Технологическая карта урока.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Совесть и раскаяние
Курс: Основы религиозной культуры и светской этики
Модуль : основы православной культуры
Урок 5.
Разработала: Матросова Л. Я. , учитель начальных классов
МБОУ Лицей № 11 г. Химки Московской области
Тема: Добро и зло.
Урок в модуле: № 5
Цель: : развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.
Задачи: 1. воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализируя другие;
2. воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим;
3. формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;
4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Учебник: Основы светской этики. 4-5 классы/ А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2012 г.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу | -Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с афоризмов: 1."Мертвые души" найти не сложно, а вот живые... (Борис Шапиро) -Как вы понимаете его смысл? -И в продолжении: 2.Душа человека заключается в его делах. (Генрик Ибсен) -О чем хотели сказать авторы этих афоризмов? Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока. Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро). Всякое …(зло) наказуемо. -Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле. (вывешивается тема «Добро и зло» на доске). Работа над понятиями «добро» и «зло». | Участвуют в диалоге, настраиваются на последующую работу | Личностные (самоопределение, мотивация учения), коммуникативные (участие в диалоге) |
II. Актуализация знаний. АМО «Ромашка мнений» | «Ромашка мнений» -Запишите на лепестках ромашки, какие синонимы вы можете написать к слова «добро» и «зло». Проверка. | Учащиеся заполняют лепесток, прикрепляют его на доску к серединке. | Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные). |
III.Целеполагание | Учитель: - Понятны ли вам слова «добро» и «зло»? Учащиеся: - Да. Понятны. Учитель: - Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми? Учащиеся: -Люди, которые совершают хорошие, добрые дела – называют добрыми, а злыми называют тех, кто обижает, оскорбляет и унижает других. Учитель: - Какое отношение вызывают у вас злые люди? Учащиеся: - Кто делает плохие поступки, с ними никто не хочет дружить. Учитель: - А с какими людьми вы хотели бы общаться в своей жизни? С добрыми или злыми? Учащиеся : - Конечно, с добрыми. Учитель: - Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал правило : «Не делай другим того, чего не желаешь себе». - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? - Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Как вы сегодня ответите на этот вопрос?
-Откройте урок 5. -Прочитайте тему нашего урока. -О чем вы сегодня узнаете? -Сформулируйте цель нашего урока. | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | |
IV.Этап усвоения новых знаний. | 1.Работа в парах по учебнику. | Учащиеся читают, обсуждают, находят ответы на вопросы. Участвуют в последующем диалоге, делают вывод | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
V.Первичное закрепление | Учитель: Давайте познакомимся с одной притчей. Мне было бы интересно узнать ваше мнение и поделиться своими мыслями о прочитанном. Два волка. Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Учитель: Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки? Учащиеся: Да, согласны. Когда мы совершаем хороший поступок – в нас побеждает добрый волк, а когда мы кого –то обидим – побеждает злой волк. Учитель: Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло… Но одного без другого не бывает. Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает? Учащиеся: Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни. Учитель: - Чего на земле больше: добра или зла?
| Слушание рассказа, участие в обсуждении, диалоге, вывод | Познавательные, личностные |
VI.Самостоятельная работа с проверкой. | Иногда человек бывает в такой жизненной ситуации, где нужно принять правильное решение, сделать правильный выбор: - Как поступили бы вы в следующих ситуациях? Работа в группах. 1. У девочки нет папы. Он умер. Вы оказались рядом, когда одноклассницы дразнили девочку. Безотцовщина. Как поступите? 2. Вы едете в маршрутке. Все места заняты. На остановке входят несколько человек. Из них очень старая бабушка с сумкой. Как поступите? 3.Твой друг в раздевалке вытаскивает из карманов вещи и деньги. Как поступите? | Работают в группах с текстом. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
VII.Включение в систему знаний и повторение | 5.Игра «Кто больше». Работа в группах. Подбор пословиц о добре и зле.
| Работают в группах, подбирают пословицы, поговорки | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
VIII.Рефлексия | -Назовите тему сегодняшнего занятия -Составьте синквейн по этой теме: 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение из 4 слов, выражающее основную мысль урока Одно слово- самое главное на уроке | Составляют синквейн | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
IX.Домашнее задание по выбору | 1.Ответить на вопросы учебника 2. Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле, о том как развивались представления людей о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы. 3. 13 ноября отмечается Всемирный день Доброты. Подготовьте сюрприз и оформите открытку. Подарите ее тому, кто нуждается в этом. По желанию. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/11/15/urok-po-teme-dobro-i-zlo
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/07/orkse-urok-dobro-i-zlo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...