Милосердие и сострадание.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) по теме
Формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей ‑ первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства ‑ милосердия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры».
4 класс
Тема: Милосердие и сострадание.
Цель урока: формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства милосердия.
Задачи урока: 1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.
2.Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
3.Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные: осознание ценности понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»;
Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, сестры милосердия.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге ,выборочное чтение, работа в парах, групповая исследовательская работа, самостоятельная работа с источником информации.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Психологический настрой учащихся.
Учитель- Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!
2Актуализация знаний.
1. - Я предлагаю прослушать стихотворение А. Дементьева и определить ключевые слова урока (слайд )
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
(ключевые слова: милосердие, сострадание
О чем это стихотворение?
- Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадтского (слайд)
«Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости»
- К какой заповеди можно отнести эти слова?
-Действительно, в одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (слайд)
Что такое заповеди?
Кто их дал людям ? Где это произошло?
Для чего Бог дал заповеди?
Обобщите содержание заповедей?
(Заповеди говорили об отношении человека с Богом и отношении людей между собой.)
3Сообщение темы урока. Постановка целей.
- Кого называю милостивым?
(Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.)
- Подберите однокоренные слова к слову «милостивый».
Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»).
- Кто уже догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви)
-Назовите тему урока: «Милосердие и сострадание».
- Одно из названных вами слов — это слово «милосердие». Мы отправимся с вами в город Милосердия и Сострадания.
- Там живут удивительные люди, которые помогут нам понять истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие,
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро ,а тот, кто не умеет делать зла (В.О.Ключевский) (слайд)
- Встречались ли вам злые люди?
- Их можно любить?
- Иисус Христос учил учеников любить всех людей и даже врагов своих. Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: что такое милосердие и сострадание и нужны ли эти качества сегодня в нашей жизни?
1. Словарная работа.
- Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание».
- Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.
Работаем в парах: находят значение слова «милосердие»,– значение слова «сострадание»..
С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.(слайд)
- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет. Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее.
2Работа с учебником (с. 42-43)
-Что такое притча?
(Притча - это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).(слайд)
4Решение проблемы урока.
Ребята, кого христиане считают своим Учителем? – (Иисуса Христа.)
- А что в учении Иисуса Христа является самым главным? – ( Возлюбить Бога и своего ближнего.)
Мы проведем исследовательскую работу. Встретимся с добрым самарянином, прочитав притчу с.42-43 (Читает ученик)
- В тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, прочтите их.
1СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Притча- рассказ с нравоучением.
Самаряне- жители одной местности в Палестине.
Жить достойно- жить по заповедям Христа.
Возмездие- отплата за преступление, зло.
Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи
Покаялся- признал свою вину.
Падший- нравственно разложившийся.
Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
радуют вас, потому что вы согласны со сказанным (+) , печалят вас, потому что так поступать тяжело (-).
- С чем вы согласны ?
-Как поступать тяжело?
2.БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАНОМУ:
- Понравился вам самарянин? (да)
- Чем он вам понравился? (он добрый, помог ближнему )
- Чему учит притча? (Нужно помогать ближнему, независимо от цвета кожи).
- Назовите главную заповедь Христа.( Люби ближнего, как самого себя)
- Кто такой ближний? (Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)
- А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)
- Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе).
Вывод.
- Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи. “Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души” - гласит народная мудрость.
4.Знакомство со значением слова «милостыня».
- Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня?
Подая́ние (милостыня) - добровольная пожертвование денег, продуктов питания, одежды бытовых предметов, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).(слайд)
Работа по учебнику С.44-45
Чтение текста «Милостыня»(1-3 абзац)-самостоятельно
-Что сказал Христос?
-Как описал Милостыню историк В.Ключевский?
Вывод.
- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай!» А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».
5. -Подберите антоним к слову «милосердие»
Милосердию противоположно жестокосердие. Послушайте два стихотворения, определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии .
6. Прослушивание аудиозаписи стихотворений
М. Лермонтов
«Нищий»
У врат обители святой |
Нищий Я. Полонский
Знавал я нищего: как тень,
С утра бывало целый день
Старик под окнами бродил
И подаяния просил…
Но все, что в день ни собирал,
Бывало к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам —
Таким же нищим, как и сам.
В наш век таков иной поэт.
Утратив веру юных лет,
Как нищий старец изнурен,
Духовной пищи просит он.-
И все, что жизнь ему ни шлет,
Он с благодарностью берет —
И душу делит пополам
С такими ж нищими, как сам…
Обсуждение прочитанного
-Одинаковые ли по смыслу стихотворения? (Нет.)
-Какие человеческие качества проявляются в этих стихотворениях? (В одном стихотворении проявляется – доброта, милосердие, в другом – жестокосердие.)
-Почему нищий, не имея сам ничего, получив подаяние, раздавал его бедным? -Что заставляло его так поступать?
- Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень?
- О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»?
Вывод. Помните, ребята, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость
Физминутка (слайд музыка)
- Представьте, что вы на лесной опушке, а сострадание, уважение, милосердие, доброта, любовь – это цветы. Какие они? Почему вы выбрали именно эти цветы? - Расскажите.
7 Самостоятельная работа
Работа в группах. Исследовательская работа.
- Ребята, мы с вами будем работать в группах. Нам предстоит провести небольшое исследование на тему: «Качества личности милосердного человека». Посовещаетесь и объясните, как вы понимаете значение слова «милосердие». Подумайте, какие слова помогут полнее раскрыть смысл слова «милосердие», запищите эти слова на лучиках.
- На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
Назовите слова , которые вы выбрали.
Какие слова не подходят ?
8.Профессии милосердия.
Какую профессию ты считаешь милосердной, почему?
Чем милосердие отличается от дружбы?
Посмотрите на картинку в учебнике ( с. 43).
- Кто эти женщины на фотографии?
- Как их называют?
- Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся
Выступление учащегося с сообщением:
-Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам, трудилась день и ночь. Создавала детские приюты, больницы .
Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.
9.Вспомните случаи из своей жизни, когда вы проявили или кто-то из ваших близких милосердие.
Поможет вам в этом игра «Лучики добра» (слайд) Передавая солнышко друг другу, я попрошу назвать добрые дела, которые совершали вы или ваши близкие.
Вывод
Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
10. Как помогают в нашем городе нуждающимся , обездоленным?
(Социальная служба, красный крест ,детский дом .дом для престарелых)
- А какие мероприятия проводят в нашей школе? ( Проводятся акции милосердия «День пожилого человека», «Покормите птиц зимой», бесплатное питание детей из многодетных семей, посещение и поздравление ветеранов войны и так далее.)
11.Работа с пословицами.
Издавна в людях ценились такие качества, как доброта, сострадание, милосердие, и в народном устном творчестве немало пословиц и поговорок, свидетельствуют об этом. Я предлагаю разделиться на 3 группы, собрать разрозненные части пословиц.
- Проверьте себя (слайд)
В течение 3 минут вам нужно найти свою пару.
Учись доброму | добро и делай. |
Истинное добро | добром и платят. |
Сделаешь худо | не жди добра. |
Добро желаешь | худое на ум не пойдёт |
Добрый человек | добру и учит. |
За добро | всегда просто. |
Добро творить | – себя веселить. |
Живи для людей, | поживут люди для тебя. |
С добрым жить | хорошо. |
- Проверь себя (слайд)
12. Работа с притчей Нищий И.С. Тургенев
Выборочное чтение и обсуждение притчи.(на листах)
- Я проходил по улице меня остановил нищий, дряхлый старик Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собою. А нищий ждал и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущённый, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку: «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат». Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы — Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Обсуждение прочитанного
-Найдите в тексте описание руки нищего.
-Как вы думаете, почему писатель не побрезговал пожать её?
- Какое слово часто повторяется в рассказе И.С.Тургенева?
-Почему?
-Почему нищий сказал, что рукопожатие – это «тоже подаяние»?
-Как вы поняли последние слова текста:
«Я понял, что и я получил подаяние от моего брата»?
-Какое же подаяние получил от нищего И.С. Тургенев?
Вывод: Значит, прав святой Дорофей, когда говорит, что милостыней человек приносит добро сам себе?
13 Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.
9 мая – День Победы.
12 мая - Международный День сестры милосердия.
1 июня - Международный день защиты детей.
9 июня – Международный день друзей.
1 октября - День пожилых людей.
4 ноября - День народного единства.
16 ноября – День толерантности.
3 декабря - Международный День инвалидов
Вывод
- Неужели о доброте, чуткости, милосердии, сострадании и сопереживании, необходимо вспоминать только в эти дни?
Как научиться быть милосердным?
- Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень
14.Милосердие в современном мире.
Учитель: МИЛОСЕРДИЕ находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, отзывчивость. К счастью, традиции благотворительности возрождаются. Существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях. А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития. Цель таких центров - оказание комплексной психолого-педагогической, социальной, правовой, терапевтической и другой квалифицированной помощи. Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Помощь» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.(слайд)
Вывод.
- Ребята, делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и горе, любите, цените друг друга. И тогда в вашем сердце будет всегда радость.
1 5Домашнее задание (по выбору)
- Выбери то, которое тебе кажется наиболее интересным.
1) Прочитай историю в рубрике “Это интересно” - страница учебника 44.
-Как ты думаешь, почему молодой человек не вернулся на мост?
-Что понял юноша, отдав прохожему свой кошелёк?
2) Задание 1 в рубрике “Вопросы и задания”. Прочитай отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
-Как ты думаешь, в каком значении поэт употребил слово “падший”? – Упавший? Побеждённый? Согрешивший?
3) Найди в тексте урока 12 историю о милосердии, о которой мы не говорили в классе.
- О ком повествует эта история, и в чём выразилось милосердное отношение к людям её главного героя (героини)?
4) Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендовали бы вам прочитать.
11. Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
Учитель:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
«…во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»! СЛАЙД
Возьмите лучики солнышка на ваших столах, с теми качествами ,которые вам подходят и прикрепите к большому солнышку на доске.
1. Сострадание. 1. Милосердие.
2. Любящий, отзывчивый. 2. Добрый, переживающий.
3. Сочувствовать, переживать, помогать. 3. Проявлять, поддерживать, любить.
4. Мы должны проявлять сострадание. 4. Помогать нуждающимся в помощи
5. Необходимо. 5. Забота.
Метод незаконченного предложения.
Повторим основные понятия урока. Закончите предложения.
Милосердие это……..
Ближний это тот, кто …………..
Милостыня это …………………..
Сострадание это………………
Сестра милосердия это……
6. Игра «Волшебная рука».
-Обведите на листе свою руку и напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
Вывод.
- Ребята, делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. И тогда ваше сердце будет гореть ярким светом.
13. Подведение итогов занятия
- Вот и подходит к концу наш урок. О чём мы сегодня с вами говорили? (О добре, милосердии и сострадании)
- Выбери то, которое тебе кажется наиболее интересным (задания прописаны на Страничке “Рабочей тетради”:
1) Прочитай историю в рубрике “Это интересно” - страница учебника 44. Как ты думаешь, почему молодой человек не вернулся на мост? Что понял юноша, отдав прохожему свой кошелёк?
2) Задание 1 в рубрике “Вопросы и задания”. Прочитай отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как ты думаешь, в каком значении поэт употребил слово “падший”? – Упавший? Побеждённый? Согрешивший?
3) Найди в тексте урока 12 историю о милосердии, о которой мы не говорили в классе. О ком повествует эта история, и в чём выразилось милосердное отношение к людям её главного героя (героини)?
4) Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендовали бы вам прочитать.
5) Самостоятельно заполнить “Страничку “Рабочей тетради №2”.
11. Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
- Что стало самым важным на уроке?
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
Звучит музыка. Слайд 26
Список используемой литературы:
1. Дудко Дмитрий, священник. Притчи и их истолкование. М., 1997
2. Евангельские уроки доброты. М.: «Благо», 2001.
4. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М. : Просвещение, 2012.
7. Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).
8. Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. / А.Я. Данилюк. Москва: Просвещение.2010.
9. Соколов А. Библия для детей.
10. Простые беседы о нравственности. М., 1994.
11. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Материалы сети Интернет
1. http://www.youtube. Видео. Песня о доброте
2. http://www.youtube. Песня-притча С.Копыловой «Окно»
3. http://www.youtube. Видео. Песня «Только добротой сердец»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)
презентация к уроку по православной культуре...