Светская этика 5 класс "Введение в предмет"
план-конспект урока по орксэ на тему
развивать представления о значении нравственных норм
Повторение изученного в 4 классе
Знакомство с курсом 5 класса
Развивать терпимое отношение друг к другу;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_odnk_5_klass.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Голубенко И.В.
Класс: 5
Модуль: «Основы светской этики»
Тема учебного занятия: Введение
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип: повторение и ознакомление
Цель:
активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с нравственными понятиями и их представлениями о морали.
Задачи:
- Воспитывать стремление совершать добрые поступки;
- развивать представления о значении нравственных норм
- Повторение изученного в 4 классе
- Знакомство с курсом 5 класса
- Развивать терпимое отношение друг к другу;
- Организовать групповую работу, работу в парах
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Обобщить знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Продуктивное чтение.
- Ситуативное обучение.
- Здоровьесберегающие
- игровые
-сотрудничество
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, зло, мужество, милосердие, толерантность
Планируемые результаты:
Предметные: понимание значения нравственности в жизни человека, совершенствование понятий добра и зла.
Метапредметные:
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира, давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание(Планируемые результаты) |
1. | Организационный Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | -Добрый день, ребята! Садитесь. Вот мы с вами и встретились в этом учебном году. Я очень рада встрече с вами. Мы продолжим с вами наш курс Основы духовно –нравственного воспитания модуль «Основы светской этики». Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. |
| Эмоциональный настрой |
2. | Постановка учебной задачи Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | Создание проблемной ситуации. Давайте вспомним притчу «Внук и индеец». -Вспомните, что ответил старый индеец? Однажды к старому индейцу пришел его внук и спросил: — Понимаешь, внучек, в каждом человеке есть два волка: хороший и плохой, добрый и злой.
- Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке?
| Слушают, отвечают на вопросы Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания | Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. | Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания | - Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое, например, весна, солнце, улыбки… - (дети продолжают ряд) - А что такое зло? Это нечто, противоположное добру, например, дурное, плохое, беда, ненастье… подчеркните в словаре эти понятия ДОБРО и ЗЛО - Какие слова вам нравятся больше? - Таким образом, мы сделали первый шаг – наполнили наш мир светом. (Вывешиваем солнце на доску) Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. | Размышляют дети отвечают | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
4. | Работа по теме Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы |
- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это кукла. Как мы её назовём? (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Одну мы отправим в наш добрый мир, а другую сейчас начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить __________что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. - (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя). - Посмотрите на ______, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему? - Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? - (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное). - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. - Ребята, а сейчас посмотрите на _____, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему? (Сравнить куклы) Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Видеоклип «Окно» С.Копыловой. -ЗАЧЕМ? - Какие здесь силы показаны? - тёмные, злые, добрые, завистливые…. Светлый человек желал добра, а тёмный был завистливый. - Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? - Как быть добрее? Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто ближе и рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. - Каждая группа получила задание в конверте (в конвертах лежат разрезанные пословицы о добре и зле), вы должны восстановить текст пословиц и объяснить их смысл. Не одежда красит человека, а его добрые дела; Доброе слово и кошке приятно; Жизнь дана на добрые дела. - (Дети работают в группах, вывешивают готовые пословицы на доске и объясняют смысл) - посмотрите, как нам удалось преобразить мир! (вывешивает дерево ) -чем наполнен наш мир? Ответы детей (добром, счастьем, дружбой….) - мы рассмотрели народные мудрости о добре и зле, а теперь давайте вспомним, что же такое ЭТИКА (подчеркните в словаре) | Работа в группах Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «добро» и «зло» Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. | Физминутка Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации |
| Выполняют гимнастику | |
6. 6. | Знакомство с учебником Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Итоги урока Цель: выяснение достигнутых результатов | Мы с вами выделили только некоторые понятия, с которыми познакомились в 4 классе, осталось несколько слов, которые мы будем изучать в 5 классе. Знакомство с учебником. -автор, название, издательство, какие темы будут изучаться. В этом году будет выставляться отметка по этому предмету. На уроках светской этики раскроем важнейшие нравственные понятия : честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие и многие другие. Сейчас я вам представлю несколько тем нашего предмета. 1.-Здравствуйте! Я встретил вас впервые. Но я человек, и ты человек, мы люди на этой земле…. (В.А.Солоухин) Все мы разные: блондины и брюнеты, люди разных национальностей, африканцы, азиаты, русские, армяне, казахи… мы не обязаны любить всех, но все люди имеют право достойно жить на планете, в нашей стране, в нашем селе, учиться в нашей школе. Каждый из нас неповторим и значим. Сейчас мы увидим, насколько все люди разные даже в приветствии.
2.- Давайте сейчас посмотрим мультфильм, всем нам знакомый Лунтик. - а как вы думаете, что такое совесть? Ответы детей, затем продолжение мультфильма. ( если хотите узнать, как Лунтик перевоспитал гусениц, посмотрите 305 серию) - Какая тема урока? Подчеркните. СОВЕСТЬ 3.Милосердие. Ситуация №1 -какое качество проявил мальчик? 4.Мужество. Видеоролик (Этот ролик мы досмотрим на уроке, когда будем изучать тему Мужество) -как можно назвать этого человека -что он перенёс. -у нас с вами есть всё: руки, ноги, слух, зрение… но мы просто не хотим, ленимся, злимся на всех. А что было бы с этим человеком, если бы он обозлился на весь мир? Мужественный человек, какую тему мы будем изучать? Мужество не бывает без доброты - Скажите добрые слова в адрес своего соседа. за каждое доброе слово цветок - посмотрите, как от наших добрых слов расцвел мир | Дети приводят примеры. Высказывают предположения Работа в парах«Приветствие» (карточки с заданиями) Мультфильм. Слушают, отвечают на вопрос дети работают в парах | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение |
6. | Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности | Принести тетрадь. Карточки 1 задание: Запиши золотое правило нравственности 2 задание: Подумай и ответь. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди?
Чтобы__________________________________ | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей | |
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: Создание условий для рефлексии | - мы с вами поговорили о добре и зле, так каким становится мир с появлением добра? - как можно назвать нашу картину? - мир, как прекрасен этот мир, добро побеждает зло… - какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? - дети высказываются -Давайте ещё раз прочитаем, что такое этика? Какого волка мы будем кормить? - А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми. -Спасибо за урок. | Ответы учащихся. | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Цветниковская средняя общеобразовательная школа
ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Основы Светской этики
Урок 1.Введение
Учитель начальных классов:
Голубенко Ирина Васильевна,
1 категория
Новосибирская область
Здвинский район
село Цветники
2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...
Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программапо предмету «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы светской этики»)...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей"....