Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_._4_kl.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы
" Основы религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я.. – М.: Просвещение, 2014.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа (1 раз в неделю).
Цель и задачи комплексного учебного курса «ОРКСЭ»
Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ:
-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты
«Основы религиозных культур и светской этики» учащимися.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения
школьников:
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
- Испытывать уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
- таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
- определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Составлять сложный план текста.
- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Предвидеть последствия коллективных решений.
- Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе
проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Ожидаемые результаты:
- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
- понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
- мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;
- определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;
- осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде.
Содержание учебного предмета
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
№ п /п | Наименование разделов программы | Всего часов | |
Примерная программа (ФГОС) | Рабочая программа | ||
Раздел 1. «Россия – наша Родина» | 1 | 1 | |
Раздел 2. «Основы православной культуры» | 29 | 29 | |
Раздел 3. «Подведение итогов курса» | 4 | 4 | |
Итого часов | 34 | 34 |
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Форма организации | Основные виды деятельности | Календарные сроки | |
Дата план | Дата факт | ||||
1 | Россия – наша Родина. | ИНМ | Знакомство с общественными нормами нравственности и морали | 1нед. | |
2 | Что такое светская этика. | ИНМ | Знакомство с общественными нормами нравственности и морали | 2нед. | |
3 | Культура и мораль. | ЗПЗ | Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности | 3нед. | |
4 | Особенности морали. | УКЗП | Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности | 4нед. | |
5 | Добро и зло. | ИНМ | Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали | 5нед. | |
6 | Добро и зло. | ЗПЗ | Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали | 6нед. | |
7 | Добродетель и порок. | ИНМ | Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали | 7нед. | |
8 | Добродетель и порок. | ЗПЗ | Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали | 8нед. | |
9 | Свобода и моральный выбор человека. | УКЗП | Знакомство со взаимоотношениями между культурой, моральными традициями и поведением людей | 9нед. | |
10 | Свобода и ответственность | ИНМ | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях | 10нед. | |
11 | Моральный долг. | ИНМ | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах. | 11нед. | |
12 | Справедливость | ИНМ | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях | 12нед. | |
13 | Альтруизм и эгоизм. | ИНМ | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре | 13нед. | |
14 | Дружба. | ИНМ | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях | 14нед. | |
15 | Что значит быть моральным. | ЗПЗ | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре | 15нед. | |
16 17 | Подведение итогов. | УКЗП | Анализируется важность соблюдений человеком нравственных и моральных норм | 16нед. | |
18 | Род и семья-исток нравственных отношений. | ИНМ | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций. | 18нед. | |
19 | Нравственный поступок. | ЗПЗ | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций. | 19нед. | |
20 | Золотое правило нравственности. | ИНМ | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества | 20нед. | |
21 | Стыд, вина и извинение. | ОСМ | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества | 21нед. | |
22 | Честь и достоинство. | ИНМ | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества | 22нед. | |
23 | Совесть. | ОСМ | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни. | 23нед. | |
24 | Нравственные идеалы. | ИНМ | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства | 24нед. | |
25 | Нравственные идеалы. | УКЗП | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории. | 25нед. | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | ЗПЗ | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории | 26нед. | |
27 | Этикет. | ИНМ | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций. | 27нед. | |
28 | Семейные праздники. | ИНМ | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций. | 28нед. | |
29 | Жизнь человека -высшая нравственная ценность. | ЗПЗ | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций. | 29нед. | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | ИНМ | Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных традиций. | 30нед. | |
31- 34 | Подведение итогов. | ОСМ | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Учатся участвовать в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения на выбранные темы. | 31нед. 32нед. 33нед. 34нед. |
*ИНМ- изучение нового материала
ЗПЗ- закрепление первичных знаний
УКЗП- урок комплексного применения знаний
УЗ- урок закрепления
ОСМ- урок обобщения и систематизация знаний
ППМ- повторение пройденного материала
ПМ- повторение материала по теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...