Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка
статья по орксэ (4 класс) на тему
Владение рефлексивными умениями - необходимый этап в процессе самосознания личности и формирования мировоззрения у ребенка. Поэтому очень важно научить детей внутреннему рассуждению и оценке своих практических действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_poznyak_l.a.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Рефлексия как неотъемлемый
аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка»
Автор Позняк Лилия Александровна, учитель ГБОУ школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Подрастает ребёнок. Увеличивается и познаваемый им мир. В младшем школьном возрасте у ребят начинает совершенствоваться накопленный ранее познавательный опыт: желание что-то разобрать или сломать, теперь, переформировывается в любознательное разобраться самому, как это устроено. Дети любопытны по своей природе, развивающийся мозг, жадно впитывает в себя информацию из окружающего мира, ребёнок быстро учится. Также, этому возрасту свойственно усиление контроля сознания над поведением, активирования процессов торможения сиюминутных желаний, развиваются элементы силы воли. Ему нравится то или иное, он это понимает, но не умеет правильно выразить свои мысли, не может найти человека, который его поймёт, поддержит, объяснит причину его поступков и действий. Необходима рефлексия - важный этап в осознании ребёнком своей личности и её места в окружающем мире. Всё больше поступков ребёнок совершает самостоятельно, без первоначальной оценки взрослых. Некоторые психологи считают, что ребёнок должен сам пройти свой путь, и он вправе ошибаться. Но я считаю, что в данный момент очень важна своевременная помощь взрослого.
Важно успеть, вовремя вложить в сознание взрослеющего человечка духовно-нравственные ценности, такие как патриотизм, любовь к родному городу, доброжелательность, уважение ценностей, принятых в окружающем обществе, уважение носителей других верований - их культур и религиозных традиций, коммуникабельность, ответственность, умение отвечать за свои поступки, принятие здорового образа жизни.
Родители и педагоги должны научить ребёнка обращаться к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаниям, ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал и чувствовал и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует. Но, к сожалению, современные дети не умеют делиться своими переживаниями. Это происходит потому, что родители мало уделяют время своим детям. Они часто заняты домашним бытом. Нехватку общения в семье детям заполняют компьютер и телевизор. А ведь именно в семье закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. Именно семья учит отличать хорошее от плохого.
Мне кажется, именно этот курс «Основа религиозных культур и светской этики» поможет наладить отношения между детьми и родителями, снимет проблему отцов и детей, поможет развивать коммуникативные способности. Роль взрослых в этом случае сводится не к раздаче рекомендаций, а в создании условий, способствующих развитию у школьников рефлексивных навыков. Так считает и известный специалист института теоретической педагогики и международных исследований в образовании Российской Академии образования Богин В.Г.
В православии есть мудрая заповедь Иисуса Христа «возлюби ближнего как самого себя». Значит, не нужно делать то, что не желаешь себе. Здесь важно научиться обращаться к своему внутреннему миру, «увидеть» свои поступки по-новому и начать их анализировать, т.к. сам термин «рефлексия» подразумевает обращение сознания ребёнка на себя самого, попытка понимания и анализа своих чувств, мыслей, мотивов поступков.
На основах религиозных культур ребёнок учится состоянию осмысленной духовности, овладевает умением слушать и слышать партнера, высказать свое мнение; что, в дальнейшем, позитивно сказывается на его развитии. Постепенное осознание устойчивых духовных потребностей, формирует нравственное становление личности. Знание основ и понимание смысла базовых этических понятий: этика, добро и зло, совесть и стыд, долг, честь, любовь, свобода и ответственность.
Приобщение к православным традициям, иерархичность отношений с взрослыми, воспитание чувства ответственности за свои дела, умение дать оценку своим действиям и поступкам окружающих. В личностном плане у детей проявляются такие качества, как отзывчивость и внимание к другим людям, ребёнок начинает анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях.
Таким образом, владение рефлексивными умениями - необходимый этап в процессе самосознания личности и формирования мировоззрения. Поэтому очень важно научить детей внутреннему рассуждению и оценке своих практических действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»...
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка на внеклассных занятиях в начальной школе.
В статье приведен опыт работы духовно-нравственного развития личности ребёнка на внеклассных занятиях в начальной школе....
Статья на тему: «Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка»
Важно успеть, вовремя вложить в сознание взрослеющего человечка духовно-нравственные ценности, такие как патриотизм, любовь к родному городу, доброжелательность, уважение ценностей, принятых в окружаю...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...
Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...
Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность – инструмент духовно - нравственного развития личности ребёнка»
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организа...
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка....