Милосердие и сострадание
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Разработка урока по ОПК в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_miloserdie.doc | 49.5 КБ |
miloserdie_i_sostradanie.ppt | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа 504 г. Москва
Учитель: Малахова Ирина Петровна
Предмет: Основы православной культуры
Класс: 4 класс
Милосердие и сострадание
Задачи урока:
1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;
2) дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
3) учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;
4) учить структурировать полученные знания, писать конспект;
5) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные листы, тетради
Ход урока.
- Орг. момент.
II. Постановка проблемы урока
Мы с вами на прошлом уроке говорили о заповедях. Заповеди – это норма, это то, что положено делать, чтобы не навредить ближним и самому себе. Исполнение заповедей сохраняет наше душевное здоровье. Но есть нечто выше заповедей, выше закона. То, что способно творить чудеса, изменять сердце человека и делать его счастливым. Это – любовь.
Любовь бывает разной.
Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Что такое притча? (ответы детей)
Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Слайд 2. Притча «Стакан молока» (https://www.youtube.com/watch?v=nkKDdovGQao)
– Как выдумаете, как могла закончиться эта история?
Делимся впечатлениями.
Слай 3. В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Ульяна (Иулиания). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце концов Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.
_ О чем будем говорить сегодня на уроке?(о помощи ближнему, о милосердии)
-Какую цель поставите перед собой? (Учиться отзывчивости, милосердию) -Для чего вам надо знать эту тему?
III. Этап изучения новых знаний.
Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание
- Как вы понимаете одно из самых красивых слов на свете - слово «милосердие»? От каких слов оно образовалось? (Милое сердце.)
- Что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадающее.)
– К кому мы проявляем милосердие? (ответы детей)
Слайд 4. Работа в парах со словарем .
Найдите в словаре, что значит слово «милосердие».
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
Слайд 5. Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно». (https://www.youtube.com/watch?v=db5VXpBiiBQ)
Вопросы учителя:
– О чём притча? (ответы детей)
– Каких людей мы встречаем в ней? (Завистливого и милосердного).
- Что понимаем под милосердием?
- Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам?
– Кому нужна наша забота? (ответы детей)
Слайд 6. Работа с учебником стр. 42
Чтение притчи о добром Самарянине.
Самарянин – чужак.
Попытаемся понять, что такое истинная доброта и милосердие.
- Какой вопрос был задан Христу?
- Что ответил Христос? Слайд 7.
- Кто шёл по такой же дороге, что и несчастный человек?
- Что сделал каждый из них?
- Кто оказался ближним пострадавшему человеку? (совсем чужой человек)
Слайд 8. Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи (щелчок). Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Этой притчей Господь показал, что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в помощи. Есть ещё слово близкое к слову милосердие, это слово – сострадание.
- Как вы его понимаете?( ответы детей)
Слайд 9. Сострадать - значит, страдать вместе с человеком попавшим в беду.
Слайд 10. Таким человеком был Святитель Лука Крымский.
Ещё в молодые годы он мечтал стать врачом, помогать бедным, лечить их. А когда исполнилась его мечта он бескорыстно помогал людям, лечил больных. Если не было мест в клинике, лечил на дому. Владыка Лука не думая о своём здоровье очень много работал. Он был хирургом. Часто ночи проходили без сна. Очень страдал, если больному уже помочь было нельзя. Святитель Лука был одарённым врачом. К нему приезжали со всей России. Всем старался помочь. Всегда мог утешить, чем-то помочь. Возвращал жизнь тем, у кого не было надежды на спасение. Жизнь его была совсем нелёгкой. Был и в ссылке и в тюрьме. И где бы он не находился всегда спасал людей, не брезгуя никем.
Позже он стал священником, потом епископом. Но из-за любви к людям, глядя на страдания больных продолжал оперировать, несмотря на своё плохое здоровье. Жил очень просто. Ходил часто в латаной одежде. Всё раздавал нищим. Ещё более увеличились его страдания за людей, когда приходилось спасать их души, учить жить по заповедям Христовым.
11 июля 1961года перестало биться сердце Святителя Луки.
Святитель Лука был человек великой души и огромной силы, которую он отдавал на служение Богу и людям. Отдавал бескорыстно и искренне..
Святитель Лука для нас служит истинным примером для дел милосердия и сострадания.
Ребята, как мы должны проявлять сострадание и милосердие? (ответы детей)
- -Как мы должны поступать, чтобы к вам окружающие проявляли милосердие и сострадание?( Ответы)
- Высказывания мудрецов, жившие в разные времена, в разных землях
- Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас:
- «Не делай другим того, что сам считаешь злом».
- Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью».
- Смысл законов первопророка Индии Ману:
- «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
- Чему же учат эти правила, что их объединяет?
- Относись к другим так, как хочешь,
- чтобы они относились к тебе.
- Золотое правило нравственности
- Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе
- - Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы
- поступали по отношению к тебе
Слайд 11. Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
Слайд 12.
- Почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость? (ответы детей)
Слайд 13. Великий русский историк Василий Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражала просьбу Христа ради, другая же подавала во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться... «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину. Или: «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.
Слайд 14. Работа с учебником. Самостоятельное чтение статьи «Милостыня»
- Почему девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Какие чувства вы испытываете при совершении добрых поступков?
Что такое милостыня? (дети отвечают)
Милостыня – это благотворение нуждающимся.
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние».
Слайд 15. Что говорил Иисус Христос о милостыне? (дети отвечают)
«Всякому просящему у тебя – дай».
Слайд. Бедный и богатый.
Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий ее? (дети отвечают)
«Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается».
- IV. Закрепление.
Сегодня мы много говорили о милосердии. Я думаю, что после сегодняшнего урока вы задумаетесь, правильно ли вы относитесь, друг к другу, любите ли вы своих ближних.
Давайте повторим, кто же такой добрый милосердный человек. Добрый человек – это тот, кто:
- любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
- любит природу и бережет ее;
- вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;
- любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Слайд 16. Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть ,вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Слайд 17.
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Истинное милосердие – это поступок добрый, во благо, поступок, за который не ждут вознаграждения. Пусть лучи добра обогревают ваших близких и родных, помогают тем, кто нуждается в вас.
Запомните, что от ваших добрых и волшебных слов на земле становится теплее и приятнее.
- ПОМНИ!
- Попробуй не наступить, а уступить.
- Не захватить, а отдать.
- Не кулак показать, а протянуть ладонь.
- Не спрятать, а поделиться.
- Не кричать, а выслушать.
- Не разорвать, а склеить.
- ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Домашнее задание.
Перед вами Деревья Добра. Мы сегодня привели много примеров добрых дел которые уже совершили. Подумаем какие добрые дела нас ждут впереди.
Сделайте милость, напишите на листочках от Дерева Доброты , какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня или в ближайшее время!
Слайд 18. Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
https :// www.youtube.com / watch?v=nkKDdovGQao
У БОГ ИЙ БОГ АТЫЙ
В одно окно смотрели двое: Один увидел смерть и страх, Огонь, страдание и горе, Привычного нам мира крах. Другой увидел там весну, Цветущие сады и небо голубое, Прекрасную зелёную листву… В одно окно смотрели двое… https :// www.youtube.com /watch?v=db5VXpBiiBQ
Притча Христа о добром самарянине
Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, а ближнего твоего возлюби, как самого себя.
Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.
Сострадание Сочувствие,жалость,сердечность, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем. Это совместное страдание, способность переживать боль другого человека, как собственную.
Лука Крымский
Всякому просящему у тебя - дай. БЛАГО ТВОРЕНИЕ
Милостыня – одно из дел милосердия – помощь другому человеку из жалости к нему.
Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается.
Добро – помнить, зло – забывать.
Милосердие Милосердие - это желание оказать помощь другим людям, не думая о вознаграждении. Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается .
Капелька по капельке, кирпичик по кирпичику строится мир доброты . Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)
презентация к уроку по православной культуре...