Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ.
(4 класс) по теме

Материал содержит краткие методические рекомендации по преподаванию модуля "Основы мировых религиозных культур".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ.

Сразу хотелось бы отметить, что в нашей школе и лично преподается модуль “Основы мировых религиозных культур”, поэтому педагогические технологии и способы преподнесения информации я могу показать на примере тех уроков, которые входят в изучение данного модуля.

Кратко остановлюсь на теории, потому что мне думается, что общие педагогические технологии, которые существуют в такой дисциплине, как педагогика, могут применяться на всех уроках, независимо от предмета, класса или модуля ОРКСЭ.

Cуществуют следующие методы в педагогике:

  1. Метод моральных дилемм и дискуссий;
  2. Эвристические методы;
  3. Исследовательский метод;
  4. Проектирование;
  5. Кейс-метод;

Виды, приёмы, методики и техники на уроках:

  • Дидактические игры;
  • Действия по инструкции;
  • Выработка коллективных решений;
  • Доказательства и аргументация точек зрения;
  • Анализ ситуаций;
  • Решение конфликтных ситуаций;
  • Работа с иллюстративным  материалом;
  • Практические работы;
  • Разработка проектов;
  • Создание текстов;
  • Тематические дискуссии;
  • Пресс-конференции;
  • Работа с притчами

Формы, методы, варианты проведения уроков:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные  викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.

  Всё вышеперечисленное является лишь теорией, которую “доказывают” на различных уроках и на разных ступенях обучения учителя современной школы. Мне хотелось бы показать, как можно использовать некоторые методики, приёмы и техники на разных  уроках модуля “Основы мировых религиозных культур”.

  Тема “Семья” (урок 28): при изучении данной темы можно использовать метод проектов (в данном случае, краткосрочный проект). Ранее на уроках окружающего мира учащиеся уже познакомились с понятием “семья’, поэтому на уроках ОРКСЭ можно расширить их представление  по данной теме и предложить подготовить мини-проект (можно с презентацией), в котором будет отражена личная позиция и отношение каждого ребенка. В дальнейшем можно объединить все детские работы и выпустить один большой проект от класса.

  Тема “Добро и зло” (урок 9-10): В учебнике понятие добро и зло даётся через Библейскую трактовку и объясняется, как грехопадение и раскаяние. Учащимся 4 классов не всегда доступны для понимания некоторые термины, в связи с маленьким личным опытом. Мне кажется, что на данном уроке можно предложить следующие варианты работы:

  • сам урок можно построить в форме дебат или дискуссии.

В качестве основного материала можно предложить для прочтения притчу из Библии. Это позволит, во-первых, познакомить учащихся с самим текстом священной книги, во-вторых, научить работать с текстом религиозного содержания (таким образом, мы введем в словарь ребёнка новые религиозные термины и в будущем можем составить из них словарик, придумать для него обложку на уроках труда – это уже интеграция предметов, и провести выставку данных словарей, с которыми учащиеся смогут прийти в 5 класс).

  • После прочтения притчи можно предложить учащимся ответить на вопрос “Что такое добро и зло в их понимании? Где в своей жизни они встречались с этими понятиями?”. Попросить привести примеры, чтобы понять, как каждый ребенок для себя дает объяснение добру и злу. Таким образом, мы на  уроке применяем метод дискуссий на заданную тему.
  • На втором уроке по данной теме можно предложить групповую работу. Для этого класс необходимо разделить на группы (достаточно двух) и предложить изобразить (коллективно) доброго и злого человека. (На листках формата А2 или А3 учащиеся рисуют доброго или злого человека, в одной части, а в другой - пишут, какими качествами должен обладать, по их мнению, данный человек). Нужно чаще обращать ребят к их собственному мнению, развивать личностные УУД.

Тема “Священные сооружения” (уроки 12-13): На данных уроках учащиеся знакомятся со священными зданиями христианства, иудаизма, буддизма и ислама.

Для того, чтобы познакомить учащихся с данной темой, можно использовать заочные видео-экскурсии или реальные экскурсии в храм, мечеть или любое другое священное сооружение, которое доступно для посещения в городе. Перед экскурсией необходимо рассказать учащимся о правилах поведения в храме, но не навязывать и не запрещать молиться, если у учащегося возникнет такое желание во время проведения экскурсии.

После проведение экскурсии, на втором уроке, можно предложить учащимся подготовить отзыв или эссе о том, что они увидели или узнали, нарисовать или представить в виде таблицы основные черты священных сооружений  разных религий.

Мне кажется, что курс ОРКСЭ  можно интегрировать с такими школьными дисциплинами, как литературное чтение (тем более, что на один урок чтения стало меньше), ИЗО, технология, по крайней мере, в начальной школе.

Модуль “Православие”, который преподаётся в современной школе, должен воспитывать или развивать, на мой взгляд, такие качества, как: терпимость, духовное богатство, способность понимать и принимать другого человека таким, какой он есть (“возлюбить ближнего, как самого себя”); показать основные и отличительные черты православия от других мировых религий. Может быть, я не права, но на сегодняшний день в классах, да и в обществе, обстановка такова, что “любви к ближнему cвоему” как раз и не хватает. Очень часто дети в классе не понимают и не принимают ребят другой национальности, веры, тех, кто отличается по каким-либо качествам. Я не знаток Библии в той степени, чтобы грамотно и точно передать её основные заповеди и законы, но лично я объясняла бы учащимся некоторые темы в курсе “Православие” следующим образом:

Ребятам в 4 классе Библейские заповеди будут не совсем понятны в силу их маленького жизненного опыта, а некоторые не поймут их просто потому, что текст Библии для них непривычен. Не обязательно заставлять, да этого делать и нельзя ни в коем случае, читать или учить все заповеди.

Можно предложить ребятам разбиться на пары или маленькие группы (не больше 4 человек), заранее отобрать из литературного чтения небольшие рассказы (вот оно и внеклассное чтение), в которых описывается какая-либо проблемная ситуация, есть мораль, нравоучение, в общем, все то, что подведёт ребят к определённым выводам и умозаключениям. Прочтение текста будет являться домашним заданием перед уроком изучения заповедей. Далее на уроке каждая группа или пара кратко знакомит остальных со своим рассказом и основной мыслью в нём. Таким образом, накопится несколько различных выводов-заповедей, но учащиеся самостоятельно придут к их формулировке, а учитель будет лишь направлять, консультировать. Пусть это будут не все Библейские заповеди (некоторые просто в силу возраста нельзя объяснить учащимся), но ребята сами их “выведут”, поймут, что именно несёт в себе каждая из них, то есть смогут прочувствовать на личном опыте и примере. Таким образом, урок ОРКСЭ интегрируется с чтением, используется групповая работа, дискуссия при обсуждении того или иного рассказа, и еще при изучении заповедей можно разрешать конфликтные ситуации в классе, объясняя, что поступая неправильно вы идёте вразрез с тем, чему учит Библия.

Тема “Праздники и календари” (Модуль “Основы мировых религиозных культур): Изучение этой темы предполагает и даёт учителю простор для творчества. Здесь возможны и творческие мастерские (изготовление и раскрашивание фигурок к Пасхе,  коллективный макет или инсталляция Рождества Христова с традиционными фигурками волхвов, яслей, Девы Марии и самого Христа); работа с иллюстративным материалом (при создании макета учащиеся сначала знакомятся с его изображением на страницах Библии); кроссворды (по главным государственным и церковным праздникам). Возможно, даже при изготовлении пасхальных фигурок реализовать социальный проект, подарив эти фигурки ветеранам или детскому дому (эта работа социально очень значима, потому что покажет учащимся, как важно и нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, покажет жизнь такой, какая она есть на самом деле, а не на страницах учебника).

Тема “Любовь и уважение к Отечеству”: При изучении данной темы в модуле “Основы мировых религиозных культур”  необходимо обратиться к примерам из истории нашего Отечества, к нашим предкам, к истории своего народа. Для этого в качестве домашнего задания можно предложить учащимся подготовить сообщение о своих предках, которые участвовали в ВОВ, затем все доклады и сообщения оформить в единую “книгу памяти” и подарить ее в школьный Музей боевой славы, приурочив к дате 9 мая. Данный урок можно построить в виде выступления с презентацией, круглого стола, начав с минуты молчания.

Можно разбирать каждый отдельный урок любого модуля, находить общие черты и различия. Главное, что нужно понять: любой урок – это творчество учителя и ученика, необходимо только выбрать нужные формы и методы, которые наиболее полно раскроют истинный смысл православия или буддизма, ислама или иудаизма. Главное – зажечь душу ребёнка!

Модуль “Православие”, если быть точнее, то темы, которые рассматриваются в данном курсе, должны  развивать или воспитывать такие черты характера у учащихся, как ответственность, милосердие, любовь, благодарность, взаимопомощь, доброжелательное отношение к представителям различных культур, сострадание. Хотя, как мне кажется, все эти качества и  чувства должны развиваться и воспитываться на каждом уроке и модуле ОРКСЭ, просто именно данный модуль как нельзя лучше позволяет учителю, используя современные технологии и методы, раскрыть сущность и истинный смысл православия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий. Фрагмент урока математики.

Технология развития критического мышления. Постановка учебной задачи....

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

Использование современных педагогических технологий на уроках немецкого языка

характеристика современных технологий и их использование на уроках немецкого языка...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Современные педагогические технологии на уроках ОРКСЭ

В данном материале даётся характеристика современным педагогическим технологиям, которые чаще всего используют на уроках ОРКСЭ в начальной школе...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОРКСЭ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Доклад на данную тему содержит материал из опыта работы по использованию педагогических технологий на уроках ОРКСЭ...