Использование современной православной литературы в курсе ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Современная православная литература как инструмент формирования жизненных ценностей учащихся в рамках курса ОРКСЭ. Угарова А.Н.,МБОУ ОШ д.Лаптево
Курс ОРКСЭ введен во все российские школы в 2012г, то есть курс достаточно молодой. Я сама второй год преподаю этот курс ,а именно модуль «Основы православной культуры». Есть учебник диакона Андрея Кураева, программа Данилюка, книга для учителя под ред. Тишкова(общие справочные материалы,малопригодные лоя конкретных уроков ) и все. При подготовке к урокам приходится прибегать к дополнительным источникам информации. Я буду говорить о литературе, написанной и в прошлом веке, веке 20,и о более ранних произведениях. Но так как эти книги актуальны, то я думаю их можно назвать современными.
Модуль «Основы православной культуры»создан не только для исповедующих православие, но для всех, кто хочет глубже понять отечественную историю, литературу и искусство. Кроме того, выбор этого модуля призван способствовать принятию определенных ценностных ориентиров у детей.
Основополагающая книга православной культуры всем нам известна.
Это Библия. Она современна всегда. И в нашем курсе есть отдельная тема 1 час
CЛАЙД 1 Урок 5«Библия и Евангелие».(за один урок лишь можем познакомиться со структурой, особенностями и различиями Ветхого и Нового Заветов).но на протяжении всего курса, на большинстве уроков мы ссылаемся на Библию, и к Евангелию обращаемся в первую очередь, т.к. православный человек-это человек который принял учение Христа. Ветхий завет даже взрослому человеку бывает труден для понимания .Но мы работаем с детьми и в доступной форме обычно рассказывает события Ветхого Завета и Нового Завета Детская Библия.)в любом издании .Cлова Марины Журбинской мне очень близки(журналист, публицист, лингвист, редактор православного журнала «Альфа и Омега». Кандидат филологических наук.) «Библия-это такая книга, что ,если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, то каждый день мы бы читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас :читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек».
Большинство уроков строится на высказываниях самого Христа. Учитель может заранее найти место в Евангелии и прочитать отрывок или рассказать свои словами об обстоятельствах , при которых Христос обращается к народу с проповедью или рассказывает притчу.
СЛАЙД 2 Мы в октябре с моими учениками побывали в церкви с.Давыдово. Молодой батюшка отец Анатолий провел замечательную экскурсию. СЛАЙД3Побеседовал с детьми, а в конце нашей встречи подарил каждому ребенку Евангелие. У меня в планах- часть нескольких уроков посвятить совместному чтению Евангелия. Хотя наш курс ознакомительный.
При изучении темы Ур.4 «Православная молитва» обращаемся к Евангелию… (молитву«Отче наш» дает сам Христос). СЛАЙД 4 прибегаю к сказке Андерсена «Снежная королева». После небольшой беседы о сказке прочитываю отрывок, где упоминается молитва «Отче наш». У автора сказки эта молитва встречается несколько раз (Первый раз …)Добралась Герда до чертогов снежной Королевы путь ей преграждает войско снежинок. Она читает молитву «Отче наш» и появляются ангелочки, которые превращаются в легион ангелов.(Кай забыл молитву когда зацепился санками за сани С.королевы)
СЛАЙД 5Можно вспомнить сказку монаха Лазаря «Удивительные истории маленького Ежика»,где короткая молитва «Слава Богу!» объединяет маленьких сказочных жителей округи деревни Палики и спасает их от засухи.( Это еще и пример молитвы-славословия).Сказку мы читали на «Православном кружке» в 1 классе. Эту же сказку можно вспомнить и изучая тему «Чудо в жизни христианина».Ежик берет в дорогу яблоко и кормит по дороге жаждущих и страждущих мушек, бабочек, червячков ,жучков и других жителей окрестности деревни Палики, и яблочко на всех хватает.
Ур.7 Христос и Его крест. Учебник обращает к чтению Евангелия Пытаемся ответить на вопрос :Что значит сила креста для православного человека? СЛАЙД6 У Бориса Ганаго автора и составителя многих сборников на православную тематику есть книга под названием «Будем как дети».Это цикл семейных бесед .Один из рассказов так и называется «Тайна Креста» . В нем приводятся примеры жертвенности и история праздника воздвижения Креста Господня. Можно привести детям исторический факт из книги для семейного чтения Н.В.Давыдовой. Православный букварь.с.16. Знаете ли Вы коллеги почему православные храмы украшает крест? Этому есть историческое объяснение В 312 г. в Риме правил жестокий император Максентий, Римляне обратились за помощью к царю Константину. Войско Константина было малочисленным и он обращается с молитвой к Богу.Звезды сложились в виде креста и на нем воссияла надпись «Сим побеждается» Царь повелел сделать подобие того креста, его несли впереди войска, начертали на знаменах кресты и войско Константина одержало победу. В память об этой победе Константин повелел поставить крест на куполе храма. И к следующей теме «Пасха» можно найти материал в данной книге..
Ур.8 Пасха.(переношу на Великий пост).Евангелие. Православный букварь.(Откуда пришел обычай красить на пасху яйца. Мария Магдалина приходит к императору Тиберию рассказать о Воскресении Христа) на этом же уроке можно прочитать отрывок из книги
СЛАЙД7 протоиерея Сергия Николаева .Ангелы детства.
Протоиерей Сергий Николаев Ангелы детства Герои рассказов этого сборника - наши юные современники. У них различный возраст, не одинаковые характеры, не похожие судьбы, но всех этих мальчишек и девчонок объединяет верование в Бога, здесь собраны рассказы о любви и о необходимости заботы о других. Сама книга напоминает праздничный календарь, потому что большинство забавных и трогательных историй, с которыми она вас знакомит, связаны с православными праздниками и днями памяти православных святых.(на слайде Вы видите содержание этой замечательной книги).
ур.10 Совесть и раскаяние (вспоминается отречение Петра и его плач от стыда и раскаяние. ). Дополнительный материал взять из сборников Бориса Ганаго.СЛАЙД8 Это известный детский белорусский православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, организатор и преподаватель в минской епархиальной школе катехизаторов, лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения литераторов – «Духовное слово».
Главные герои большинства произведений, собранных Борисом Ганаго-дети. они живут обычной детской жизнью. играют в детские игры, ссорятся и мирятся, переживают радость и горе. . Борьба между добром и злом, светом и тьмой, трусостью и храбростью идет постоянно в каждой душе: и во взрослой, и в детской .Истории, собранные белорусским писателем и об этой борьбе, и о вопросах жизни и смерти .Они заставляют задуматься: «А как бы я поступил? Смог бы поступить так же?» ,ставят читателя перед нравственным выбором. Произведения представлены в виде рассказов. сказок и притч.
Борис Ганаго составитель сборников, т.е кроме произведений самого Ганаго в сборники входят авторские работы студентов богословского факультета Европейского гуманитарного Университета(г.Минска),выпускников школы катехизаторов при Минской Епархии, рассказы и стихи известных в Белоруссии писателей, поэтов, священников. Названия книг говорят сами за себя.
- Книга «Детям о слове» – о внимании и строгости к словам, даже мысленно произнесенным, о слове сказанном от всего сердца, о силе молитвы. О такой силе говорится в рассказе «Назови отцом». Именно молитва помогла герою избежать гибели в ледяной воде после крушения торпедного катера. Он лишь произнес: «Отче наш…»
Слайд 9. «Воскресное чудо» сборник рассказов. Пригодится на уроке «Чудо в жизни христианина» и «милосердие и сострадание» ( В этом сборнике меня тронул рассказ «Милосердие». Читая его, понимаешь, что рядом с нами живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних.
- Слайд 10. Сборник рассказов «Свеча в окне» и «Небесный гость».
ур 12 Милосердие и сострадание. Мне тема очень нравится. При обучении на дистанционных курсах по преподавания ОРКСЭ необходимо было создать технологическую карту одного из уроков. Я выбрала эту тему. Словарная работа начинается с первых минут. Дети сами пытаются объяснить значение слов «М» и «С», опираясь на состав слова. Находим в словаре значение слова «Притча»,я даю объяснение словам «левит» и «самарянин». Читаю притчу из Евангелия(Притча о добром самарянине) При чтении притчи использовала прием из технологии развития критического мышления. Чтение с остановками (прогнозирование детьми дальнейшего развития событий). «Что было дальше?»
Слайд 9.Мой Конспект урока по этой теме в виде технологической карты есть на нашем с вами сайте учителей ОРКСЭ Павловского района.(созданного И.П.Веретенниковой).Здесь же можно найти конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий, различные проекты по ОРКСЭ .
При изучении темы Ур.14.Храм.с.44 При подготовке к уроку помогут православный букварь,
СЛАЙД10 Книги « О православной вере», «О церкви»,(ТЕМА Таинство причастия.)Павловские легенды,Павловские святыни.
Ур.15 икона. Осознать тему урока поможет работа с иллюстрацией в данном случае с репродукцией иконы «Троица»Андрея Рублева. Об истории написания этой иконы информацию можно взять из учебника
Слайд 11Из учебника Лидии ШЕВЧЕНКО «Православная культура». Здесь же можно найти рассказ о первой иконе- Спас нерукотворный. В тех школах где велся факультатив «Основы православной культуры» я думаю они есть в достаточном количестве даже и на класс. Можно организовать работу с текстом. По теме Храм. Защитники отечества.
Слайд 12Ур.22.Чудо в жизни христианина. Чудеса сотворенные Иисусом при жизни нам знакомы по Евангелию. В прошлом году я нашла готовую презентацию. Чудеса встречаются и в нашей современной жизни.(газета). При изучении этой темы Можно привести в пример Жития святых. Из Азбуки православия для детей.(Сергий Радонежский.Крещен в детстве с именем Варфоломей, не давалась грамота. Усердно молится,со слезами и верой. Однажды встречает монаха,по его молитве Господь дарует понимание грамоты. По молитвам целителя Пантелеимона воскрес мальчик, укушенный змеей.)
Слайд 13Жития святых .
Слайд 14 Ур.25.Монастырь Можно найти материал о наших монастырях. Можно посетить монастырь и попросить насельников монастыря провести экскурсию. Павловские святыни.(1999 г.)замечательный материал по истории Островоезерского монастыря.
Шмелев. Богомолье. Маленький Ваня отправляется пешком из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру вместе с Горкой. Впечатление от встречи с древними стенами монастыря, первое ранее утро.
Книга Ивана Шмелева, написанная в 1923 о жизни в нашей стране в конце 19 века. Жанр произведения — автобиографическая проза. Радостный мир традиций, церковных праздников, паломничеств по святым местам показан глазами маленького мальчика — выходца из московской купеческой среды. Можно сделать подборку из отрывков повестей Шмелева ко многим урокам.(например по теме: Христианская семья.)
Мы видим простых людей, окружавших автора и в процессе ежедневного труда и в самые возвышенные моменты жизни, и в радости, и в горе.
Ур.27.христианская семья.(три сына Ноя).Библия для детей.(Ветхозаветная история) Иван Шмелев. Лето Господне. повествовние автобиографично. Мальчик Ваня радуется встрече с отцом в Троице-Сергиевой лавре. вспоминает как отец зажигает лампадки. Как семья готовится к праздникам. Придворные и родня сопереживают, молятся вместе в период болезни отца маленького Вани, как вместе готовятся к праздникам и встречают их. Книги Бориса Ганаго.О приемных детях, о молитве друг за друга.
Ур.28 Защита Отечества.Можно использовать замечательную книгу «Подвиг во имя России».Богатый исторический материал с иллюстрациями о событиях 1612 года, как создавалось ополчение, о народных героях-наших земляках, замечательные иллюстрации, об освобождении Москвы от поляков. (Нет больше той любви,как если кто положит душу свою за ближних своих). На этом уроке можно использовать книги О легендарных военачальниках Александре Невском ,Федоре Ушаков, Александре Суворове.
Ур.29 Христианин в труде.Помогут книги Борис Ганаго.Уместно прочитать небольшие рассказы Валентины Осеевой. АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Маленький принц. Маленький принц ухаживает за единственным цветком на своей планете. Читатель узнает о родине принца —о небольшом астероиде, О его ежедневных трудах по уборке планеты и о любимой им прекрасной розе. Самое главное чему учит книга — это искусство любить и за внешними качествами видеть глубину настоящих чувств. А также быть ответственным за свои поступки и за людей, которые находятся рядом.
На следующем слайде я разместила Альманахи-сборники составленные по материалам детских дореволюционных журнало «Светлячок», «Хорошая компания»и других, выходивших под редакцией детского писателя Александра Федорова-Давыдова. Кроме того в них входят рассказы писателей 20 века Клавдии Лукашевич, Евгения Чирикова и многих других, стихи, рассказы и очерки, сказки о животных ( по теме «Отношение христианина к природе». Основная тема-неопровержимость нравственных законов, утверждающих божественную силу добра и правды. В данных книгах замечательные иллюстрации, материалы из коллекций старинных детских книг и открыток.
Слайд Праздники. Чтение для души. Календарь изд-ва Московской патриархии. В содержание каждого месяца входят рубрики: Главные праздники; Евангельская история, О святынях;православние святые; из истории Отечества; Мир природы.
Могут выручить Аудиокниги.(протоиерея Сергия Николаева. Ангелы детства). Книги Бориса Ганаго на каком сайте.(скачать рассказы).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ.
Материал содержит краткие методические рекомендации по преподаванию модуля "Основы мировых религиозных культур"....
«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ ».
Работа с притчами на уроках ОРКСЭ....
Современные технологии в изучении курса ОРКСЭ в целях внедрения ФГОС
Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ. Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики». Положительные аспекты в преподавании...
«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ»
Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи....
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ...