Светская этика 5 класс "Введение в предмет"
план-конспект урока по орксэ на тему

 

развивать представления о значении нравственных норм

Повторение изученного в 4 классе

Знакомство с курсом 5 класса

Развивать терпимое отношение друг к другу;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_odnk_5_klass.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Голубенко И.В.

Класс: 5

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Введение

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип: повторение и ознакомление

Цель:      

активизировать познавательную деятельность учащихся  через  включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с  нравственными понятиями и их представлениями о морали.

Задачи:

  • Воспитывать стремление совершать добрые поступки;
  • развивать представления о значении нравственных норм
  • Повторение изученного в 4 классе
  • Знакомство с курсом 5 класса
  • Развивать терпимое отношение друг к другу;
  • Организовать групповую работу, работу в парах

 Задачи урока:

1.Образовательные:

- Обобщить  знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Продуктивное чтение.

- Ситуативное обучение.

- Здоровьесберегающие

- игровые

-сотрудничество

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.

Основные понятия: добро, доброта, милосердие,   зло, мужество, милосердие, толерантность

Планируемые результаты:

Предметные: понимание значения нравственности в жизни человека, совершенствование  понятий добра и зла.

Метапредметные:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира, давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(Планируемые результаты)

1.

Организационный

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

-Добрый день, ребята!  Садитесь. Вот мы с вами и встретились в этом учебном году. Я очень рада встрече с вами.  Мы продолжим с вами наш курс Основы духовно –нравственного воспитания модуль «Основы светской этики».    Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас.

 

Эмоциональный настрой

2.

Постановка учебной задачи

 Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Создание проблемной ситуации.

   Давайте вспомним притчу «Внук и индеец».

-Вспомните, что ответил старый индеец?

Однажды к старому индейцу пришел его внук и спросил:
— Дед, а отчего зависит какой человек, добрый или злой, хороший или плохой?

— Понимаешь, внучек, в каждом человеке есть два волка: хороший и плохой, добрый и злой.
И они все время борются. Если побеждает добрый волк, значит человек добрый, побеждает злой волк — значит человек злой.
Маленький индеец, тронутый словами деда, на несколько минут задумался, а потом спросил:- А отчего зависит, какой волк победит?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

- Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке?

 

Слушают, отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

 - Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое, например, весна, солнце, улыбки…

- (дети продолжают ряд)

- А что такое зло? Это нечто, противоположное добру, например, дурное, плохое, беда, ненастье…

подчеркните в словаре эти понятия ДОБРО и ЗЛО

- Какие слова вам нравятся больше?

- Таким образом, мы сделали первый шаг – наполнили наш мир светом. (Вывешиваем солнце на доску)

Мы  живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Размышляют

 дети отвечают

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

4.

Работа по теме

Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

  •   Коммуникативная игра «Кукла»

- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это кукла. Как мы её назовём?  (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Одну мы отправим в наш добрый мир, а другую сейчас   начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить __________что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги.

- (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).

- Посмотрите на ______, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение?

- (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на _____, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему? (Сравнить куклы)

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

Видеоклип «Окно» С.Копыловой.

-ЗАЧЕМ?

- Какие здесь силы показаны?

- тёмные, злые, добрые, завистливые….

Светлый человек желал добра, а тёмный был  завистливый.

- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

- Как быть добрее?

Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто ближе и рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

- Каждая группа получила задание в конверте (в конвертах лежат разрезанные пословицы о добре и зле), вы должны восстановить текст пословиц и объяснить их смысл.

Не одежда красит человека, а его добрые дела;

Доброе слово и кошке приятно;

Жизнь дана на добрые дела.

- (Дети работают в группах, вывешивают готовые пословицы на доске и объясняют смысл)

- посмотрите, как нам удалось преобразить мир! (вывешивает дерево )

-чем наполнен наш мир?

Ответы детей (добром, счастьем, дружбой….)

- мы рассмотрели народные мудрости о добре и зле, а теперь давайте вспомним, что же такое ЭТИКА (подчеркните в словаре)

Работа в группах

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Физминутка

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

 

Выполняют гимнастику

6.

6.

Знакомство с учебником

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Итоги урока

Цель: выяснение достигнутых результатов

Мы с вами выделили только некоторые  понятия, с которыми познакомились в 4 классе, осталось несколько слов, которые мы будем изучать в 5 классе.

Знакомство с учебником.

-автор, название, издательство, какие темы будут изучаться. В этом году будет выставляться отметка по этому предмету.

На уроках светской этики раскроем важнейшие нравственные понятия : честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие и многие другие.

Сейчас я вам представлю несколько тем нашего предмета.

1.-Здравствуйте! Я встретил вас впервые.

Но я человек, и ты человек, мы люди на этой земле…. (В.А.Солоухин)

Все мы разные: блондины и брюнеты, люди разных национальностей, африканцы, азиаты, русские, армяне, казахи… мы не обязаны любить всех, но все люди имеют право достойно жить на планете, в нашей стране, в нашем селе, учиться в нашей школе. Каждый из нас неповторим и значим. Сейчас мы увидим, насколько все люди разные даже в приветствии.

  • - какую тему мы будем изучать? Подчеркните эти понятия. (толерантность, терпение, терпимость)
  • Работая над этой темой, мы узнаем, откуда произошло это слово.

2.- Давайте сейчас посмотрим мультфильм, всем нам знакомый Лунтик.

- а как вы думаете, что такое совесть?

Ответы детей, затем продолжение мультфильма.

( если хотите узнать, как Лунтик перевоспитал гусениц, посмотрите 305 серию)

- Какая тема урока? Подчеркните.

СОВЕСТЬ

3.Милосердие. Ситуация  №1

-какое качество проявил мальчик?

4.Мужество. Видеоролик   (Этот ролик мы досмотрим на уроке, когда будем изучать тему Мужество)

-как можно назвать этого человека

-что он перенёс.

-у нас с вами есть всё: руки, ноги, слух, зрение… но мы просто не хотим, ленимся, злимся на всех. А что было бы с этим человеком, если бы он обозлился на весь мир?

Мужественный человек, какую тему мы будем изучать?

Мужество не бывает без доброты

- Скажите добрые слова в адрес своего соседа.

за каждое доброе слово цветок

- посмотрите, как от наших добрых слов расцвел мир  

Дети приводят примеры.

Высказывают предположения

Работа в парах«Приветствие»  (карточки с заданиями)

Мультфильм.

Слушают, отвечают на вопрос

дети работают в парах

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6.

Домашнее задание

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности

Принести тетрадь.

Карточки

1 задание:

Запиши золотое правило нравственности

2 задание:

Подумай и ответь. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди?

  1. В беседах и спорах ____не перебивали, дали высказаться___ .
  2. При встрече__________________________________
  3. За глаза______________________________________
  4. В трудной ситуации____________________________
  5. В болезни_____________________________________
  6. В играх________________________________________
  7. Чтобы мои товарищи

Чтобы__________________________________

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей

7.

Рефлексия деятельности

 (итог урока)

Цель: Создание условий для рефлексии

- мы с вами поговорили о добре и зле, так каким становится мир с появлением добра?

- как можно назвать нашу картину?

- мир, как прекрасен этот мир, добро побеждает зло…

- какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?

- дети высказываются

-Давайте ещё раз  прочитаем, что такое этика? Какого волка мы будем кормить?

- А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

-Спасибо за урок.

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Цветниковская средняя общеобразовательная школа

ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Основы Светской этики

Урок 1.Введение

Учитель начальных классов:

Голубенко Ирина Васильевна,

1 категория

Новосибирская область

Здвинский район

село Цветники

2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программапо предмету «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы светской этики»)...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"...