Технологическая карта урока ОПК "Монастырь. Духовный подвиг"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
В данном материале представлена Технологическая карта уроа ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Монастырь. Духовный подвиг". Это урок " открытия" новых знаний. Технология урока - развитие критического мышления через чтение и письмо,ИКТ. Цели урока и планируемые результаты предусматривают формирование у учащихся представлений о православном монашестве, о роли монастырей в православной религиозной культуре; развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия о монастырских поселениях, о жизни великих монахов, их духовном подвиге, формирование стремления у детей осознанному нравственному поведению, формирование у школьников потребности быть достойными гражданами России через приобщение к духовным и общечеловеческим ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_opk_monastyr._duhovnyy_podvig.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Дата проведения: 5 апреля 2016 года
Класс: 4 «Б»
Учитель: Новохижко А.Н.
Модуль | ОПК |
Тема | Монастырь. Духовный подвиг |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Технологии | Развитие критического мышления через чтение и письмо. ИКТ |
Цели урока-планируемые результаты | |
Предметные | Формирование представлений о православном монашестве, о роли монастырей в православной религиозной культуре, как о стержне духовности и земли русской. Работа с понятиями «Монастырь», «Духовный подвиг» |
Личностные | Развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия о монастырских поселениях, о жизни великих монахов, их духовном подвиге, формирование стремления у детей к |
Метапредметные | осознанному нравственному поведению Формирование у школьников потребности быть достойными гражданами России через приобщение к духовным и общечеловеческим ценностям |
Познавательные Регулятивные Коммуникатив- ные Личностные Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока | Цели урока-универсальные учебные действия |
Сравнение, установление причинно-следственных связей Осознание степени информированности по теме урока, участие в коллективном обсуждении темы. Умение оценить сумму полученных знаний на уроке Развитие навыков и способов общения Развитие навыков публичного выступления, отстаивания собственных позиций в коллективном разговоре, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по конкретным вопросам Основная литература:УМК: А.Кураев «Основы православной культуры» учебник, рабочая тетрадь «Основы православной культуры», ОПК «Методические рекомендации к рабочей тетради» для 4 класса, составитель Т.А. Берсенева, учебное пособие «Добрые уроки наставления» для 4-5 классов, А. Мороз, Т.А. Берсенева. DVDдиск Дополнительная литература: И.С. Никитин «Монастырь». Протоирей А. Торик «Жизнь продолжается», Видеофильм «Монашество» Интернет-ресурсы: bible-spbda.info School-collection.edu. http://www.pravoslavie.ru/ https://azbyka.ru/https://www.miloserdie.ru/article/svyataya-elizaveta-fedorovna-pomoshh-delami/ Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, диски. |
Содержание урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Ожидаемый результат |
Приветствие. Просит проверить готовность к уроку Показывает фрагмент презентации к уроку. Чтение стихотворения И.С. Никитина «Монастырь» Крестом высоким осененный, вдали от сел и городов, один стоишь ты окруженный густыми купами дерев. Вокруг глубокое молчанье, И только с шелестом листов Однообразное журчанье Живых сливается ручьев…. - О чем это стихотворенье? - А что вы знаете о монастырях - Имена каких монахов вам известны? - Давайте сформулируем тему урока, обозначим учебные задачи (тема выносится на доску) - Каждое из предыдущих поколений оставило следы в русской культуре. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всем мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это еще и национальные сокровища и святыни каждого государства Прием «Кластер» - Давайте подберем слова (основные понятия), которые помогут нам лучше разобраться в теме урока В первые времена христианской церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, но среди них были такие, которые искали высшего подвига. Они отказывались от своего имущества, раздавали его бедным, решали не жениться, а проводить все время в непрестанной молитве и труде. Такие люди назывались аскетами. Но когда христианская вера широко распространилась, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, что вести уединенную строгую жизнь. Со временем таких людей стали называть иноками или монахами. - Посмотрим видеофильм «Подвижники первых веков христианства» Вопросы после просмотра: - Каждый ли человек способен быть монахом? - Где живут монахи? (Это жизнь для тех, кто желает достичь высокой духовности, способен терпеть лишения, молиться за весь мир и много трудиться) - Людям свойственно жить вместе, создавать семьи, воспитывать детей. Поэтому удивительным является существование людей, ведущих уединенный образ жизни. - Сейчас мы посмотрим видеофильм «Монашеский путь жизни» - Прочитаем статью в книге «Добрые уроки наставления» с128-131 - В чем заключается монашеский образ жизни? - Главная цель монашества? - Чтобы лучше разобраться в теме урока, давайте мысленно представим себе встречу с монахом Визуализация Представьте себе. Вдруг кто-то постучал в дверь, и входит человек. Он пришел из святых мест, из монастыря. Это монах. Рассмотрим его облачение и узнаем название предметов одежды. Клобук – именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей. Мантия – охраняющая сила божия и неуклонное исполнение монахом правил Пояс – символ того, что монах всегда должен быть готов к подвижническому деянию Четки – меч духовный, перебирая узелки четок монаху легче сосредоточиться на молитве. - Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся те люди, которые решили посвятить себя Богу - Прочитайте информацию на с. 80 учебника. Определите главное правило монахов - Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3-4 часа монахи совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит 2 раза в день. В перерывах между молитвами монах усердно трудится, выполняет послушания, работает на полях, на огородах, в монастырской кухне ремонтирует здание монастыря. - Монастырь – это святое место, где нужно вести себя по-особенному. Если вы захотите посетить монастырь, как паломники, то обязаны будете соблюдать определенные правила поведения. - - Давайте разработаем правила поведения в монастыре. - Стать монахом непросто. Для этого человек проходит определенные этапы жизни в монастыре. - Используя учебник с. 81 выделите этапы жизни в монастыре при принятии монашества. - Кстати, монахом могут стать не только мужчины, но и женщины. Этапы духовного роста соответствуют монашеской иерархии. Высшая степень монашеской иерархии – схия. Родиной монашества считается Египет. А основателем Антоний великий - На Руси монашество зародилось вместе с принятием христианства. Первый русский монастырь возник в XIв. – это Киево-Печерская Лавра. Она находилась в Киеве, а слово «Печерская» происходит от слова «пещеры». Именно в здешних пещерах селились первые монахи. Святые старцы Антоний и Феодосий Печерские положили начало русскому монашеству, они основали первый монастырь на Руси. (Монастырь – это место, где монахи живут вместе, трудятся на общую пользу, подчиняются одним правилам. Большие монастыри с несколькими сотнями монахов называются Лаврами) - Посмотрите видеофильм «Появление монашества на Руси» Ответьте на вопросы: -В каком веке возникло монашество на Руси? - Где возник первый русский монастырь, как он называется? - - После услышанной и увиденной информации скажите, можно ли назвать жизнь монахов подвигом? Подвиг – это слово однокоренное словам «двигаться», «движение», т.е. , целенаправленное движение к цели. - О жизни одного из монахов, о его духовном подвиге мы сейчас прочитаем на с. Учебника 83(начиная со слов «Вот описание жизни одного монаха») - При духовном подвиге поле битвы- душа человека. Духовный подвиг – это борьба человека за чистоту своей души. Эта духовная битва несет счастье самому человеку, делает добрее и светлее мир, в котором он живет - Сейчас нужно выполнить задание № 3 из Рабочей тетради. Но прежде послушайте информацию и посмотрите видеоматериал о самых известных монастырях России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ее основатель – преподобный Сергий Радонежский. Он основал обитель близ Радонежа. Эта обитель стала центром духовного образования России Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Сейчас в этой обители находится Московская духовная Академия и Семинария. Среди известных последователей Радонежского чудотворца – Андрей Рублев. Икона «Троица» была написана А.Рублевым для собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Таким образом, внешняя культура, включая архитектуру, книги, живопись оказывается пронизанной нитями святых угодников. Художественная культура рождалась как результат духовной жизни церкви. Раньше монастыри были центром наук и распространяли различные знания. Но не раз монастырские стены защищали людей от врагов. Соловецкий монастырь-самый крупный на Севере. В 1429 году старец Савватий из Валаамского монастыря и инок-отшельник Герма основали на Соловках Скит. Они прожили там 6 лет, потом вернулись на материк. Савватий умер, а Герман с монахом Зосимой вернулись на Соловки. Зосима основа монастырь. В XVI в. – каменная застройка монастыря. С приходом Советской власти монастырь был упразднен, а на его месте размещались лагеря: Слон и Стон. В годы ВОВ на Соловках была открыта Соловецкая школа юнг. В настоящее время монастырь переживает второе рождение. Александро-Невская Лавра. В июле 1710 года Петр I, осмотрев место победы войск св. А.Невского над шведами в Невской битве, распорядился строить здесь монастырь (близ реки Монастырки). В 1721 г. В обители была основана славянская школа, позже преобразована в Главную семинарию, в Александро-Невскую духовную Академию. С приходом к власти большевиков были изЪяты у лавры все помещения,кроме храмов. В мае 20 года вскрыты мощи А. Невского, с 1922 г. Мощи находились в музее Истории религии и атеизма. 1936 г. - - все храмы Лавры закрыты. На ее территории размещалось 17 советских учреждений. Лишь в 1957 г. Соборы Лавры были возвращены Православной церкви. В июне 1989 г. В собор возвращены мощи св. А. Невского. Иоановский женский монастырь (Иоана Кронштадтского) В 1899 г. В с. Сура Иоан Сергиев обосновал общину. Община была бедна, Иоан решает приобрести в столице участок для подворья. 1902 г. – сурское подворье переименовано в женский монастырь. Вначале30гг. все монахи были арестованы и сосланы в Казахстан. Лишь в 1989 г. Обитель вернули церкви. - Итак, выполняем Задание №3 из Рабочей тетради. Подпишите фотографии, укажите названия монастырей. Прием «Верное или неверное утверждение» ( см. Рабочий лист) Домашнее задание: учебник с. 80-83. Совместно с родителями. Какие советы и поучения оптинских старцев полезно использовать в мирской жизни - Благодарю вас, ребята, вы отлично сегодня потрудились. Поделитесь своими впечатлениями, используя методику «Незаконченные предложения» | Регулятивные: учащиеся обеспечивают организацию своей учебной деятельности Регулятивные: каждый обучающийся формулирует свои цели вне зависимости от целей других учеников, обозначаются вопросы, на которые ученик хочет получить ответ Предметный результат: анализ имеющихся знаний по теме. Личностные: проявление интереса к новому содержанию Познавательные:извлекают информацию представленную в разных формах. Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение, оформляют свои мысли в устной речи Регулятивные: умеют работать по предложенному плану, сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: определяют главную мысль в тексте, находят опорные слова, понимают цель чтения и осмысливают прочитанное Развивающие: развитее творческого воображения.
Познавательные: извлекают информацию, делают выводы Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи, аргументируют свои выводы Личностные: проявляют интерес к чтению и ведению диалога, обнаруживают настойчивость, терпение Познавательные:понимают цель просмотра и осмысливают увиденное Коммуникативные: развивают умения слушать друг друга, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения строят продуктивные взаимодействия, Познавательные: понимают цель прочтения и осмысливают прочитанное Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено. Коммуникативные: учатся обосновать и доказать свою точку зрения, слушают собеседника Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию Личностные: проявляют способность к саморазвитию Познавательные: воспринимают, осознают, анализируют необходимую информацию. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, проявляют интерес к чужому мнению и высказывают свое Личностные : развивают учебную активность Познавательные: анализируют объекты с целью выявления их признаков Регулятивные: сопоставляют свои старые и новые знания, оценивают правильность выполнения действий Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения учебного материала, занимаются саморегуляцией Познавательные: оценивают процесс и результаты деятельности Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения Личностные: понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по ОПК на тему: "Подвиг"
Предлагаю построить урок, используя при этом технологию проблемного изложения и критического мышления ( Инсерт- чтение с маркировкой, создание кластеров " движение", " подвиг", синквейн " подвиг...
Технологическая карта урока по православной культуре для 4 класса по теме урока" Подвиг"
Карта составлена по учебнику Кураева А Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры", 4 класс.Подведение под понятие слово "Подвиг".Осмысление статьи учебник...
Основы православной культуры 4 класс Технологическая карта урока изучения темы Тема: Подвиг .
Создавать условия для формирования у учащихся представлений о подвиге ради себя, ради других, ради Бога, формировать умения работать с текстом по заданной теме Создавать условия для р...
Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...
Технологическая карта урока "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Технологическая карта урока в 4 классе по предмету Основы православной культуры "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...
Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...