Основы светской этики. Автор А. Я. Данилюк Урок №1 "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок построен с использованием приёмов смысловогочтения. Учащиеся конкретизируют смысл понятий: "Родина", "духовный мир" , "материальный мир", "культурные традиции".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Россия - наша Родина | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутырина Светлана Юрьевна МБОУ СОШ №2
Урок №1 по учебнику «Основы светской этики», автор А. Я. Данилюк
Тема урока: Россия – наша Родина.
Цель урока: Знакомство с новым курсом «Основы светской этики» и создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу), гражданской позиции школьника.
Задачи:
1 Раскрыть сущность и основные принципы курса «Основы светской жизни»
2. . Уточнить знания о России, малой Родине, познакомить с понятиями «духовный мир», «культурные традиции»
3.Формировать умения работать с текстом и понятиями.
4. Воспитывать в детях гордость, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Оборудование: учебник «Основы светской этики», карта России, контурные карты.
Ход урока.
I. Введение в курс. -Добрый день уважаемые дети. Мы с вами начинаем изучение нового предмета. Предмет этот необычный, он отличается от других предметов тем, что здесь не будет проверочных и контрольных работ, не будет оценок. На этих уроках мы будем учиться рассуждать, высказывать своё мнение и давать оценку какому – либо рассказу или ситуации..
Предлагается просмотреть учебник и ознакомиться с темами курса.
Краткая беседа:
- Какие понятия мы будем рассматривать на этих уроках?
- Как вы думаете, зачем вводится этот курс?
Светская этика даст нам знания, которые помогут совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
II. Создание эмоционального настроя. Сообщение темы урока. Целеполагание.
Чтение отрывка на фоне музыки.
Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!
Что выражает автор этими строками? (Восхищение и любовь к своей Родине)
Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте тему урока.
«Россия – наша Родина»
На этом уроке мы раскроем смысл следующих понятий:
Родина материальный мир
Россия духовный мир
Отечество культурные традиции
Данные понятия написаны на доске и у каждого ученика на карточке.
Детям предлагается отметить на карточке своё осознание значения каждого понятия.
Родина материальный мир Россия духовный мир Отечество культурные традиции | + знаю ? сомневаюсь
- не знаю |
III - Работа по учебнику. Стр 4
Прочитайте 1 -2 абзацы и дополните предложения на карточке:
Имя страны, в которой мы живём………(Российская Федерация)
Коротко нашу страну называют ……(Россия)
Уважительно нашу страну называют…..(Отечество)
Любовно мы называем нашу страну…(Родина).
Проверка выполнения задания. 3 слайда
- Откуда произошло слово Родина?
Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.
( Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.
Родственные слова к слову родина:
Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода.
В.И.Даль: « Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит. Матушка Россия – земля, отечество многих народов, разных по языку и вере…»
К.Д.Ушинский: « Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…»)
IV Работа с картой. Уточнение расположения России и Пермского края на карте.
Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь. Россия самая большая страна в мире. Её площадь более 17 млн. кв. км. Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации. Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью
Поэт Исаковский написал строки:
«Касаясь трёх великих океанов
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка, горда…»
Как называется то место, где вы родились и выросли? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, Покажите на карте нашу малую Родину. Это Пермский край. В нашем крае проживают 125 национальностей. Самые многочисленные –русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты.
Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Дети отмечают на контурной карте границы России, Пермского края; города: Москву, Пермь, Верещагино.
Физминутка.
V. Формирование понятий материальный и духовный мир через практическую работу..
Словесное рисование. Закройте глаза и нарисуйте, мысленно картину на тему «Моя малая Родина» Выслушивание рассказов детей.
Мир, который нас окружает, бесконечен и многообразен.
У каждого ученика на парте вырезанная из бумаги фигура человечка и 10 полосок бумаги. Задание: «Представьте, что Человечек – это вы. Возьмите 5 полосок и на каждой напишите, что вас окружает. Предполагается, что в основном, дети напишут: дом, школа, родители, друзья, игрушки, … т. е. объекты материального мира.
В ходе беседы выясняем, есть ли у каждого из детей дорогие им люди, любимые книги, музыка, знания, … Это тоже наш мир. Вводится понятие духовный мир.
Записываем на оставшихся 5 полосках бумаги примеры из своего духовного мира. Распределяем полоски вокруг фигуры человечка, располагая с одной стороны примеры материального мира, я с другой – духовного. Ещё раз уточняем данные понятия.
Формирование понятия Культурные традиции:
Работа с текстом учебника. Читаем текст (стр. 5), обсуждаем в группах и заполняем таблицу
«В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, милосердие, справедливость».
Работа в группах, заполнение таблицы.
Культурные традиции – это | |||
Религиозные ………………………………………….. | …………………..-…………………….нормы | ||
Культурные традиции основаны на… | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
Привести примеры культурных традиций своего города, края, страны.
Проверка работы.
VI. Рефлексия: Инд. Карточка. Корректируем своё понимание изученных понятий. Анализируем. Делаем выводы.
Родина материальный мир Россия духовный мир Отечество культурные традиции | + знаю ? сомневаюсь
- не знаю |
Составление синквейна. Дети выполняют в группе. Например:
Россия
бескрайняя родная
хранит хорошеет радует
Самая родная и великая.
Моя родина.
VII. Домашнее задание. По выбору.
1 Найти и записать пословицы о Родине.
2. Написать рассказ или стихотворение о Родине.
3. Подобрать картинки «Маленькая родина».
4. Нарисовать свою маленькую родину.
5. Найти песни о родине.
6. Расскажите или напишите о традициях своей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...
Основы светской этики. Автор А.И. Шемшурина "Человек рожден для добра"
Презентация к уроку ОРКСЭ. Раздел "Простые нравственные истины"...
Основы светской этики. Автор А.И. Шемшурина "Жизнь священна"
ОРГСЭ. 4 класс. Раздел "Простые нравственные истины"...
Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»
Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство" - 4 класс («Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании понятий «честь и достои...