Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Заповеди блаженства" (с презентацией)
план-конспект урока по орксэ по теме
Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Заповеди блаженства" (с презентацией)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе.
Тема: Заповеди блаженств. слайд 1.
Ключевые слова: нищие духом, Царство Небесное, миротворец
Цели и задачи урока: познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства; организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая основ христианского сознания и этики.
1.Выявление восприятия, мотивация с использованием рубрики
а) «ВЫ УЗНАЕТЕ» слайд 2.
- Когда христиане бывают счастливы
- Как плач может обернуться радостью
- Когда сердце бывает чистым
б) «СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ» слайд 3.
Дети получают конверты с карточками. На карточке изображен кластер:
У: -Наш сегодняшний разговор о счастье. На ваших столах карточки. Заполните кластер, т.е.напишите слова, которые вы ассоциируете с счастьем. А теперь переверните их обратной стороной и положите на край стола.
- Скажите, при каких условиях может быть несчастлив даже миллионер?
Возможные ответы:
- Болезнь
- Одиночество
- Потеря близкого человека
- Угрызения совести
- Предательство и т.д
-В одной песне говорится, что «важней всего погода в доме». Вы согласны? Можно ли отнести эти слова не только к семейному дому, но и к дому души?
2. Исследовательская работа с текстом
а) Опережающее задание
-При чтении текста выделите условия счастья, которые в нем названы, даже если вы с этими условиями не согласны.
б) Чтение текста.( с .64-65)
в) Послетекстовая работа
- Реализация опережающего задания
-Сколько условий для счастья вы выделили в тексте?(семь)
-Давайте попробуем растолковать их вместе.
- Заповеди.
-До нас дошли слова Христа, сказанные Им во время Нагорной проповеди. слайд 4.
Эти слова называются ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ. Их девять. В ваших учебниках говорится только о семи.
-Слово «блаженный» на старославянском языке –«счастливый». слайд 5.
Предположите, о чем эти заповеди?(о том, как стать счастливым).
- Высшее счастье, т.е. высшее благо для верующего человека – это быть частью с Богом, быть причастным Богу.
То есть эти заповеди- лесенка к Богу, путь достижения Царствия Небесного.
Давайте перечислим эти заповеди. По мере изучения заповедей, вы будете заполнять вот такой проспект. Здесь вы буде записывать название заповедей. слайд 6
-Первая заповедь: слайд 7
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царствие Небесное.
-Найдите ответ в тексте учебника, какими же должны быть люди, «нищие духом», если именно им уготовано Царствие Небесное, самая большая награда.
слайд 8
- Какой жизненный выбор совершает «нищий духом»?
(Детям на выбор предоставляется два понятия. Неподходящее слово убирается щелчком по нему. Следом появляется следующая пара слов и т.д.)
(щелчок)
Любовь – деньги;
слава – друзья;
совесть – карьера;
богатство – честность.
-Итак, мы с вами выяснили, что выполнение первой заповеди Блаженства - это главное условие для вступления на путь к Небесному Царству.
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ: Слайд 9
2.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
-Подумайте почему «плачущие» счастливы и блаженны. О чем они могут плакать? (дети читают текст) с.65
-Слезы - это не обязательно слабость. Слезы часто помогают нам снять боль, и физическую и душевную. Но всякие ли слезы очищают душу? (Разумеется, это не часто встречающийся плач от обиды на кого-нибудь из-за нашего эгоизма. Это внутренний плач от понимания своих недостатков, грехов. Понимание того, что помочь преодолеть эти грехи и простить их может Господь. Это состояние душевной трезвости, не потакание себе, а способности человека критически оценить себя.)
слайд 10
-Оставьте те причины слез, за которые Господь обещает утешение и блаженство. (дети «убирают» ненужное)
Слова исчезают при щелчке по ним.
(Оставляем слова «сострадание, раскаяние».)
-Следующая ступенька-заповедь о кротости. Слайд 11
3.Блаженны кроткие, ибо они наследуют (то есть получат во владение) землю.
(чтение текста) с.66
-Кротость – это что за качество? (Кротость — это великая способность человека понять и простить другого.)
Слайд 12
-Оставьте те качества человеческой души, которые, по-вашему, характеризуют кроткого человека. (дети «убирают» ненужное)
Слова исчезают при щелчке по ним.
(Остаются слова «великодушие», «незлобивость», «терпение».)
-Четвертая заповедь: слайд 13
4.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Слайд 14
(чтение текста с.66)
-Как вы думаете, относятся ли эти пословицы к заповеди о милостивых? (дети отвечают)
Помните золотое правило этики: относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе. Что ты делаешь, то в итоге и получаешь. Если ты хорошо относишься к людям, делаешь добро, то добром и возвращается, а если желаешь зла другим, то зло к тебе и придет.
Что сеется милосердными? (дети отвечают)
(щелчок)
Быть милосердным – это в первую очередь сострадать людям и помогать им избавиться от греха. И уметь прощать людям, делающим неправду.
-Случалось ли вам оказывать милость, иначе говоря, словом или делом помогать другим людям?
А вот и четвертая ступень к счастью: слайд 15
5.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
(чтение текста) с .66
-Может ли человек быть счастливым, живя во лжи? (дети отвечают)
Слайд 16
-Где ложь, там и ее вечные спутники: двоедушие, лицемерие, разделение. Говоря неправду, мы как бы разделяемся надвое, начинаем жить двумя жизнями. (щелчок)
-Человека, желающего жить по правде, можно сравнить с пьющим чистую воду. А человека, который живет во лжи, подобен тому, кто пьет из двух источников – грязного и чистого. И хотя он делает и правду, но ложь загрязняет всю воду и отравляет человека. Потому в заповеди и сказано, что блажен тот, кто алчет правды Божией и стремится к ней, как жаждущий — к источнику чистой родниковой воды.
Как вы думаете, в чем заключается правда Божия? (дети отвечают)
(щелчок)
-Правда Божия – это праведная жизнь, основанная на справедливости, честности и заповедях Божиих
Пятая заповедь гласит: слайд 17
6.Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.
Слайд 18
- Какие значения имеет слово «мир»? (дети отвечают)
Первое значение – это мир как вселенная, народы, все, что окружает нас. Второе значение - спокойствие, тишина, благополучие в отношениях между людьми и в душе человека.
(щелчок)
Сопоставьте две фразы:
Я благодарю миротворца.
Я благодарю Миротворца.
-В одном ли и том же значении употребляется слова «мир», «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец? (дети отвечают)
-Бог — Творец мира и жизни. А человеку Бог заповедал хранить созданный им мир. Мир Божий – это мир любви. Потому и миротворцы – это люди, которые следуют Божьей заповеди о любви к ближнему и распространяют мир вокруг себя. Но для того, чтобы подавать пример миролюбия окружающим, мирить враждующих, предотвращать ссоры, нужно установить мир Божий в своей душе. Сам миротворец должен поступать с людьми дружелюбно и жить в мире со всеми людьми.
-Следующая заповедь: слайд 19
7.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят).
Слайд 20
-Откуда исходит добро и зло? (дети отвечают)
(щелчок)
-Добро и зло исходит из человеческого сердца. Чем наполнено наше сердце, к чему оно привязано, таковы и помыслы и желания наши. Т.е. не только не делать зла не надо, чтобы увидеть Бога, но и помышлять злое в сердце своем. ↓4. Что такое чистое сердце? (дети отвечают)
(щелчок)Чистота сердца – это чистота помыслов и чувств.
Слайд 21
8.Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть им принадлежит Царство Небесное
9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
-Этих заповедей нет в вашем учебнике. Но мы их обсудим на занятиях кружка по ОПК.
3.Подведение итогов.
-Расскажите о своем восприятии заповедей. Их легко исполнять? Вы хотели бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по заповедям?
-Если это действительно заповеди блаженства, то составляющими счастья являются: (дети проверяют ключевые слова) слайд 22
- смирение
- покаяние
- кротость,
- искание Божией правды, праведность
- милосердие
- чистосердечие
- миротворчество
- верность Богу
-Кто способен так воспринимать счастье?
Ответ может быть только такой – тот, кто любит Бога; для кого Христос – идеал; кто способен понять смысл Его крестной жертвы.
-Но преодолеть все эти ступеньки счастья очень и очень трудно. Для этого нужно каждодневно, ежечасно и ежеминутно проявлять решимость к подвигу, к победе над самим собой. Иисус Христос сказал своим ученикам: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви»
Слушаем стихотворение (отрывок из поэмы «Слепорожденный»). Слайд 23
Узрев народ, Учитель сел
На холм, возвышенный средь поля;
По манию Его руки
К Нему сошлись ученики,
И Он отверз уста, глаголя…
Не передать словам людей
Его божественных речей.
Нема пред Ними речь людская…
Но весь народ, Ему внимая,
Познал и благ земных тщету,
Познал и мира суету,
Познал и духа совершенство,
Познал, что истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив,
Кто от людей невинно страждет,
Кого поносят в клеветах
И злобным словом оскорбляют,
Кого за правду изгоняют, -
Им будем мзда на небесах!..
…Гонимы были и пророки…
-А теперь переверните карточки, которые заполняли в начале урока. Ваше понимание счастья и блаженство по- христиански отличаются?
- Есть ли у кого-то частичные совпадения с нашими выводами?
4. Рефлексия.
-Возьмите свои оценочные листы , найдите нашу тему. Поменяйтесь листами, пусть ваш сосед оценит цветом вашу работу на уроке. А теперь сами оцените себя.
5.ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ
- К следующему уроку вы еще раз прочитаете текст учебника и выполните работу на листах. Родители оценят вашу подготовку дома, а я на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
До нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова Христа называются Заповедями блаженств. Слово «блаженный» на старославянском языке - «счастливый».
Учение Счастье Учение о том, как стать счастливым Заповеди Блаженства Тема для обсуждения
Нагорная проповедь Однажды Иисус взошел на гору, сел там и, когда приступили к Нему ученики и народ, стал учить их Заповедям Блаженства
1.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Нищие духом сознательно ограничили свои желания и потребности. Они поняли, что:
2.Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Плачущие- осознающие свои грехи кающиеся в них стремящиеся избавиться от грехов
3.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Кроткий- незлобливый, владеющий собой, неспособный гневаться, незлопамятный ?
4 заповедь «Блаженны алчущие и жаждущие правды» Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.
5 заповедь «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.
6.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Чистое сердце радуется жизни и людям. Чистое сердце не злопамятно. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Во всех людях и в природе он видит Бога и радуется Ему.
7 заповедь «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими» Человек погибает ради того, чтобы не было кровопролитий. Он уподобляется Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим .
8 заповедь «Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное» Люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.
9 заповедь Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах .
Оцени себя сам! 1.На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был активно / пассивно доволен / не доволен коротким/ длинным устал / не устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен/неинтересен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"
На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...
Методическая разработка урока художественного труда в начальной школе.
Урок художественного труда посвящён изготовлению украшения - снежинки. Очень актуально провести его накануне новогоднего праздника. В ходе урока организована групповая работа учащихся, работа по...
разработки уроков русского языка в начальной школе
уроки русского языка в 1 ,2 ,3 классах (работа над предложением в 1 классе и звукобуквенный анализ слов во 2 и 3 классах)...
НАУЧИТЕ НАС ДРУЖИТЬ. (методическая разработка урока по музыке в начальной школе)
Данный урок представлен с использованием игровой технологии, где учащиеся могут перевоплотиться в другие персонажи. Так как внимание детей начальной школы зачастую бывает рассеяно, я использовала разл...
Разработки уроков по ОПК в начальной школе -"Жены-мироносицы"(с презентацией)
Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Жены-мироносцы" (с презентацией)...
Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Пасха" (с презентацией)
Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Пасха" ( спрезентацией)...
Методическая разработка урока по страноведению в начальной школе "Праздники в Великобритании"
Методическая разработка страноведческого материала для начальной школе по праздникам в Великобритании...