Основы светской этики. Автор А. Я. Данилюк Урок №1 "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Бутырина Светлана Юрьевна

Урок построен с использованием приёмов смысловогочтения. Учащиеся конкретизируют смысл понятий: "Родина", "духовный мир" , "материальный мир", "культурные традиции". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Россия - наша Родина24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Бутырина Светлана Юрьевна МБОУ  СОШ №2

Урок №1 по учебнику «Основы светской этики», автор А. Я. Данилюк

Тема урока:   Россия – наша Родина.

Цель  урока:  Знакомство с новым  курсом  «Основы светской этики» и  создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу), гражданской позиции школьника.

Задачи:  

1 Раскрыть сущность и основные принципы курса «Основы светской жизни»

2. . Уточнить знания о России, малой Родине, познакомить с понятиями «духовный мир», «культурные традиции»

3.Формировать умения работать с текстом и  понятиями.

 4. Воспитывать в детях гордость, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», карта России, контурные карты.

Ход урока.

I.  Введение в курс.   -Добрый день уважаемые дети. Мы с вами начинаем изучение нового предмета. Предмет этот необычный, он отличается от других предметов тем, что здесь не будет проверочных и контрольных работ, не будет оценок. На этих уроках мы будем учиться рассуждать, высказывать своё мнение и давать оценку какому – либо рассказу или ситуации..

Предлагается просмотреть учебник и ознакомиться с темами курса.

Краткая беседа:

- Какие понятия мы будем рассматривать на этих уроках?

- Как вы думаете, зачем вводится этот курс?  

Светская этика даст нам знания, которые помогут совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

II.   Создание эмоционального настроя. Сообщение темы урока. Целеполагание.

Чтение отрывка на фоне музыки.

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Что выражает автор этими строками?  (Восхищение и любовь к своей Родине)

Откройте учебник на стр. 4.  Прочитайте тему урока.

 «Россия – наша Родина»

На этом уроке мы раскроем смысл следующих понятий:

 Родина                                       материальный мир

Россия                                         духовный мир

Отечество                               культурные традиции

Данные понятия написаны на доске и у каждого ученика на карточке.

Детям предлагается  отметить  на карточке своё осознание значения каждого понятия.

Родина                          материальный мир

 Россия                              духовный мир

Отечество              культурные традиции

+    знаю

 ?    сомневаюсь

 

-     не знаю

III - Работа по  учебнику. Стр 4

Прочитайте 1 -2 абзацы и  дополните предложения на карточке:

 Имя страны, в которой мы живём………(Российская Федерация)

Коротко нашу страну называют ……(Россия)

Уважительно нашу страну называют…..(Отечество)

Любовно мы называем нашу страну…(Родина).

Проверка выполнения задания. 3 слайда  

  - Откуда произошло слово Родина?

Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.

    ( Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.

Родственные слова к слову родина:  

Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.

   Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

   Родня – родственники.

   Родословная – перечень поколений одного рода.

 В.И.Даль: « Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит. Матушка Россия – земля, отечество многих народов, разных по языку и вере…»

     К.Д.Ушинский: « Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…»)

IV   Работа с картой. Уточнение расположения России и Пермского края на карте.

Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь. Россия самая большая страна в мире. Её площадь более 17 млн. кв. км. Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации. Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью

            Поэт Исаковский написал строки:

«Касаясь трёх великих океанов

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

 Непобедима, широка, горда…»

Как называется то место, где вы родились и выросли? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, Покажите на карте нашу малую Родину. Это Пермский край. В нашем крае проживают  125 национальностей. Самые многочисленные –русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты.

 Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Дети отмечают на контурной карте границы России, Пермского края; города: Москву, Пермь, Верещагино.

Физминутка.

V.  Формирование понятий материальный и духовный мир через практическую работу..

 Словесное  рисование.  Закройте глаза и  нарисуйте, мысленно картину на тему «Моя малая Родина» Выслушивание рассказов детей.

Мир, который нас окружает, бесконечен и многообразен.

У каждого ученика на парте вырезанная из бумаги фигура человечка и 10 полосок бумаги. Задание: «Представьте, что Человечек – это вы.  Возьмите 5 полосок и на каждой напишите, что вас окружает. Предполагается,   что  в основном,  дети напишут: дом, школа, родители, друзья, игрушки,   … т. е. объекты  материального  мира.

В ходе беседы выясняем, есть ли у каждого из детей  дорогие им люди, любимые книги, музыка, знания, … Это тоже наш мир.  Вводится понятие духовный мир.

Записываем на  оставшихся 5 полосках бумаги примеры из своего духовного мира. Распределяем полоски вокруг фигуры человечка, располагая с одной стороны примеры материального мира, я с другой – духовного. Ещё раз уточняем данные понятия.

Формирование понятия Культурные традиции:

Работа с текстом учебника. Читаем текст (стр. 5), обсуждаем в группах и заполняем таблицу

«В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.  Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, милосердие, справедливость».

Работа в группах, заполнение таблицы.

Культурные традиции – это    

Религиозные  …………………………………………..

…………………..-…………………….нормы

Культурные традиции основаны на…

1.

2.

3.

4.

Привести примеры культурных традиций своего города, края, страны.

Проверка работы.

VI.  Рефлексия: Инд. Карточка. Корректируем своё понимание изученных понятий. Анализируем. Делаем выводы.

Родина                          материальный мир

 Россия                              духовный мир

Отечество              культурные традиции

+    знаю

 ?    сомневаюсь

 

-     не знаю

Составление синквейна. Дети выполняют в группе. Например:

Россия

бескрайняя родная

хранит хорошеет радует

Самая родная и великая.

Моя родина.

VII. Домашнее задание. По выбору.

1 Найти и записать пословицы о Родине.

2. Написать рассказ или стихотворение о Родине.

3. Подобрать картинки «Маленькая родина».

4. Нарисовать свою маленькую родину.

5. Найти песни о родине.

6. Расскажите или напишите о традициях своей  семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Основы светской этики. Автор А.И. Шемшурина "Человек рожден для добра"

Презентация к уроку ОРКСЭ. Раздел "Простые нравственные истины"...

Основы светской этики. Автор А.И. Шемшурина "Жизнь священна"

ОРГСЭ. 4 класс. Раздел "Простые нравственные истины"...

Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»

Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство" - 4 класс («Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании понятий «честь и достои...