Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Данная программа разработана по учебникам К.А, Кочегарова"Основы религиозных культур народов России" и М.Т. Студеникина "Основы светской этики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse4dlya_sayta.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным Законом №273- ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» №373 от 06.10.09, с изменениями, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации от 26.11.10, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.2015, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ, Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Учебным планом МБОУ, Положением о рабочей программе МБОУ, авторскими программами «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», К.А.Кочегарова и «Основы светской этики» М.Т.Студеникина (УМК «Начальная инновационная школа»).
Цели и задачи курса
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
• развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Основными задачами курса являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей,
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества,
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы,
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Данная область, среди прочего, должна отражать:
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
При создании данной рабочей программы были внесены следующие изменения: изменено количество часов на изучение некоторых тем, добавлены уроки для реализации национально-регионального компонента.
Место курса в учебном плане
На изучение данного предмета даётся 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Данный предмет входит в обязательную часть примерного учебного плана начального общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», 4 КЛАСС
4 класс (34 ч)
Основы религиозных культур (17 ч)
Основы православной культуры
Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества. Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей. Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иуды. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа. Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную. Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России. Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме. Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства. Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма.
Основы исламской культуры
Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада. Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в
жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет.
Основы иудейской культуры
Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам. Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера
в Мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд. Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины.
Основы буддийской культуры
Древня Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма. Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды. Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.
Основы светской этики (17 ч)
Знакомство с учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структурой, аппаратом навигации.
Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Наш родной край: его география и население. От Руси к России. Древние города России, их памятники культуры. Древние предки – славяне; быт Древней Руси.
Этикет в России XVI—XVII вв. Что такое этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Сущность этикета, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика. Цветы – лучший подарок. Традиции дарения цветов. Этикет вручения букета. Выбор подарка, получение и дарение подарка.
Вежливость. Уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. Проявление вежливости в прошлом и настоящем. Вежливые слова при расставании и встрече, после приема пищи, при обращении к взрослым.
Понятие добра и зла. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Щедрость. Отражение добра и зла в русских народных сказках, песнях и былинах. Пословицы и поговорки о добре и зле. Язык жестов.
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Проявление дружелюбия в сказках и в жизни, в произведениях детской литературы. Понятия друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. Как себя вести в гостях. Подготовка к визиту в гости. Этикет визита. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Прием гостей. Вежливость, внимательность. Умение поддержать разговор, участвовать в беседе. Уважительное отношение к взрослым, родителям.
Понятие честности и искренности. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Понятие гордости и гордыни. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Царский обед. Праздничные блюда. Значение соли. Грановитая палата.
Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Значение труда в жизни человека и общества. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника. Из истории становления и развития российского предпринимательства. Демидовы.
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи. Семейные традиции. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. Свадьбы ситцевая и льняная. Жестяная свадьба, фаянсовая, розовая, стальная, кружевная, серебряная, золотая. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Образ матери в детской литературе, искусстве и кино. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Транспорт и безопасность пешехода. Соблюдение правил уличного движения, правила пользования транспортом.
Что такое праздники и традиции, обряды разных народов России. История возникновения праздников. Культура поведения на праздниках. Семь дней Масленицы. Встреча. Заигрыш. Лакомка. Широкая Масленица. Штурм снежного городка. Проводы Масленицы. Прощеное воскресенье. Великий пост, Чистый понедельник.
23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой
славы Родины: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность. Происхождение, детство, семья Г.К. Жукова. Работа в мастерской. Стремление к знаниям, формирование характера. Начало военной службы. Подвиг маршала в годы Великой Отечественной войны. Награды.
Религиозные общины в Татарстане (н.р.к).
Праздники народов Республики Татарстан (н.р.к)
Национально-региональный компонент реализуется за счёт ознакомления с религиозными конфессиями Татарстана, традициями толерантного сосуществования различных религиозных верований и национальностей в Татарстане.
Промежуточная аттестация
запланирована в форме тестирования
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам курса не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащихся. Для оперативного контроля знаний и умений используются тестовые задания разных типов. В конце учебного года планируется проведение итогового тестирования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», 4 КЛАСС
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Meтапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
•овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата |
Основы религиозных культур народов России (17 ч) | ||
1 | Введение в предмет. | |
2 | Древние предания христиан. | |
3 | Возникновение христиан. | |
4 | Христианская церковь. | |
5 | Христианство на Руси и в России. | |
6 | Христианские святые. Православный храм. | |
7 | Христианские праздники и таинства. | |
8 | Католики и протестанты. | |
9 | Пророк Мухаммад и возникновение ислама. | |
10 | Во что верят мусульмане. | |
11 | Мусульманские обряды и обычаи. | |
12 | Иудаизм – древняя религия евреев. | |
13 | Во что верят иудеи. | |
14 | Обычаи и обряды иудеев. | |
15 | Кто такой Будда. | |
16 | Во что верят буддисты. | |
17 | Направления и обряды буддизма. | |
Основы светской этики (17 ч) | ||
18 | Россия – наша Родина светлая. | |
19 | Этика и этикет. | |
20 | Вежливость. | |
21 | Добро и зло. | |
22 | Дружба и порядочность. | |
23 | Честность и искренность. | |
24 | Гордость и гордыня. | |
25 | Обычаи и обряды русского народа. | |
26 | Терпение и труд. | |
27 | Семья. Семейные традиции. | |
28 | Сердце матери. | |
29 | Правила твоей жизни. | |
30 | Праздники народов России. | |
31 | Защитники Отечества. | |
32 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | |
33 | Религиозные общины в Татарстане (н.р.к) | |
34 | Праздники народов Республики Татарстан (н.р.к) |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Книгопечатная продукция
- Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: OOO «Русское слово – учебник», 2012. — 64 с. — Начальная инновационная школа. – (электронная версия)
- Детская Библия.
Учебник
- А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 4 класс, Москва, «Русское слово», 2011 г.
- М.Т. Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс, Москва, «Русское слово - учебник», 2018 г.
Методические пособия
Абрамова Т.А., Белая Г.Б. Основы религиозных культур и светской этики. Тематическое планирование. Планируемые результаты. Разработки уроков с мультимедийными приложениями. Методическое пособие с электронным приложением., М.: Планета, 2014.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное сопровождение к методическому пособию Абрамовой Т.А., Белой Г.Б. Основы религиозных культур и светской этики. Тематическое планирование. Планируемые результаты. Разработки уроков с мультимедийными приложениями.
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления наглядных пособий.
Экран.
Телевизор.
Видеоплеер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по основам религий,
истории, обществоведению, этнографии народов России и мира.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в
цифровой форме).
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Основы религиозных культур» (лото, игры-путешествия и др.).
Наборы кукол в костюмах народов мира.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения урока по плану | Причина корректировки | Дата фактического проведения урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...