Методическая разработка урока ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
В статье представлена методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Справедливость". Поставлены цель урока, задачи, планируемые результаты, виды деятельности на уроке, предложен примерный ход урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_orkse.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока ОРКСЭ
по теме «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Срок реализации: 1 урок.
Возраст детей: 9-10 лет.
Разработчик: Кузьминская Наталия Евгеньевна,
учитель начальных классов
Тема урока: Справедливость
Цель: познакомить с понятием «справедливость», формировать у учащихся представление о справедливости, справедливом человеке.
Задачи:
- уточнить понятие «справедливость» с опорой на опыт и знания детей, конкретизировать понятие с опорой источники информации;
- учиться определять качества справедливого человека;
- воспитывать чувство справедливости, моральных норм во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, учебник, листы с заданиями, видео-отрывок, словари.
Участники: учащиеся 4 класса.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение поступать по справедливости;
- соблюдение моральных правил во взаимоотношениях с окружающими людьми;
- умение оценивать свои поступки и нести ответственность за них на основе представлений о нормах справедливости.
Метапредметные:
- умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
Предметные:
- понимание сущности понятия «справедливость»;
- составление характеристики справедливого человека.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в малых группах.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
- Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное? (ответы детей).
- Хочу заметить, что ответ на этот вопрос люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться. Сегодня на уроке мы поговорим об одной из ценностей, которая лежит в основе человеческих взаимоотношений.
Актуализация знаний
- Предлагаю просмотреть небольшой отрывок из известного вам мультфильма «Лунтик». Внимательно посмотрите его, послушайте, о чем говорят герои и попробуйте догадаться, над чем мы с вами будем работать на уроке? (Просмотр отрывка из мультфильма «Лунтик» (серия 237 «Справедливость»)).
Постановка проблемы
- Какие важные слова, относящиеся к отношениям между людьми, вы услышали (ответы детей: несправедливо, справедливо). О чём будем говорить на уроке, над чем будем работать? (ответы детей – о справедливости, о том, какой человек называется справедливым).
Построение проекта выхода из затруднения
- Справедливость. Вы много раз вы слышали или произносили это слово. Часто говорите, что это справедливо или несправедливо. А что значит для вас справедливость? Как вы понимаете это слово? Закончите предложение «Справедливость для меня это…» (ответы детей).
Работа со словарями в группах: - Чтобы уточнить понимание этого слова мы обратимся к словарям. Для этого вы разделитесь на группы и будете работать.
1 группа работает с толковым словарем Ожегова. Вы находите нужное нам слово, читаете определение, обсуждаете, выделяете главные, опорные слова и затем рассказываете остальным.
2 группа работает с этимологической справкой, выясняете происхождение слова, выделяете главные, опорные слова.
3 группа – со словарем синонимов. Найдите в словаре нужное слово, прочитайте, какие синонимы к нему можно подобрать, обсудите, согласны ли вы и поделитесь с остальными. (дети работают в группах)
- Получается, что справедливость – это … (выводы детей по результатам работы со словарями, на доске вывешиваются понятия: правда, истина, правила и др. друг над другом в виде стен дома).
Работа с пословицами и поговорками в парах: - Мы с вами знаем, что мудрость народа заключена в пословицах и поговорках, так и о справедливости их сложено немало, значит, людей всегда волновал вопрос справедливости. Поработаем в парах. На партах у вас лежат пословицы, которые надо собрать и объяснить.
Где справедливость, там и правда.
Без мудрости нет справедливости.
Справедливому нет наказания.
Дело справедливости – искать правду.
Настоящий человек тот, у которого справедливость есть.
Справедливое слово камень раздробит.
- Получается, что справедливость – это …. (ответы детей, на доске вывешиваются понятия: правда, добро, мудрость и др. друг над другом в виде стен дома).
- К какому понятию относятся все эти слова? (ответы детей: справедливость. На доске вывешивается слово «справедливость» под всеми синонимами в виде фундамента дома и прикрепляется крыша).
- Ребята, что у нас получилось? (дом). Действительно, это дом, но дом не простой, это дом человеческих качеств, которые ему необходимы для построения взаимоотношений с окружающими людьми. Что это в доме? (стены), это качества людей. Это что? (крыша). А это? (фундамент). А что в доме самое главное? (фундамент). Действительно, от того насколько правильно был заложен фундамент, зависит состояние дома. Что лежит в фундаменте нашего дома? (справедливость). Почему? (ответы детей). Получается, что справедливость – это основа взаимоотношений между людьми.
Первичное закрепление
Беседа: - А теперь посмотрите на экран. Ребята, знаете ли вы кто это? (ответы детей). Почему у нее завязаны глаза? Почему в руке меч? (ответы детей)
- В древнегреческой мифологии это Богиня правосудия и справедливости Фемида. Давайте попробуем порассуждать, что означает каждый элемент в этой фигуре (ответы детей). Повязка на глазах - символ беспристрастия, показывает, что закон для всех людей один. Весы в руках - древний символ веры и справедливости. На весах правосудия взвешивается добро и зло, совершенные поступки, хорошие и плохие. Решение зависит от того, какая чаша перевесит. Меч - символ возмездия, что означает, что закон карает и предупреждает.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Обсуждение ситуаций в группах: - Мы с вами обсудили, что такое справедливость, поработали с пословицами. Предлагаю побыть немного судьями, выступить в роли Фемиды и оценить поступки героев. Откройте учебник на стр. 92-93 «Практическая работа». Влада, прочитай задание. Для обсуждения предлагаются 3 ситуации, работают 3 группы. Читаете, обсуждаете, выносите решение. 1 ситуация – 3 группа, 2 ситуация – 1 группа, 3 ситуация – 2 группа.
Беседа: - В чем может проявляться справедливость? В каких сферах жизни человека? (в работе, в учебе, в домашних делах).
- По отношению к кому? (к окружающим, к самому себе, к родным, к чужим).
- Как вы думаете быть справедливым сложно? Ответ обоснуйте.
Включение в систему знаний и повторений
- Внимание на экран. Вот что об этом говорят знаменитые мыслители, деятели разных исторических эпох. Прочитайте, объясните.
Из всех добродетелей самая редкая — справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый человек. Ф. Грильпарцер
Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно. В.Гюго
Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Л.Н. Толстой.
Подведение итогов, рефлексия
- С каким ценным качеством человеческой души мы познакомились? (справедливость). Давайте попробуем составить портрет справедливого человека. Справедливый человек какой он? (на доске вывешивается картинка с людьми разного возраста и пола, дети называют качества справедливого человека: добрый, любящий, щедрый, милосердный и др., учитель записывает).
- Справедливость – понятие, в котором сливаются воедино все добродетели, без справедливости не может быть добрых, гуманных отношений между людьми.
- Подведите каждый для себя итог урока, закончив любое предложение (записано на доске).
- Теперь я знаю ….
- Мне больше всего запомнилось ….
- Меня удивило, что…
- Я хочу, чтобы …
Домашнее задание
- Вспомните известные вам литературные произведения, в которых есть справедливость/несправедливость.
- А я желаю вам справедливости, и быть справедливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОРКСЭ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ» В 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» АВТОРЫ: А.Л. БЕГЛОВ, Е.В. САПЛИНА, Е.С. ТОКАРЕВА, А.А. ЯРЛЫКАПОВА
Данный урок по ОРКСЭ позволяет познакомить учащихся с тем, как в традиционных религиях России относятся к семье....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"
Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....