Технологическая карта урока "Терпение и терпимость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока ОРКиСЭ (модуль Светская этика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terpennie_i_terpimost_4_klass.docx | 444.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКиСЭ (модуль Светская этика)
Тема: Терпение и терпимость
Цель: Формирование представления о терпении и терпимости, об их значении в жизни людей.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развивать самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности;
- развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регулятора морального поведения.
Метапредметные:
П – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя доп. материалы (тексты);
- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
- овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний с задачами.
Р – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
К – соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Предметные результаты:
- узнают определение понятий «терпение», «терпимость», «толерантность», «бестактность»
- работают с информацией, представленной разными источниками.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Эмоциональный настрой на урок. Прием «Испорченный телефон» | Учитель говорит первому ученику, что он самый лучший. Что вы почувствовали? | Пожелание учителя дети пересказывают по кругу. Дети высказываются. |
Мотивация к деятельности. Создание ситуации успеха. | Формулирование темы урока, цели. Ребусы «ТЕРПЕНИЕ» «ТЕРПИМОСТЬ» (на слайдах) | Кирпичиками нашего урока будут слова, которые зашифрованы в ребусах. Сформулируйте тему урока. | Обучающиеся разгадывают ребусы. Будем изучать, что такое терпение и терпимость, зачем эти качества нужны человеку. |
Лексическая работа. Уточнение значения слов в словарях. (С.И.Ожегов, Д.Н.Ушаков) – на слайде. Работа в парах. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – политический словарь. (Толерантность – готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним). | Вспомнить ситуации, когда вы слышали одно из этих слов. Расскажите друг другу об этом. От какого глагола произошли эти слова? Обращаю ваше внимание на то, что терпение – это способность, а терпимость (толерантность) – отношение. | Дети рассказывают партнёру по плечу. Терпеть. | |
Учебно-познавательная деятельность. | Анализ жизненных ситуаций. Вспомнить ситуацию из жизни, когда человек потерял терпение. Ситуацию, когда проявил терпение. | Как проявляется это качество в повседневной жизни? Почему человеку часто непросто проявить терпение, сдержаться, не накричать, не ударить, подобрать правильные, необидные слова? Приведите примеры, когда вы или ваши знакомые проявили терпение. | Дети рассказывают о ситуациях, когда они потеряли терпение. Проявили терпение. |
Работа в группах. (тексты в приложении) Представление результата. Каждая группа работает с одной притчей по плану. Стратегия «тонкий» и «толстый» вопросы. Определить мораль, составить по 2 вопроса («тонких» и «толстых») | У каждой группы свой текст. Координирует работу. Подвести итог: мораль!!! Терпение это добродетель или порок? Терпение можно отнести к жизненным ценностям? | Дети самостоятельно распределяют обязанности и работают по плану. Один представитель от группы представляет результат работы. Пересказ, зачитывает мораль и задаёт вопросы. | |
Коллизия. Коллизия - проблемная ситуация, складывающаяся в отношениях между членами данной группы, вызванная несовпадением (дивергенцией) интересов, ценностей. взглядов, мировоззренческих позиций, устремлений, ориентаций, способов поведения… Прием «Зеркало». В красивой шкатулке лежит зеркало. | А теперь обратимся к шкатулке. В ней находится то, что входит в число главных ценностей на свете. Загляните в неё, и вы увидите, что это. Одно условие: тот, кто заглянул в шкатулку, тот должен терпеливо подождать, пока все дети не заглянут в неё. Нельзя ни жестами, ни мимикой, ни словами не выдать то, что вы там увидели. Что скажете? Кто удивлён тем, что увидел? Почему? А легко ли было терпеть и скрыть свои эмоции? А вы согласны с тем, что каждый из вас главная ценность на свете? | Каждый ребёнок по очереди подходит к шкатулке и заглядывает в неё. Дети высказываются. | |
Составление памятки. (приложение) Качества личности.(приложение) Работа в парах. | Инструктирует, контролирует. | Партнёры 1 и 2 распределяют качества (порок – вычеркнуть, добродетель – оставить). Партнёры 3 и 4 составляют памятки. Дети меняются, проверяют, если согласны ставят «+» нет «-» | |
Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности. | Терпение – добродетель, потому что очень трудно научиться терпеть. Это может не каждый человек. Но надо стремиться научиться терпению и терпимости. Терпение называют высшим подвигом потому, что очень трудно научиться терпеть. Рефлексия приём «На ладошке». | Продолжите фразу «Терпимость – одно из главных качеств человека. Если бы люди не обладали им, то на земле….» Говорили о терпимости, толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Символы: радужный флаг и ладошка. Продолжите фразы (ладошка) (выслушивает желающих высказаться) | Дети продолжают фразу. Дети заполняют «ладошку» Сегодня на уроке я узнал(а)… На этом уроке я похвалил(а) бы себя за….. После урока мне захотелось… Сегодня я сумел(а)… |
Домашнее задание | «Солнышко» | Создайте дома «Солнышко»! Раскрасьте ему те лучи, качествами которых вы обладаете жёлтым цветом, а которые хотели бы приобрести - красным цветом. | Выполняют задание. |
Притча о гвоздях
Жил-был мальчик с ужасным характером.
Его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе оказалось 37 гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что сдерживаться легче, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он не забил в столб ни одного гвоздя.
Тогда мальчик пошёл к отцу и рассказал об этом. И отец велел вытаскивать по одному гвоздю из столба за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Душевная рана приносит столько же боли сколько телесная.
Притча о гвоздях
Жил-был мальчик с ужасным характером.
Его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе оказалось 37 гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что сдерживаться легче, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он не забил в столб ни одного гвоздя.
Тогда мальчик пошёл к отцу и рассказал об этом. И отец велел вытаскивать по одному гвоздю из столба за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Душевная рана приносит столько же боли сколько телесная.
Притча о мудрости и терпении
Одного юношу отдали в ученики знаменитому мастеру боевых искусств. Изо дня в день юноша выполнял всю грязную и тяжёлую работу в доме Мастера, а тот и не думал чему-нибудь его учить.
Долго терпел юноша, а потом не выдержал и спросил старшего ученика:
— Почему Мастер каждый день заставляет меня делать тяжёлую и грязную работу и ничему не учит?
— Это и есть секрет нашего Учителя, благодаря которому он воспитал много хороших воинов, — ответил старший ученик. — Мало того что ты укрепляешь тело тяжёлой работой и обретаешь навыки важных движений; ты одновременно оттачиваешь свою волю, обретая мудрость и спокойствие.
Ведь мудрость рождается из терпения, а спокойствие проистекает из мудрости. Спокойствие служит основой беспристрастности (справедливости), что позволяет выполнять любое дело без привязанности или нежелания.
Притча о мудрости и терпении
Одного юношу отдали в ученики знаменитому мастеру боевых искусств. Изо дня в день юноша выполнял всю грязную и тяжёлую работу в доме Мастера, а тот и не думал чему-нибудь его учить.
Долго терпел юноша, а потом не выдержал и спросил старшего ученика:
— Почему Мастер каждый день заставляет меня делать тяжёлую и грязную работу и ничему не учит?
— Это и есть секрет нашего Учителя, благодаря которому он воспитал много хороших воинов, — ответил старший ученик. — Мало того что ты укрепляешь тело тяжёлой работой и обретаешь навыки важных движений; ты одновременно оттачиваешь свою волю, обретая мудрость и спокойствие.
Ведь мудрость рождается из терпения, а спокойствие проистекает из мудрости. Спокойствие служит основой беспристрастности (справедливости), что позволяет выполнять любое дело без привязанности или нежелания.
Чаша терпения
Однажды ученик попросил Учителя объяснить ему какова природа человеческого терпения. Выслушав вопрос ученика, Учитель взял пустую чашу и поставил её ему на колени, дав в руки кувшин, наполненный водой. Попросив ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, Учитель сказал:
— Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты не знаешь, когда она переполнится, и рискуешь облить самого себя.
Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил:
— Значит, добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения?
— Не только, — ответил Учитель, — в том, что ты оберегаешь свои же колени, особой добродетели и заслуги нет.
— Так что же он ещё должен делать? — спросил недоумённо ученик, не открывая глаз.
Учитель снял с его колен практически полную чашу и, вылив её содержимое обратно в кувшин, добавил:
— Добродетельный человек должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих коленях никогда не переполнялась.
Чаша терпения
Однажды ученик попросил Учителя объяснить ему какова природа человеческого терпения. Выслушав вопрос ученика, Учитель взял пустую чашу и поставил её ему на колени, дав в руки кувшин, наполненный водой. Попросив ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, Учитель сказал:
— Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты не знаешь, когда она переполнится, и рискуешь облить самого себя.
Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил:
— Значит, добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения?
— Не только, — ответил Учитель, — в том, что ты оберегаешь свои же колени, особой добродетели и заслуги нет.
— Так что же он ещё должен делать? — спросил недоумённо ученик, не открывая глаз.
Учитель снял с его колен практически полную чашу и, вылив её содержимое обратно в кувшин, добавил:
— Добродетельный человек должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих коленях никогда не переполнялась.
План.
- Прочитайте притчу.
- Составьте вопросы по тексту (2 «тонких» и 2 «толстых»).
«тонкие» | «толстые» |
- Ответьте на вопросы.
- Какова мораль притчи? Запишите её (на отдельном листе).
- Подготовьте пересказ, прочитайте ваш вывод (мораль притчи).
Памятка.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Требуют лишь знания текста.
| Требуют размышления и анализа. Включаем голову.
|
План.
- Прочитайте притчу.
- Составьте вопросы по тексту (2 «тонких» и 2 «толстых»).
«тонкие» | «толстые» |
- Ответьте на вопросы.
- Какова мораль притчи? Запишите её (на отдельном листе).
- Подготовьте пересказ, прочитайте ваш вывод (мораль притчи).
Памятка.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Требуют лишь знания текста.
| Требуют размышления и анализа. Включаем голову.
|
Партнёры 1 и 2.
Качества.
Вычеркни порок, оставь добродетель.
-Терпимость
-Бессердечность
-Конфликт
-Сострадание
-Прощение
-Вспыльчивость
-Желание что-либо делать вместе
-Милосердие
-Злорадство
-Ложь
-Сотрудничество
-Уважение прав других
-Раздражение
-Принятие другого таким, какой он есть
-Зависть
-Терпение
Партнёры 1 и 2.
Качества.
Вычеркни порок, оставь добродетель.
-Терпимость
-Бессердечность
-Конфликт
-Сострадание
-Прощение
-Вспыльчивость
-Желание что-либо делать вместе
-Милосердие
-Злорадство
-Ложь
-Сотрудничество
-Уважение прав других
-Раздражение
-Принятие другого таким, какой он есть
-Зависть
-Терпение
Партнёры 1 и 2.
Качества.
Вычеркни порок, оставь добродетель.
-Терпимость
-Бессердечность
-Конфликт
-Сострадание
-Прощение
-Вспыльчивость
-Желание что-либо делать вместе
-Милосердие
-Злорадство
-Ложь
-Сотрудничество
-Уважение прав других
-Раздражение
-Принятие другого таким, какой он есть
-Зависть
-Терпение
Партнёры 1 и 2.
Качества.
Вычеркни порок, оставь добродетель.
-Терпимость
-Бессердечность
-Конфликт
-Сострадание
-Прощение
-Вспыльчивость
-Желание что-либо делать вместе
-Милосердие
-Злорадство
-Ложь
-Сотрудничество
-Уважение прав других
-Раздражение
-Принятие другого таким, какой он есть
-Зависть
-Терпение
Партнёры 3 и 4.
Памятка.
Прочитайте приёмы «терпеливого» поведения.
Составьте памятку, выбрав правильные утверждения, зачеркнув неправильные.
- Накричи на кого– нибудь.
- Встречай неприятности с улыбкой и юмором.
- Подумай о чём – нибудь хорошем.
- Обзови кого – нибудь.
- Вспомни, ради чего нужно переносить трудности.
- Порви, изломай чьи – нибудь вещи.
- Глубоко подыши или медленно выпей прохладной воды.
- Ударь кого – нибудь.
- Плачь и повторяй: «У меня НЕ получится».
- Уверенно скажи: «Я немного отдохну и справлюсь».
Партнёры 3 и 4.
Памятка.
Прочитайте приёмы «терпеливого» поведения.
Составьте памятку, выбрав правильные утверждения, зачеркнув неправильные.
- Накричи на кого– нибудь.
- Встречай неприятности с улыбкой и юмором.
- Подумай о чём – нибудь хорошем.
- Обзови кого – нибудь.
- Вспомни, ради чего нужно переносить трудности.
- Порви, изломай чьи – нибудь вещи.
- Глубоко подыши или медленно выпей прохладной воды.
- Ударь кого – нибудь.
- Плачь и повторяй: «У меня НЕ получится».
- Уверенно скажи: «Я немного отдохну и справлюсь».
Партнёры 3 и 4.
Памятка.
Прочитайте приёмы «терпеливого» поведения.
Составьте памятку, выбрав правильные утверждения, зачеркнув неправильные.
- Накричи на кого– нибудь.
- Встречай неприятности с улыбкой и юмором.
- Подумай о чём – нибудь хорошем.
- Обзови кого – нибудь.
- Вспомни, ради чего нужно переносить трудности.
- Порви, изломай чьи – нибудь вещи.
- Глубоко подыши или медленно выпей прохладной воды.
- Ударь кого – нибудь.
- Плачь и повторяй: «У меня НЕ получится».
- Уверенно скажи: «Я немного отдохну и справлюсь».
Партнёры 3 и 4.
Памятка.
Прочитайте приёмы «терпеливого» поведения.
Составьте памятку, выбрав правильные утверждения, зачеркнув неправильные.
- Накричи на кого– нибудь.
- Встречай неприятности с улыбкой и юмором.
- Подумай о чём – нибудь хорошем.
- Обзови кого – нибудь.
- Вспомни, ради чего нужно переносить трудности.
- Порви, изломай чьи – нибудь вещи.
- Глубоко подыши или медленно выпей прохладной воды.
- Ударь кого – нибудь.
- Плачь и повторяй: «У меня НЕ получится».
- Уверенно скажи: «Я немного отдохну и справлюсь».
ПРИТЧА О ГВОЗДЯХ
Мораль:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИТЧА О МУДРОСТИ И ТЕРПЕНИИ
Мораль:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИТЧА О ЧАШЕ
Мораль:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я Я
Д/З: Создай своё солнышко!
- Раскрась жёлтым цветом те лучики, если этим качеством ты обладаешь, а красным цветом те лучики, какому качеству тебе хотелось бы научиться.
Д/З: Создай своё солнышко!
- Раскрась жёлтым цветом те лучики, если этим качеством ты обладаешь, а красным цветом те лучики, какому качеству тебе хотелось бы научиться.
Рефлексия «На ладошке».
Напиши ответы на вопросы на ладошке.
Большой – Б. «Бодрость физическая» -
Как я чувствовал себя?
Указательный – У. «Услуги» –
Кому сегодня помог, оказался полезен? ИЛИ Чьими услугами смог воспользоваться сам, кого за это поблагодарил?
Средний – С. – «Состояние души» –
Каким было моё настроение сегодня?
Безымянный – Б. «Близкие» –
О чем я сегодня расскажу близким?
Мизинец – М. – «Мыслю – значит существую» -
Какие знания и опыт я сегодня получил?
Рефлексия «На ладошке».
Напиши ответы на вопросы на ладошке.
Большой – Б. «Бодрость физическая» -
Как я чувствовал себя?
Указательный – У. «Услуги» –
Кому сегодня помог, оказался полезен? ИЛИ Чьими услугами смог воспользоваться сам, кого за это поблагодарил?
Средний – С. – «Состояние души» –
Каким было моё настроение сегодня?
Безымянный – Б. «Близкие» –
О чем я сегодня расскажу близким?
Мизинец – М. – «Мыслю – значит существую» -
Какие знания и опыт я сегодня получил?
Рефлексия «На ладошке».
Напиши ответы на вопросы на ладошке.
Большой – Б. «Бодрость физическая» -
Как я чувствовал себя?
Указательный – У. «Услуги» –
Кому сегодня помог, оказался полезен? ИЛИ Чьими услугами смог воспользоваться сам, кого за это поблагодарил?
Средний – С. – «Состояние души» –
Каким было моё настроение сегодня?
Безымянный – Б. «Близкие» –
О чем я сегодня расскажу близким?
Мизинец – М. – «Мыслю – значит существую» -
Какие знания и опыт я сегодня получил?
Рефлексия «На ладошке».
Напиши ответы на вопросы на ладошке.
Большой – Б. «Бодрость физическая» -
Как я чувствовал себя?
Указательный – У. «Услуги» –
Кому сегодня помог, оказался полезен? ИЛИ Чьими услугами смог воспользоваться сам, кого за это поблагодарил?
Средний – С. – «Состояние души» –
Каким было моё настроение сегодня?
Безымянный – Б. «Близкие» –
О чем я сегодня расскажу близким?
Мизинец – М. – «Мыслю – значит существую» -
Какие знания и опыт я сегодня получил?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...