Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Докукина Инга Юрьевна

Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курс: ОРКСЭ

Модуль: «Основы православной культуры»

Класс: 4

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта

Тема:

Чудо в жизни христианина

Цель:

Дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.

 2.Развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения, умения высказывать свои мысли, вести диалог.

3.Воспитывать желание  делать добро,  так как  – это есть норма  жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.

Формируемые УУД

Регулятивные универсальные учебные действия:

  •  определение и формулирование темы и цели учебной деятельности на уроке;
  •  умение оценивать результат своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

  •  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  •  построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  •  смысловое чтение как осмысление цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  •  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные универсальные учебные действия:

  •  умение бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
  •  развитие этических чувств.

Основные понятия

Чудо, добродетель

Ресурсы:

    - основные

   - дополнительные

Учебник:  А.В. Кураев «Основы православной культуры. 4-5 классы». М.: Просвещение, 2013

Классная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, листы формата А4, фломастеры, лист с вопросами на доске, карточки с заданиями, видеоролик, музыкальное произведение, листы с кроссвордом.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах

Ход урока:

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1 Орг. момент.

Цель: настроить учащихся на урок (1 мин)


2. Постановка темы, цели и задач урока. (5 мин)

Цель:

  •  активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  •  организовать формулирование темы урока учащимися;
  •  подвести учащихся к формулированию цели урока.

3. Изучение нового материала. (15 мин)

Постановка проблемы.

Работа с текстом.

4. Физкультминутка (3 мин)

5. Закрепление знаний. (10 мин)

 Цель:

  • закрепить знания, полученные на уроке;
  • проверить умение работать с информацией.

Работа в группе

Цель:

  • организовать работу учащихся в группе;
  • решить проблемную ситуацию.

Работа в парах – отгадывание кроссворда

6. Подведение итогов. Рефлексия (4 мин).

Цель:

  • организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

7. Домашнее задание (1 мин)

Создание положительного - эмоционального настроя.
Добрый день ребята! Я очень рада видеть вас! Я надеюсь, что наш урок пройдет интересно, и вы сможете показать свои умения активно работать.

Закройте глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите друг на друга и подарите капельку тепла и хорошего настроения.

   Ученик читает строки из стихотворения:

-О чем пойдет речь  на уроке, какова его тема? Проверим.

Слайд 1

-Какие задачи мы ставим к уроку?

-Как бы вы объяснили, что такое чудо?

Слайд 2

-А вы верите в чудеса?

Как можно обозначить цель нашего урока?

-У меня в руках Толковый словарь. Давайте найдем значение слова «чудо».

В конце нашего урока, я хотела бы, чтобы вы ответили на вопрос:

-Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?

(прикрепляю лист с вопросом на доске).

-А с какими чудесами вы уже встречались в жизни?

-Кругом творятся чудеса – их надо вовремя увидеть.

Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся над этим, не замечаем их. А ведь солнце на небе, рассвет, закат - разве это не чудо..? Весь окружающий мир – это чудесное творение БОГА.

Видеоклип «Как прекрасен этот мир». Слайд 3

Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестает быть чудом.

Поработаем со статьей в учебнике с. 70.

-Прочитайте  рассказ о чуде, которое произошло в жизни Патриарха Кирилла. Слайд 4

Мой дед более двадцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение православной веры. Когда его забирали — а дело было в 1932 году — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью раздался стук в окно, и бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне.

- Что, с вашей точки зрения, было чудесного в этом рассказе?

Слайд 5

Загадка

В Кане  превратил в вино

Воду Бог давным - давно.

Верю, что ты знаешь сам

И другие  ……

-О каких чудесах идет речь в загадке?

-Богу доступны все чудеса.

-Кроме естественных чудес, давайте вспомним о сверхъестественных чудесах Христа.

-Бог может сотворить самое настоящее чудо, которое никак нельзя объяснить.

Слайд (Чудеса  Христовы) 6-11

Мгновенное исцеление слепого человека, хождение по водам, превращение воды в вино …

Главная черта подобных чудес – невозможность ни человеку, ни миру совершить что-либо подобное.

Давайте сделаем вывод, какие бывают чудеса?

-Приведите примеры естественных  и сверхъестественных чудес.

Слайд 15

-Мы с вами сейчас совершим  маленькое  чудо.

-Звучит песня «Совершите чудо» в  исполнении    

 В. Толкуновой.

-Все дружно выполняем движения вместе со мной.

Спасибо всем!

О каких чудесах говорится в песне?

Наши добрые дела – это тоже чудеса. Согласны?

Добрые дела формируют характер человека. Если человек в своей жизни постоянно творит добро, христиане говорят, что он приобрел добродетель. Слайд 12-13

-Мы поработаем в группах.

-Задание выполняют на листах.

-Какие правила работы в группе мы должны соблюдать? Слайд 14

Задания на карточках.  

Задание для 1 группы:

Выберите слова, раскрывающие смысл понятия «ЧУДО»

Напишите слова фломастерами на листе А 4.

Задание для 2 группы:

-Составьте схему «Христианские добродетели».

Задание для 3 группы:

-Напишите на лепестках ромашки чудеса из сказок.

Слайд 15

Проверим  результат нашей работы.

Учитель раздает листы с кроссвордами на каждую парту.

Учитель организует рефлексию учащихся: оцените свою деятельность на уроке.

Слайд 16

-Давайте вернёмся к вопросу, который я поставила вам в начале урока.

-Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?

Какой вывод вы сделаете после сегодняшнего урока?

Слайд 17

Учитель предлагает детям домашнее задание по выбору:

  1. Написать ответы на вопросы «Каким должен быть участник доброго  сказочного чуда?  Надо ли чудо заслужить?»
  2. Составить кроссворд по теме «Чудо в жизни христианина.»

Учащиеся настраиваются на урок

… Все реже говорим о красоте.

Все меньше видим в каждом вдохе чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах - твержу, твердил и буду.

Т.Каданова

О чудесах.

-Читают слова со слайда «Чудо в жизни христианина»

-Узнать что такое чудо, Какие бывают чудеса?, Чему нас учат чудеса? Какие чудеса случаются в жизни христиан?

-Волшебное что-то, то,  что вызывает интерес, добрые дела…

-Разные точки зрения (да и нет и почему).

Ответы детей: что такое чудо, какие бывают чудеса, как связаны чудо и добрые дела людей

(Работа со словарём).

«Чудо – необычная вещь, случай или явление. Что-либо едва сбыточное»

Ответы детей: красивая природа, в сказках…

Смотрят видеоролик

(Работа с учебником)

Чтение хорошо читающим учащимся рассказа о чуде в жизни семьи Патриарха Кирилла.

Нужно надеяться и чудо обязательно свершится.

Что чудеса  действительно имеют место быть…

Ученик читает притчу «Претворение воды в вино Иисусом»

Чудеса.

О чудесах, которые делал Бог.

Сотворил мир, Воскрес…

Рассматривают слайды и читают о чудесах Иисуса.

Чудеса бывают: естественными и сверхъестественными.

Ответы детей (например, естественные – красота природы, сверхъестественные – исцеление больных)

-Выполняют под музыку движения под руководством учителя.

-Повороты влево и вправо с приседанием.

-Разводят руки в стороны (чудеса).

-Подают друг другу руку.

-Обнимают друг друга за плечи.

-Делать добро, протянуть руку

помощи в трудную минуту, дарить улыбки…

ДА.

Учащиеся рассматривают слайды

Учащиеся делятся на группы, получают листы и фломастеры, записывают свои предложения.

Называть друг друга по имени.

-Слушайте, не перебивая.

-Уважайте мнения партнеров.

-Не говори все сразу, а только по делу.

(Работают в группах)

Например: необъяснимое, необычное, сверхъестественное, сказочное, прекрасное…

Добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств .

- Главные христианские   добродетели -   вера, надежда, любовь.

Сказки «Золушка», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди»  и др.

Учащиеся разгадывают кроссворд, проверяют правильность ответов, осуществляют самооценку.

Учащиеся заканчивают понравившееся предложение, оценивают свою деятельность на уроке.

Помочь старушке перейти дорогу, улыбнуться, покормить бездомное животное…

Все  люди  должны   делать добрые  дела и поступки.  

Учащиеся самостоятельно выбирают посильное для них задание.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

Уметь поставить проблемный вопрос и выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы (познавательные УУД)

Смысловое чтение как осмысление цели, уметь находить ответы на вопросы в тексте (познавательные УУД)

Сформировать умения анализа и синтеза (познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов (познавательные УУД)

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

Развитие творческих способностей

Список литературы

1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы   православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

2. Интернет ресурсы.

3. Электронное приложение к учебному пособию  ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.

4.Словарь В. И. Даля.

5. Детская Библия: Новый завет. Издательство: Христианское общество "Библия для всех"2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»

Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...

Технологическая карта урока "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Технологическая карта урока в 4 классе по предмету Основы православной культуры "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...

Методическая разработка урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Урок позволяет обучающимся познакомиться с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивает интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащает, ак...

Презентация к уроку «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Урок позволяет обучающимся познакомиться с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивает интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащает, ак...

Технологическая карта урока “Что мы знаем о народа России?“ по окружающему миру 1 класс с использованием образовательной платформы Учи.ру

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Что мы знаем о народах России?“. УМК" Школа России". В документе есть ссылки на карточки с образовательной платформы Учи.ру, которые...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Художественная культура других народов. Япония. Архитектура – храм-пагода. Сакура – символ страны. (гуашь, фломастеры)» 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока: «Художественная культура других народов. Япония. Архитектура – храм-пагода. Сакура – символ страны. (гуашь, фломастеры)» Тип урока: «открытие» ново...