Родина"
Урок1 "Россия - наша Родина". Формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ»....
Урок ОРКС " Россия- наша Родина" 4 класс.
Открытый урок по ОРКС " Школа России". Использовала слайды, музыку, песни и различную наглядность....
Основы светской этики. Автор А. Я. Данилюк Урок №1 "Россия - наша Родина"
Урок построен с использованием приёмов смысловогочтения. Учащиеся конкретизируют смысл понятий: "Родина", "духовный мир" , "материальный мир", "культурные традиции"....
конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина
конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина...
презентация по окружающему миру "урок России" 1 класс "Россия - наша Родина"
презентация для урока по окружющему миру 1 класс. Хорошо подходит для национальных школ Республики Саха. Здесь дети узнают много нового про народы России, национальные костюмы разных народов многонаци...