Итоговый праздник ОРКСЭ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Сердитова Людмила Васильевна

Цель: подведение итогов формирования у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 

 

Задачи:

  • Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_orkse.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Итоговое мероприятие по курсу ОРКСЭ

Фестиваль Добра

Цель: подведение итогов формирования у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 

Задачи:

  • Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место проведения: актовый зал, класс

Оборудование: мультимедийный комплекс, выставочные стенды и столы

 Участники: учащиеся 4 класса и их родные, классный руководитель и учителя, преподающие в данном классе.

Примечание:

Данный фестиваль подводит итоги всего изучения курса «ОРКСЭ». В течение года дети не только изучали материал, но и писали сочинения, готовили сообщения, проекты и исследования, формировали соё портфолио по курсу ОРКСЭ, заполняли свой глоссарий, составляли свой сборник афоризмом и цитат. Все эти работы представляются на выставках фестиваля и участвуют в конкурсах:

  • Выставка-конкурс фотографий «Наша дружная семья»
  • Выставка-конкурс сочинений «Традиции моего народа»
  • Выставка-конкурс «Лучший глоссарий»
  • Выставка-конкурс «Лучший сборник афоризмов и цитат»
  • Выставка-конкурс «Народные традиции в кулинарии»
  • Выставка-конкурс «Моё портфолио по курсу ОРКСЭ»

Подведение итогов выставок-конкурсов: каждый участник и гость получает при входе в зал по 6 «монет» (круги из цветной бумаги-стикера). У каждого выставленного экспоната имеется подписанный лист с фамилией участника и темой выставки. Гости и участники обходят все выставки и приклеивают по своему усмотрению «монетки» на листы. Далее счётная комиссия (учитель, представитель из учеников, представитель из родителей, представитель из гостей) производит подсчёт «монет» по каждому конкурсу. Итоги будут объявлены в ходе фестиваля, все получат дипломы победителей или сертификаты участников.

 Стихи, песни и инсценировки притч разучиваются заранее и составляют литературно-художественную основу фестиваля.

 Звон колокольчика – сигнал к началу фестиваля

-Здравствуйте! Мы очень рады видеть вас всех вместе в этом прекрасном зале. Вот и завершился для всех учащихся    4  - х  классов  курс «Основы религиозных культур и светской этики». Мы изучали два модуля «Основы православной культуры» и «Основы светской этики».   Приветствуем всех участников и гостей нашего Фестиваля Добра. Мы все представители разных национальностей, наши семьи исповедают разные религии. Но именно дружба и доброта, нас, таких разных, двигает к успеху, помогла достигнуть тех результатов, что вы сегодня видите на наших выставках, услышите на нашем Фестивале Добра.

Ведущий 2: Сегодня в Фестивале Добра участвуют ученики 4- х класса, их семьи,  а также наши гости.  

Ведущий 1: Весь год мы изучали курс ОРКСЭ – основы религиозной культуры и светской этики. За это время готовили сообщения, проекты и исследования по темам курса. Все работы были интересными и очень познавательными, что в очередной раз доказало, что мы способны узнавать, понимать и принимать взгляды других, даже если они не совпадают с нашими личными.

         На этих  уроках мы учились размышлять о добре и зле, отличать добродетель и порок, учились оценивать нравственные поступки. Работали с текстами учебника, рисовали, сочиняли. Учились думать, а затем делиться своими мыслями с другими. Составляли родословное дерево и делились знаниями о семейных реликвиях.   И вот мы закончили изучать «Светскую этику» и «Основы православной культуры», чему мы научились, что узнали? Сегодня мы подведем итог.

 Заставка из диска клип  «С чего начинается Родина»

 Ведущий:

В. Степанов «Народы России»

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

-Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

Николай Доризо «Родина твоя»

Есть на земле священные границы,

Но пограничных нет на них солдат.

Через границы те бежит пшеница.

На них в обнимку яблони стоят.

Ты их пройдешь и даже не заметишь,

Что на другую землю ты пришел.

На всем пути друзей хороших встретишь

Из кишлаков, станиц, из дальних сел…

Везде найдешь, с кем думой поделиться

И с песней вдоль по улице пройти.

Есть на земле священные границы.

И есть на свете ДРУЖБА без границ!

Татьяна Бокова

Необъятная страна.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятнаястрана.

-А что значит «малая родина»? (Ответы учащихся) Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.  

 

Викторина:

1. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
(День народного единства.)
 

2. Административный центр республики Коми. (Сыктывкар)  

3. Родина Деда Мороза (Великий Устюг)  

4. Опишите флаг Республики Коми? (СИНИЙ ЗЕЛЕНЫЙ БЕЛЫЙ)  

5. Кто написал музыку и слова современного гимна?  (Слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова.)  

-Мы, россияне, независимо от национальности и культурных традиций, – единый народ с общей исторической судьбой. Только вместе нам под силу строить дальнейшую жизнь России как сильного  государства.

 Кто любит Родину? А за что мы ее любим?   Кому нравится, когда вокруг красиво? Почему человек любит красоту и хочет, чтобы было красиво? (Человеку радостно от красоты, приятно).  А умеете ли вы видеть красоту окружающего мира? На уроках ОРКСЭ мы обращались к творчеству наших соотечественников, слушали песни, о том, как воспевают люди Россию, читали стихи и убедились, что именно   поэты и весь  народ   ценят и любят в России. На уроках мы учились видеть красоту нашей Родины и учились славить нашу Родину, создавать красивое.

Стихотворение

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

   - Действительно Россия огромная страна, она является крупнейшей страной мира. Природа нашей страны  очень богата. В России более 2,8 млн реки 2 747 997 озер! Россия омывается двенадцатью морями. А леса занимают свыше 40% территории нашей Родины - это пятая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Вы знаете, что в нашей стране много полезных ископаемых. Но самое главное богатство – это люди. Давайте скажем, люди каких национальностей проживают на территории России? ( перечисление)

Видеоролик   «Россия - Родина моя»

     

  БЛОК-СЕМЬЯ

Начинается Родина с памяти,

С почитания истоков своих,

С герба, гимна, российского знамени,

Уваженья заветов святых.

И с семьи начинается Родина,

Песен, улиц родного села,

Той тропинки, что в школе начавшись,

В жизнь большую меня привела.

Притча о семье – инсценировка

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Ведущий 1: Семья – это самое святое, что есть у человека в жизни. Ради семьи мы готовы на любые подвиги и именно в семье находим радость, спокойствие и гармонию, именно семья дает нам силы жить и творить, радоваться каждому проявлению жизни. Дружная семья плечом к плечу противостоит любым невзгодам и всегда выходит победителем.

 9 СЛАЙД   Найдите   значения названия родственников.

Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.)

6. Отец жены. (Тесть.)

7. Мать мужа. (Свекровь.)

8. Отец мужа. (Свекор.)

9. Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10. Брат отца или матери. (Дядя.)

11. Сестра отца или матери. (Тетя.)

12. Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13. Мужья двух сестер. (Свояки.)

14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)

 Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорит пословица  «Не надобен и клад, коли в семье лад»

  СТИХОТВОРЕНИЕ

        

Автор: Татьяна Бокова

У меня есть папа!

Спросите, какой он?

Самый СИЛЬНЫЙ папа,

Самый ХРАБРЫЙ воин!

Добрый. Умный самый.

Как не похвалиться.

Папаой только с мамой

Можно поделиться.

У меня есть папа!

Всё равно, какой он!

Лучший в мире папа,

Потому что МОЙ ОН!

Стихотворение

Мамочка

Раджаб  Убайт

Кто пришёл ко мне с утра?

Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора»?

Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

Мамочка.

Чаю — в пиалу налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплёл?

Мамочка.

Целый дом один подмёл?

Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

Мамочка.

 Всё она

 Стихотворение

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

— «Мама доpогая».

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говоpит

И игpyшки вам даpит?

— «Мама золотая».

Если, дети, вы ленивы,

Hепослyшны, шаловливы,

Что бывает иногда, -

Кто же слёзы льет тогда?

 -Вы изучили, что в православии к семье принято относиться как к малой церкви.  Малая означает, состоит из нескольких человек. Главное в семье – это любовь, любовь к своим родителям, почитание их.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!!!

Ведущий 2: Во всех народах семья – это великая ценность. Также повсюду ценится трудолюбие. Его мы проявили, когда составляли свой глоссарий при изучении курса ОРКСЭ, узнавая значение многих новых и старых слов.

Э. Асадов

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!"

     А. Дементьев

Берегите здоровье друг друга.

У Природы мы — малая часть.

Вы кому-то ответили грубо —

Чью-то жизнь сократили сейчас.

                                    

А. Дементьев

Жизнь нуждается в милосердии...

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

 Жизнь нуждается в сострадании...

Наши души - как топоры...

Слишком многих мы словом ранили,

Позабыв, что слова остры.

Притча «Гвозди» – инсценировка

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

СЛАЙД И МУЗЫКА.   Звучит песня «ВОТ, что значит настоящий верный друг»

 БЛОК-ДРУЖБА.

Узнали песню, правильно речь пойдет о дружбе, друзьях, настоящем друге. И ребята подготовили стихи о своих друзьях у всех они разные, но самое главное, что они настоящие.

     «Мой брат»

Стихотворение

Друзья! Спасибо, что вы есть!

Что вы со мною рядом!

Вам чужды, знаю, зависть, лесть,

Слова, что больно ранят.

Готовы выслушать всегда,

Совет дать, наставленье.

А если вдруг придет беда –

Поддержку, утешенье.

Улыбки ваши, как цветы,

Мне радость, лёгкость дарят.

Вы жизнелюбия полны.

Как хорошо мне с вами!

Спасибо вам за доброту,

Отзывчивость, участье.

Мои друзья! Я вас люблю!

Желаю всем вам счастья!

В своих сочинениях ребята писали о своих братьях, сестрах, мамах, папах, во всех работах подчеркивается, что именно они и составляют главное счастье. Все работы ваши наполнены радостью и светом.

Конечно, друзей нужно беречь. Старый друг дороже новых двух,  говорится в пословице. Какие правила дружбы вы знаете.

ПОСЛОВИЦЫ

  • Друзей выбираем мы сами, а лучших оставляет время.
  • Легко быть храбрым тигром, но попробуйте быть храбрым кроликом.
  • Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.
  • Обиды записывайте на песке, благодеяния высекайте на мраморе.
  • Люди не меняются, просто ты их лучше узнаёшь.
  • Чтобы добраться до источника, надо плыть против течения.
  • В дом, где смеются, приходит счастье.
  • Не бойтесь того, что не умеете. Помните, ковчег построил любитель, а «Титаник» – профессионалы.

 

 Валентина Кошелева

 Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней —
Ближе друга на свете нету.

 Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.

 И не стоит друзей обижать —
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.

 Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

13 СЛАЙД Мы расстаемся с предметом «ОРКСЭ». Я надеюсь, что мы не зря изучали этот предмет. Вы о многом узнали, и будете всегда следовать ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ НРАВСТВЕННОСТИ: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». И «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»!

14 СЛАЙД Счастья и успехов вам,  дорогие ребята!  

Звон колокольчика 

Ведущий 1: Спасибо всем участникам, родным и гостям Фестиваля Добра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый праздник для учащихся начальной школы. Подведение итогов учебного года. Награждение.

Каждый год в нашей гимназии проводится  общешкольный итоговый Праздник Всех Наук. На празднике мы стараемся отметить призами, грамотами и кубками как можно больше детей. Сценарий это...

Итоговый праздник окончания года для начальной школы

Итоговый Праздник Всех Наук проводится в нашей гимназии традиционно в конце года. Это по-сути линейка с элементами театрализации. Главная задача праздника - отметить как можно больше детей за успехи. ...

сценарий итогового праздника для начальной школы "Школьный колокольчик"

Итоговый праздник для начальной школы - важная традиция, когда подводятся итоги учебного года, награждаются лучшие, звучат слова благодарности учителям и родителям....

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с  празднованием Нового года в разных мировых религиях....

Итоговое тестирование ОРКСЭ 4 класс

В работе даны тесты для контрольной проверки знаний по ОРКСЭ за год....

Итоговый урок ОРКСЭ 4 класс

Итоговый урок ОРКСЭ...

Итоговый тест ОРКСЭ (Основы православной культуры)

Тесты к учебному курсу "Основы православной культуры"....