Исследовательская работа "Создание святого образа"
проект по орксэ (4 класс) на тему

Тимофеева Елена Владимировна

Данная работа выполнена ученицей 6 класса Непиющей Анастасией с целью показать все этапы создания иконы от первых иконописцев до современных мастеров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Представление работы по этапам 21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия. Я учусь в 5 классе в Дубневской школе.

Цель моей работы:

  - сопоставление  традиций и канонов написания икон в древности первыми иконописцами с современными методами и приёмами иконописи.

  Я живу в поселке Малино.  У нас есть замечательный храм Успения Пресвятой Богородицы. Я стала ходить туда с мамой еще маленькой. И каждый раз,  приходя в храм,  мама показывала мне новые иконы. Они были разные, но больше всего мне нравились те, которые были  на позолоченном фоне. Мама рассказывала мне об этом, отвечала на мои вопросы.  А какой красивый иконостас в нашем храме!

      А еще я очень люблю рисовать. Меня все больше интересует  тема иконописи.  

Как создается святой образ?

Как пишут иконы сегодня, похожи ли они на древние иконы?

Каких правил должен придерживаться иконописец в своей работе?

           

    Моя учительница познакомила меня с семьёй художников иконописцев. Мы  отправились в гости в Подмосковный город Хотьково  недалеко от Сергиева Посада.      Мне  не верилось, но  я увидела весь процесс создания иконы своими глазами.

     Валерий  Иванович и Юлия Викторовна Тихоновы -  иконописцы с многолетним опытом работы.

Все,  о чем я  прочитала в книгах, я смогла увидеть, сфотографировать, чтобы показать одноклассникам и сделать презентацию для уроков ОПК.  И,  конечно, взяла интервью и получила ответы на заранее составленные вопросы.  

Главным направлением  творчества Валерия Ивановича и Юлии Викторовны  является роспись иконостасов и  написание отдельных икон. Они работают  в тесном сотрудничестве с высокопрофессиональными столярами, резчиками, золотильщиками.

В своем творчестве  опираются на лучшие образцы, созданные православным искусством 12 – 16 веков.

  Я побывала в  мастерской  художников, где было много икон больших и маленьких, храмовых и для дома.

Иконы были  готовы к отправке и те, которые еще в работе и на разных этапах их создания: приготовление доски, грунтовка левкасом, прорисовка, золочение, нанесение защитного слоя.

   Мне даже удалось поучаствовать в этапе золочения иконы. Это очень трудный и кропотливый процесс.

  Юлия Викторовна показала нам  минеральные  краски в виде мелких камешков, как их растирают и получают порошок, а потом  саму краску.

   Самое важное -  я  получила ответ на свой главный вопрос – иконы пишутся  и сегодня по строгим православным канонам и с полным соблюдением древних технологий.  

   Валерий Иванович  особенно отметил, что никаких новых красок не требуется. Ничего лучшего, чем природные краски и пигменты никто не придумает, потому что всё, что требуется для создания иконы,  дает природа.

     Мы также  побывали в музее русского народного творчества, на выставке работ местных художников и, конечно, в Хотьковском Покровском монастыре, поклонились мощам  святых Кирилла и Марии – родителям преподобного Сергия Радонежского.

               В августе прошлого 2016 года я вместе с мамой и паломнической группой путешествовала по северу России – Вологодскому краю.  Всё, что мы видели, было необыкновенно.  В  Ферапонтовом монастыре я  посетила   храм, в котором не было икон, он весь – икона.     Фрески,   написанные ещё в 15 веке,     восхищают людей и сегодня.

   Роспись ферапонтовского собора Рождества Богородицы  - это последняя  стенописная работа прославленного древнерусского иконописца Дионисия.

  Изучением творчества Дионисия я планирую заниматься подробнее, ведь Дионисий был виртуозным  составителем  красок.  Состав его красок открыт исследователями в ХХ  веке. В росписях собора выявлены:  азурит (синий цвет), охры  разные (жёлтые, розовые, коричневые), известь (белый цвет), древесный уголь (чёрный цвет), много зелёных – глауконит, малахит, познякит.

   Левкас для фресок готовился из извести с добавлением песка и мелкорубленных волокон льна.

       Я решила, что творчество Дионисия и его мастеров будет темой следующей  моей работы.

     В своей  работе  я  пришла  к выводу:

Создатель дал человеку земной мир,   и он присутствует в иконе как материальная основа образа.

Каждый элемент святого образа является носителем символического смысла.

Доска – память о райском Древе жизни и о Животворящем Кресте.

Паволока – это очищенные, прошедшие через руки человека  травы (лён), ведь обычно ткань была льняная.

Левкас  (грунт) – это земля с ее живыми существами.

Яичная темпера – из минеральных  пигментов   и желтка яиц.  

Так, в материале иконы присутствуют все элементы мира: земля, животные, рыбы, птицы, деревья, травы.

   Итак, мои выводы:

Иконопись – это искусство традиций, которые бережно передаются  столетиями.

Современная икона создается  по правилам и канонам, установленным в древности, поэтому язык икон знаком каждому православному человеку.  

Как хорошо, что есть  стабильность, незыблемость, крепкое основание, удерживающее такое необходимое всем искусство создания святого образа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Святой водой аршана угости…"

Исследовательская работа "Святой водой аршана угости…"...

"Святой образ"

Конспект внеурочного занятия по основам православной культуры для учащихся 1-2 классов...

Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма....

Проектно-исследовательская работа "Святые места города Рыльска"

Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...

Исследовательский проект "Святые места Кубани"

Выполнен в рамках ОПК в соответствии с ФГОС. Результатом исследовательского проекта явилась презентация-экскурсия, благодаря которой мы можем познакомиться со святыми источниками Краснодарского края....

Исследовательский проект «Собирательный образ детей блокады через литературный портрет Тани Савичевой в исторических источниках и в произведениях Ю.Яковлева»

В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования. Путем изучения исторических и литературных источников доказана первоначальная ги...

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...