Урок ОРКС " Россия- наша Родина" 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Хасанова Ольга Васильевна

Открытый урок по ОРКС " Школа России". Использовала слайды, музыку, песни и различную наглядность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orks_urok_na_pechat.doc75.5 КБ
Microsoft Office document icon orks_urok_na_pechat.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Основы религиозных культур

и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

 конспект урока по теме

 «Россия – наша Родина»

учителя начальных классов

Хасановой Ольги Васильевны

Г.Нефтекамск с. Амзя

2014г.

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Модуль «Основы светской этики»

 Тема: Россия – наша Родина.

Цели: воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и уважения друг к другу; развитие коммуникативных способностей.

1. личностные:

- формирование мотивации к изучению нового предмета;

- формирование гражданской и этнической идентификации;

2. метапредметные:

- развитие смыслового чтения;

- развитие речи;

- развитие коммуникативной компетенции;

- осуществление самоконтроля и самооценки;

3. предметные:

- определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;

- знакомство со структурой учебника

 

Виды деятельности:

беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, ролевая игра, творческая работа

Основные термины и понятия: 

Родина, Отечество, Россия, Русь, символ, флаг, стяг, триколор, духовный мир, традиция. 

Предполагаемые ресурсы для проведения занятий:

- музыкальный материал (песня Ю.Антонова);

- глобус, карта мира;

- флаг РФ;

- картинки из набора «Народы России»;

- видеоряд (презентация) «Пейзажи России: природные зоны»;

- видеоряд (презентация) «Картины русской природы»;

- рабочие листы (пословицы)

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  1. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

Характеристика пособия для учащихся.

- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.

- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)

Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.

Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.

- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?

- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?

(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся  частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)

Слайд 1.

3. Беседа

А) «Всякому мила своя сторона»

(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)

В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!

В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.

- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?

- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.

- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.

Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона — мать,    

Всякому мила

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,                                                                                                                                                                                                                                    

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — мачеха.

 

Б)

   - С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

- Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (дети объясняют смысл данных слов)

- Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова.

– Откуда произошло слово «родина»? (ответы).

- Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Какие однокоренные слова слову «родина», вы можете привести? (ответы)

 Слайд 2.

- Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Что вы знаете о своей станице? (ответы).

- Нет родины краше, чем наше село Амзя!

 Слайд 3.

Сообщения учащихся о селе Амзя.

Слайд 4.

Прекрасные сады, деревья и поля.

 Слайд 5.

Всё это – Родина моя!

 Слайд 6.

Речушка Буй, тополя.

Всё это – Родина!

 Слайд 7.

Здесь живёт народ трудолюбивый

И отдыхает он с душой.

Мы помним тех,

Кто подарил нам это.

И низкий им поклон земной.

А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

- Разберите по составу слово «родина».

- Подберите однокоренные слова.

(Например:

Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода, а ещё «урожай», «народ» и т.д.)

 Слайд 8.

- Подберите и запишите синонимы слова «родина».

(Отечество)

- Подберите и запишите слова-антонимы.

(Чужбина)

- Попробуйте определить лексическое значение слова «родина».

Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.

— Это место, где стоит наш дом, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

А. Пришелец «Что мы Родиной зовём»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

- Слово и образ... Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»?

- Представьте, что слово «родина» - это слово-магнит. Какой заряд оно несёт?

- Какие слова притянет, «примагнитит» это замечательное слово?

(Дети записывают слова – ассоциации)

С.Михалков «Родина»

Родина -  слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

В)- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется? 

- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.

- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. 

Татьяна Бокова «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

- Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– А как называется наша Родина?

– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

– Как называется столица нашего государства? (Ответ)

 Слайд 9.

– Какие ещё города России вы знаете? (Ответ)

- Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут –

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы, друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России.

Слайд 18. Работа по карте России.

-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать об ее территории?

- Какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?

- Назовите и покажите столицу России.

Слайд Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле,а единой семьей – это духовные традиции и ценности.

Слайд . Словарная работа .

На доске слова:

ПАТРИОТ

ОТЕЧЕСТВО

РОДИНА

СТОЛИЦА

ПРЕЗИДЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ

Самостоятельная работа.

Учащиеся находят значение слов, составляют с ними предложения и записывают в тетрадь, а затем зачитывают составленные предложения.

Объяснение учителя.

- Россия – самая большая страна в мире, страна с древней историей. С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи. Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

-Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова (Ответы – духовный, душевный)

 Слайд 10.

Д) «Символы земли русской»

- Какое дерево стало символом русской земли?

- Да, берёзка. В чём её красота?

- С чем её сравнивают поэты? С юной девушкой, стройной, с зелёными косами, в белом сарафане?

- Белоствольное дерево – символ Руси.

- Русская зима, снежная, белоснежная – тоже символ России.

- А какой ещё символ России связан с белым цветом?

- Российский флаг. Рассмотрите его. Слайд 11.

Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.

Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

А ещё наш флаг называют «стягом», «триколором».

- Запишите эти слова в ваш словарик.

- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Возможно и такое толкование:

белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;

синий - цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

  1. Комментированное чтение.

  Стр. 8-9

- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия, Отечество, Родина)

- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».

- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем мире человека, его душе)

Самостоятельная творческая работа учащихся.

 Слайд 12.

Работа в группах.

Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с картиной и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд.

1 группа– военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов Александр Васильевич.

2 группа– композиторы и певцы – Чайковский Петр Ильич, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский.

3 группа– писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев.

4 группа– космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.

5 группа– спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.

6. Самостоятельная творческая работа учащихся.

- Семья, дом – частица Родины.

- Изменился ли за урок  в вашем представлении образ Родины?

- Нарисуйте образ Родины.

(Создаём выставку рисунков)

7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

8. Закрепление основных понятий урока.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции? 

9. Задание на дом

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи:

Рядом с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами города, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, которые строили наш город, обращали атомную энергию на пользу людям, запускали первые сибирские спутники. Вот мы и подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории города» (Запись домашнего задания – по выбору).

Проведи интервью с родителями по вопросам:

Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?

Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?

Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?

Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия (стр.5)

- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»

- Или нарисуйте рисунок «Подарок Родине»

Использован материал интернет-ресурсов:

Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М. «Просвещение», 2010.

http://joymylife.org.ua

http://www.dobrieskazki.ru

http://www.idealdomik.ru

http://ocka3ke.ru

http://www.portal-slovo.ru

http://doshvozrast.ru

http://slavya.ru

http://www.koiro.edu.ru



Предварительный просмотр:

Курс «Основы религиозных культур

и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

 конспект урока по теме

 «Россия – наша Родина»

учителя начальных классов

Хасановой Ольги Васильевны

Г.Нефтекамск с. Амзя

2014г.

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Модуль «Основы светской этики»

 Тема: Россия – наша Родина.

Цели: воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и уважения друг к другу; развитие коммуникативных способностей.

1. личностные:

- формирование мотивации к изучению нового предмета;

- формирование гражданской и этнической идентификации;

2. метапредметные:

- развитие смыслового чтения;

- развитие речи;

- развитие коммуникативной компетенции;

- осуществление самоконтроля и самооценки;

3. предметные:

- определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;

- знакомство со структурой учебника

 

Виды деятельности:

беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, ролевая игра, творческая работа

Основные термины и понятия: 

Родина, Отечество, Россия, Русь, символ, флаг, стяг, триколор, духовный мир, традиция. 

Предполагаемые ресурсы для проведения занятий:

- музыкальный материал (песня Ю.Антонова);

- глобус, карта мира;

- флаг РФ;

- картинки из набора «Народы России»;

- видеоряд (презентация) «Пейзажи России: природные зоны»;

- видеоряд (презентация) «Картины русской природы»;

- рабочие листы (пословицы)

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  1. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

Характеристика пособия для учащихся.

- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.

- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)

Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.

Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.

- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?

- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?

(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся  частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)

Слайд 1.

3. Беседа

А) «Всякому мила своя сторона»

(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)

В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!

В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.

- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?

- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.

- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.

Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона — мать,    

Всякому мила

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,                                                                                                                                                                                                                                    

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — мачеха.

 

Б)

   - С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

- Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (дети объясняют смысл данных слов)

- Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова.

– Откуда произошло слово «родина»? (ответы).

- Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Какие однокоренные слова слову «родина», вы можете привести? (ответы)

 Слайд 2.

- Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Что вы знаете о своей станице? (ответы).

- Нет родины краше, чем наше село Амзя!

 Слайд 3.

Сообщения учащихся о селе Амзя.

Слайд 4.

Прекрасные сады, деревья и поля.

 Слайд 5.

Всё это – Родина моя!

 Слайд 6.

Речушка Буй, тополя.

Всё это – Родина!

 Слайд 7.

Здесь живёт народ трудолюбивый

И отдыхает он с душой.

Мы помним тех,

Кто подарил нам это.

И низкий им поклон земной.

А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

- Разберите по составу слово «родина».

- Подберите однокоренные слова.

(Например:

Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода, а ещё «урожай», «народ» и т.д.)

 Слайд 8.

- Подберите и запишите синонимы слова «родина».

(Отечество)

- Подберите и запишите слова-антонимы.

(Чужбина)

- Попробуйте определить лексическое значение слова «родина».

Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.

— Это место, где стоит наш дом, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

А. Пришелец «Что мы Родиной зовём»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

- Слово и образ... Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»?

- Представьте, что слово «родина» - это слово-магнит. Какой заряд оно несёт?

- Какие слова притянет, «примагнитит» это замечательное слово?

(Дети записывают слова – ассоциации)

С.Михалков «Родина»

Родина -  слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

В)- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется? 

- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.

- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. 

Татьяна Бокова «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

- Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– А как называется наша Родина?

– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

– Как называется столица нашего государства? (Ответ)

 Слайд 9.

– Какие ещё города России вы знаете? (Ответ)

- Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут –

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы, друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России.

Слайд 18. Работа по карте России.

-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать об ее территории?

- Какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?

- Назовите и покажите столицу России.

Слайд Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле,а единой семьей – это духовные традиции и ценности.

Слайд . Словарная работа .

На доске слова:

ПАТРИОТ

ОТЕЧЕСТВО

РОДИНА

СТОЛИЦА

ПРЕЗИДЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ

Самостоятельная работа.

Учащиеся находят значение слов, составляют с ними предложения и записывают в тетрадь, а затем зачитывают составленные предложения.

Объяснение учителя.

- Россия – самая большая страна в мире, страна с древней историей. С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи. Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

-Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова (Ответы – духовный, душевный)

 Слайд 10.

Д) «Символы земли русской»

- Какое дерево стало символом русской земли?

- Да, берёзка. В чём её красота?

- С чем её сравнивают поэты? С юной девушкой, стройной, с зелёными косами, в белом сарафане?

- Белоствольное дерево – символ Руси.

- Русская зима, снежная, белоснежная – тоже символ России.

- А какой ещё символ России связан с белым цветом?

- Российский флаг. Рассмотрите его. Слайд 11.

Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.

Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

А ещё наш флаг называют «стягом», «триколором».

- Запишите эти слова в ваш словарик.

- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Возможно и такое толкование:

белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;

синий - цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

  1. Комментированное чтение.

  Стр. 8-9

- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия, Отечество, Родина)

- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».

- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем мире человека, его душе)

Самостоятельная творческая работа учащихся.

 Слайд 12.

Работа в группах.

Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с картиной и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд.

1 группа– военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов Александр Васильевич.

2 группа– композиторы и певцы – Чайковский Петр Ильич, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский.

3 группа– писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев.

4 группа– космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.

5 группа– спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.

6. Самостоятельная творческая работа учащихся.

- Семья, дом – частица Родины.

- Изменился ли за урок  в вашем представлении образ Родины?

- Нарисуйте образ Родины.

(Создаём выставку рисунков)

7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

8. Закрепление основных понятий урока.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции? 

9. Задание на дом

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи:

Рядом с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами города, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, которые строили наш город, обращали атомную энергию на пользу людям, запускали первые сибирские спутники. Вот мы и подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории города» (Запись домашнего задания – по выбору).

Проведи интервью с родителями по вопросам:

Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?

Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?

Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?

Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия (стр.5)

- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»

- Или нарисуйте рисунок «Подарок Родине»

Использован материал интернет-ресурсов:

Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М. «Просвещение», 2010.

http://joymylife.org.ua

http://www.dobrieskazki.ru

http://www.idealdomik.ru

http://ocka3ke.ru

http://www.portal-slovo.ru

http://doshvozrast.ru

http://slavya.ru

http://www.koiro.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения в 1 классе "Наше Отечество"

урок чтения в 1 классе "Наше Отечество"...

Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"

Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...

Урок толерантности в 4 классе "Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила"

Данный классный час формирует у ребят представление о толерантности, воспитывает толеранотное мышление, уважение  к своим правам и прапвам других людей....

Предмет: «Окружающий мир». 4 класс. Тема урока: «Водоёмы нашего края». Форма: урок – конференция.

Урок создает условия для развития мировоззрения учащихся, стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы.В конспекте предст...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Урок мудрости "Наши бабушки, наши дедушки"

Урок посвящен Международному дню пожилых людей...