Зачем творить добро?
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Вавилова Наталья Николаевна

Коспект урока ОРКСЭ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_v_4_kl.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гнездовская СШ                                                                 Вавилова Наталья Николаевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Зачем творить добро? »

 ФИО учителя: Вавилова Наталья Николаевна

Предмет: «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль

 «Основы православной культуры»        

 Класс: 4

 Тема: «Зачем творить добро?»        

 Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во    

 Просвещение, 2012 г.

Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических  категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Задачи:

Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.   

Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы.  Формировать     позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим   поведением и отношением к другим.

Воспитывающая: Создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в  ладу  со  своей  совестью.


Требования к результатам обучения:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

Тип урока: урок  открытия нового знания.

Формы работы учащихся: беседа, словарная работа, анализ  легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах,  участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

Раздаточный материал: смайлики, карточки с пословицами.

 Перечень  используемых на уроке ЭОР:

  1. Презентация к уроку.
  2. Видеофайл «Притча  «В больнице»»
  3. Музыкальный файл - песня «Добрым быть совсем не просто»

                           ХОД   УРОКА:

1. Организационный момент.

- Сегодня мы снова отправляемся в удивительный мир православной культуры.

Закройте на минуту глаза, улыбнитесь. Откройте, у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые лица.

2. Самоопределение к деятельности. Мотивация.

Звучит песня «Добрым быть совсем не просто »

-О чем эта песня?

-Предположите о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сегодня мы на уроке попытаемся ответить на вопрос «Зачем творить добро?» (СЛАЙД 1)

- Какие задачи мы поставим перед собой и будем решать их на протяжении всего урока?

3.Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в  пробном  учебном действии.

 Упражнение  «Ассоциации»

- Какие  ассоциации у вас  возникают, когда  вы  слышите  слово «добро»?

- Дома вы нарисовали рисунки на тему «Добро». Давайте посмотрим, что у вас получилось.

 Обобщение: давайте произнесем слова, которые  ассоциируются  со  словом «добро».(Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, любовь, надежда, истина, верность, вежливость, дружба, милосердие, улыбка, честность, отзывчивость, забота, помощь.)

Словарная работа

- Ребята, слову «добро» дается следующее лексическое значение:

Добро – нечто  положительное, хорошее, полезное, противоположное  злу.

Прием «Рассыпанные пословицы» (работа в парах)

- Перед  вами  лежат  карточки, на  которых написаны начало  и  конец  пословиц. Попробуйте  их  восстановить.

Худо тому,                                                       кто добра не делает никому.

Доброе слово                                                                             и кошке приятно.

За недобрым пойдешь -                                                        на беду набредешь.

Злой плачет от зависти,                                     добрый - от радости. 

Проверка – фронтально

- Много пословиц  и поговорок создала народная мудрость  о добре, добром человеке.

4.Открытие новых знаний.

- Давайте вспомним золотое правило этики.(СЛАЙД 2)

- По этому правилу живут все люди мира. Однако есть разница в понимании этого правила разными людьми. Как вы думаете какая? (Все люди, живущие по этому правилу, добрые, но не все среди них христиане.)

Работа  по учебнику

- Почему все христиане живут по этому правилу?  Прочитайте  об этом 1 и 2 абзацы в учебнике на с. 68.  (Ответы ребят) (СЛАЙД 3)

- Давайте еще раз обратимся к тексту  учебника и прочитаем древнюю легенду, как апостол Петр пришел в Рим. (с. 68- 69, до слова ОПАСНОСТИ). (СЛАЙД 4)

Беседа о прочитанном.

-Кого обвинили в поджоге города? (Христиан.)

-Как с ними поступали? (Арестовывали, казнили.)

-Почему Пётр решил покинуть Рим? (Он был христианином.)

-Что это за странник повстречавшийся Петру? (Христос)

-Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?)

-Что ответил Христос?( Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.)

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? (Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.)

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? (Вернулся  в  город)

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»)

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

(Да Пётр был благодарен Христу.)

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро, возможно даже рискуя своей жизнью.( Христос и Пётр.)

-Что говорил Христос, найдите в учебнике.   (Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.) (СЛАЙД 5)

 - Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. (СЛАЙД 6)

-Такое состояние человека называют самоотверженность. Как вы понимаете это слово?           

Самоотверженность - жертвование своими интересами ради других, ради общего блага. (СЛАЙДЫ 7-9)  

5.ФИЗМИНУТКА.

6.Продолжение работы по учебнику.

Работа с древней церковной притчей с 69.(СЛАЙДЫ 10-11) .

Рассказ учителя «Судьба  апостола Петра»  (Слайд 13- 14)

- Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.

Слушание  притчи  «В больнице»

Беседа

-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал,                                                                                                                                                                               что видел  лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым. (хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей) 

-Что можно сказать о слепом человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)

     -Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал? (зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)

-Какое самое страшное  его качество привело к несчастному случаю?

Вывод: Жизнь всегда дает нам шанс  проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке  милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.

-Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах) 

7. Рефлексия  учебной  деятельности.

-Оцените свою работу на уроке, перед вами  лежат листочки, на которых вам нужно нарисовать смайлик.

 Заключительное слово учителя (СЛАЙД 15)

Мне хочется закончить урок стихотворением:

Хочу я, чтоб ДОБРО  

к тебе пришло,

Как свет весенний,

как тепло  костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

8.Дифференцированное домашнее задание.

Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 69;

Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:

- подбери пословицы о доброте;

- напиши письмо другу на тему «Спеши творить добро!»

- подобрать притчу на тему «Добро»

-Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем творить добро?

Презентация к конспекту урока " Зачм творить добро?"...

Зачем творить добро?

Урок в учебном курсе ОРКСЭ (модуль ОПК)...

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Зачем творить добро

Цель: способствовать усвоению  ценностно-смысловой компетенции, устанавливая взаимосвязь между религиозной культурой и правилами поведения человека; формированию коммуникативной компетенции через...

Зачем творить добро

Разработка урока по ОПК, 4 класс...

разработка урока «Зачем творить добро»

Данный  урок  был  разработан  и  проведен  в  рамках  районного  семинара  учителей  ОРКСЭ  и  ОПК....