Культура и религия
план-конспект урока по орксэ на тему
Культура и религия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_prezentatsiya.pptx | 2.42 МБ |
plan_-_konspekt_uroka_abdullina.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф о к у с - п о к у с
Ключи: А) Российская Федерация, Россия; Б) Отечество; В) материальный; Г) духовный; Д) культурные традиции; Е) россияне; Ж) свой ответ
Соотнеси : А. С. Пушкин И. Е. Репин Сергий Радонежский П. И. Чайковский
Тема: «Культура и религия» План: Что такое религия? Какие бывают религии? Почему одни религии называются мировыми, а другие - национальными? 4. Религии России.
Эпиграф: «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу» Народная мудрость
Христианство
Ислам
Буддизм
Иудаизм
Мировые религии Христианство Иудаизм Ислам Буддизм Сын Божий Иисус Христос Аллах п ророк Мухаммед Будда Церковь Мечеть Храм Тора Евреи Библия Коран Бог ( Ашем ) Пророк Моисей Трипитака р усские белорусы украинцы Калмыкия Бурятия Тува Татарстан Башкортостан Чечня Дагестан Синагога
Рефлексия Домашнее задание Подготовить рассказ на тему: «Религиозные праздники в современной жизни » (1 праздник)
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Методическая разработка
по теме:
«Культура и религия»
(2 урок)
Разработала:
учитель начальных классов
Абдуллина Татьяна Николаевна
Нижневартовск, 2014
План – конспект урока
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Тема: Культура и религия
Место в учебном плане: 2 часа (1 урок)
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать психолого – педагогические условия для формирования уважения к мировым религиям как к ценностям культуры человечества.
Задачи:
- сформировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
Основные термины и понятия: религия, ритуал, христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мировые религии.
Методическое обеспечение: (авторы УМК) А.Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур». – Москва: «Просвещение», 2010.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийная установка, презентация.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до¬верия и уважения к истории и культуре всех народов;
Метапредметные результаты:
1) познавательные:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
2) регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
3) коммуникативные:
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о культуре и религии, влиянии религии на культуру разных народов.
Ход урока
«В странах, где мирно соседствуют разные религии,
их храмы не мешают друг другу»
Народная мудрость
- Организация деятельности обучающихся:
А) приветствие;
Б) создание положительного эмоционального настроя.
- Сейчас я вам покажу фокус. Видите этот лист бумаги? Лист не вмещается в мой карман (делаю безуспешные попытки вложить лист бумаги в карман). А теперь закройте глаза (дети закрывают глаза, учитель, складывая лист в несколько раз, помещает его в карман). Откройте глаза – листа нет, он в кармане. Как так получилось? (Дети отвечают. Смысл: история, рассказанная учителем или прочитанная в книге – это лист бумаги. «Лист» не помещается в голову. Чтобы история «уложилась» её надо «свернуть» или «упаковать»). Также происходит и с полученной информацией: чтобы её понять и запомнить, надо правильно её «свернуть и упаковать» у себя в голове. Этому мы будем продолжать учиться.
- Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами начали изучение нового курса «Основы мировых религиозных культур» рассмотрели новые понятия. Ваша задача: на листочках записать изученные термины по услышанным определениям.
А) Название нашей страны? (Российская Федерация, Россия)
Б) Синоним слову РОДИНА? (Отечество)
В) Мир, к которому относятся вещи, предметы, среди которых живет человек? (Материальный)
Г) Мир, к которому относятся кино, произведения искусства, знания и информация, полученная в книгах, отношения между людьми? (Духовный)
Д) Богатства нашей многонациональной страны? (Культурные традиции)
Е) Как называют людей, живущих в России? (Россияне)
Ж) Перечислите ценности, которые лежат в основе традиций вашей семьи?
- Взаимопроверка. (Ответы на слайде)
- Актуализация знаний обучающихся. Постановка учебной задачи.
А) Что вы знаете об этих людях? Чем они известны? Соотнеси известных людей (портреты) с видом искусства:
А. С. Пушкин картина
И. Репин литература (иллюстрация из произведения)
П. И. Чайковский
С. Радонежский ноты
- Посмотрите, каждый из этих людей, внес свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира. Но для всех ли мы выстроили соответствие?
- Кого мы не смогли соотнести? Почему? (святой Сергий Радонежский. Этот человек прославился в духовной сфере жизни общества, его деятельность связана с религией).
Б) – Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «религия»? (Запись ассоциаций на доске)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Какова наша тема урока?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (После ответов детей появляется на слайде план урока)
- Изучение нового материала.
А) Как вы понимаете смысл эпиграфа? Обсуждение с обучающимися эпиграфа к уроку.
Б) Так что же такое религия? (рассказ учителя)
В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия». Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон связывал религию с благоговением перед высшими силами, Божеством.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций определял религию как союз человека с Богом
Блаженный Августин, считал, что слово «религия» означает воссоединение, возобновление утерянного союза между человеком и Богом.
Рели́гия – это деятельность человека происходящая из уверенности людей в существование надматериального мира.
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.
В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.
- Работа с учебником с.6.
В) Какие бывают религии? Работа с учебником с. 6 – 7.
- Обсуждение вопроса: почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?
Г) Религии России (с.7). Работа по слайдам. Чем религии отличаются друг от друга? Построение кластера.
- Физминутка.
- Самостоятельная работа обучающихся. Работа в группах.
Прочитайте «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на ваш взгляд, можно найти в разных религиях мира? Обсуждение в группах.
Буддизм: «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».
Иудаизм: «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."».
Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».
Вывод: Религия – это красота, любовь, добро, истина и справедливость – это те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
- Закрепление изученного материала.
Определите к какой религии относятся кадры из фильмов.
- Рефлексия.
Удалось ли нам решить задачи поставленные в начале урока?
На столах лежат кружки, нарисуйте своё настроение, которое осталось после сегодняшнего урока.
- Домашнее задание.
Выполни с родителями творческое задание (по выбору). Подготовь рассказ на тему: «Религиозные праздники в современной жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...
Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"
Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...
Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс
Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....
Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"
Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...
Методическая разработка (тест) Тема «Культура и религия» (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Тест по ОРКСЭ по теме "Культура и религия". 4 класс....
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"
Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...