Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Хлебодарова Антонина Ивановна

Преподавание знаний об основах  светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_._4_kl.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы

" Основы религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я.. – М.: Просвещение, 2014.

              Учебный  курс  ОРКСЭ  является  единой  комплексной  учебно-воспитательной  системой. Все  его модули  согласуются между  собой по педагогическим целям,  задачам,  требованиям  к  результатам  освоения  учебного  содержания,  достижение  которых  обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а  также  в  системе  содержательных,  понятийных,  ценностно-смысловых  связей  учебного  предмета  с  другими  гуманитарными  предметами  начальной  и  основной  школы.   Учебный  курс  ОРКСЭ  является  культурологическим  и  направлен  на  развитие  у школьников  10-11  лет  представлений  о  нравственных  идеалах  и  ценностях,  составляющих  основу  религиозных  и  светских  традиций  многонациональной  культуры  России,  на  понимание  их  значения  в  жизни  современного  общества,  а  также  своей  сопричастности к ним.

В  учебном  плане  на  изучения  курса «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики» отводится 34 часа   (1 раз в неделю).

Цель и задачи комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

Преподавание знаний об основах  светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ:

-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Планируемые результаты

«Основы религиозных культур и светской этики» учащимися.

 Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения

школьников:

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
  • Испытывать уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже

универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
  • таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
  • определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Составлять сложный план текста.
  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Предвидеть последствия коллективных решений.
  • Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе

проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Ожидаемые результаты:

  • понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
  • понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
  • потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
  • мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
  • стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;
  • определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;
  • осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде.

                                                      Содержание учебного предмета

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

 Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

 Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

 Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

 Россия — наша Родина.

 Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

 Россия — наша Родина.

 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

 Россия — наша Родина.

 Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

 Россия — наша Родина.

 Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

 Россия — наша Родина.

 Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

 Россия — наша Родина.

 Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

п /п

Наименование

разделов

программы

Всего часов

Примерная программа (ФГОС)

Рабочая программа

Раздел 1. «Россия – наша Родина»

1

1

Раздел 2. «Основы православной культуры»

29

29

Раздел 3. «Подведение итогов курса»

4

4

Итого часов

34

34

                      Календарно -тематическое планирование

п/п

Тема урока

Форма организации

Основные виды деятельности

Календарные

сроки

Дата

план

Дата  факт

1

Россия – наша Родина.

ИНМ

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

1нед.

2

Что такое светская этика.

ИНМ

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

2нед.

3

Культура и мораль.

ЗПЗ

Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

3нед.

4

Особенности морали.

УКЗП

Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

4нед.

5

Добро и зло.

ИНМ

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали

5нед.

6

Добро и зло.

ЗПЗ

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали

6нед.

7

Добродетель и порок.

ИНМ

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали

7нед.

8

Добродетель и порок.

ЗПЗ

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали

8нед.

9

Свобода и моральный выбор человека.

УКЗП

Знакомство со взаимоотношениями между культурой, моральными традициями и поведением людей

9нед.

10

Свобода и ответственность

ИНМ

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях

10нед.

11

Моральный долг.

ИНМ

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах.

11нед.

12

Справедливость

ИНМ

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях

12нед.

13

Альтруизм и эгоизм.

ИНМ

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре

13нед.

14

Дружба.

ИНМ

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях

14нед.

15

Что значит быть моральным.

ЗПЗ

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре

15нед.

16

17

Подведение итогов.

УКЗП

Анализируется важность соблюдений человеком нравственных и моральных норм

16нед.

18

Род и семья-исток нравственных отношений.

ИНМ

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций.

18нед.

19

Нравственный поступок.

ЗПЗ

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций.

19нед.

20

Золотое правило нравственности.

ИНМ

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества

20нед.

21

Стыд, вина и извинение.

ОСМ

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества

21нед.

22

Честь и достоинство.

ИНМ

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества

22нед.

23

Совесть.

ОСМ

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни.

23нед.

24

Нравственные идеалы.

ИНМ

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства

24нед.

25

Нравственные идеалы.

УКЗП

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории.

25нед.

26

Образцы нравственности  в культуре  Отечества.

ЗПЗ

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории

26нед.

27

Этикет.

ИНМ

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций.

27нед.

28

Семейные праздники.

ИНМ

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций.

28нед.

29

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

ЗПЗ

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций.

29нед.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

ИНМ

Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных  традиций.

30нед.

31-

34

Подведение итогов.

ОСМ

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Учатся участвовать в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения на выбранные темы.

31нед.

32нед.

33нед.

34нед.

*ИНМ- изучение нового материала

 ЗПЗ- закрепление первичных знаний

 УКЗП- урок комплексного применения знаний

 УЗ- урок закрепления

 ОСМ- урок обобщения и систематизация знаний

 ППМ- повторение пройденного материала

 ПМ- повторение материала по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...