Исследовательская работа "Создание святого образа"
проект по орксэ (4 класс) на тему
Данная работа выполнена ученицей 6 класса Непиющей Анастасией с целью показать все этапы создания иконы от первых иконописцев до современных мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте! Меня зовут Анастасия. Я учусь в 5 классе в Дубневской школе.
Цель моей работы:
- сопоставление традиций и канонов написания икон в древности первыми иконописцами с современными методами и приёмами иконописи.
Я живу в поселке Малино. У нас есть замечательный храм Успения Пресвятой Богородицы. Я стала ходить туда с мамой еще маленькой. И каждый раз, приходя в храм, мама показывала мне новые иконы. Они были разные, но больше всего мне нравились те, которые были на позолоченном фоне. Мама рассказывала мне об этом, отвечала на мои вопросы. А какой красивый иконостас в нашем храме!
А еще я очень люблю рисовать. Меня все больше интересует тема иконописи.
Как создается святой образ?
Как пишут иконы сегодня, похожи ли они на древние иконы?
Каких правил должен придерживаться иконописец в своей работе?
Моя учительница познакомила меня с семьёй художников иконописцев. Мы отправились в гости в Подмосковный город Хотьково недалеко от Сергиева Посада. Мне не верилось, но я увидела весь процесс создания иконы своими глазами.
Валерий Иванович и Юлия Викторовна Тихоновы - иконописцы с многолетним опытом работы.
Все, о чем я прочитала в книгах, я смогла увидеть, сфотографировать, чтобы показать одноклассникам и сделать презентацию для уроков ОПК. И, конечно, взяла интервью и получила ответы на заранее составленные вопросы.
Главным направлением творчества Валерия Ивановича и Юлии Викторовны является роспись иконостасов и написание отдельных икон. Они работают в тесном сотрудничестве с высокопрофессиональными столярами, резчиками, золотильщиками.
В своем творчестве опираются на лучшие образцы, созданные православным искусством 12 – 16 веков.
Я побывала в мастерской художников, где было много икон больших и маленьких, храмовых и для дома.
Иконы были готовы к отправке и те, которые еще в работе и на разных этапах их создания: приготовление доски, грунтовка левкасом, прорисовка, золочение, нанесение защитного слоя.
Мне даже удалось поучаствовать в этапе золочения иконы. Это очень трудный и кропотливый процесс.
Юлия Викторовна показала нам минеральные краски в виде мелких камешков, как их растирают и получают порошок, а потом саму краску.
Самое важное - я получила ответ на свой главный вопрос – иконы пишутся и сегодня по строгим православным канонам и с полным соблюдением древних технологий.
Валерий Иванович особенно отметил, что никаких новых красок не требуется. Ничего лучшего, чем природные краски и пигменты никто не придумает, потому что всё, что требуется для создания иконы, дает природа.
Мы также побывали в музее русского народного творчества, на выставке работ местных художников и, конечно, в Хотьковском Покровском монастыре, поклонились мощам святых Кирилла и Марии – родителям преподобного Сергия Радонежского.
В августе прошлого 2016 года я вместе с мамой и паломнической группой путешествовала по северу России – Вологодскому краю. Всё, что мы видели, было необыкновенно. В Ферапонтовом монастыре я посетила храм, в котором не было икон, он весь – икона. Фрески, написанные ещё в 15 веке, восхищают людей и сегодня.
Роспись ферапонтовского собора Рождества Богородицы - это последняя стенописная работа прославленного древнерусского иконописца Дионисия.
Изучением творчества Дионисия я планирую заниматься подробнее, ведь Дионисий был виртуозным составителем красок. Состав его красок открыт исследователями в ХХ веке. В росписях собора выявлены: азурит (синий цвет), охры разные (жёлтые, розовые, коричневые), известь (белый цвет), древесный уголь (чёрный цвет), много зелёных – глауконит, малахит, познякит.
Левкас для фресок готовился из извести с добавлением песка и мелкорубленных волокон льна.
Я решила, что творчество Дионисия и его мастеров будет темой следующей моей работы.
В своей работе я пришла к выводу:
Создатель дал человеку земной мир, и он присутствует в иконе как материальная основа образа.
Каждый элемент святого образа является носителем символического смысла.
Доска – память о райском Древе жизни и о Животворящем Кресте.
Паволока – это очищенные, прошедшие через руки человека травы (лён), ведь обычно ткань была льняная.
Левкас (грунт) – это земля с ее живыми существами.
Яичная темпера – из минеральных пигментов и желтка яиц.
Так, в материале иконы присутствуют все элементы мира: земля, животные, рыбы, птицы, деревья, травы.
Итак, мои выводы:
Иконопись – это искусство традиций, которые бережно передаются столетиями.
Современная икона создается по правилам и канонам, установленным в древности, поэтому язык икон знаком каждому православному человеку.
Как хорошо, что есть стабильность, незыблемость, крепкое основание, удерживающее такое необходимое всем искусство создания святого образа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Святой водой аршана угости…"
Исследовательская работа "Святой водой аршана угости…"...

"Святой образ"
Конспект внеурочного занятия по основам православной культуры для учащихся 1-2 классов...

Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»
Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма....

Проектно-исследовательская работа "Святые места города Рыльска"
Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...

Исследовательский проект "Святые места Кубани"
Выполнен в рамках ОПК в соответствии с ФГОС. Результатом исследовательского проекта явилась презентация-экскурсия, благодаря которой мы можем познакомиться со святыми источниками Краснодарского края....

Исследовательский проект «Собирательный образ детей блокады через литературный портрет Тани Савичевой в исторических источниках и в произведениях Ю.Яковлева»
В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования. Путем изучения исторических и литературных источников доказана первоначальная ги...

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»
Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...