Рабочая программа. ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Паникар Ольга Александровна

Рабочая программа. ОРКСЭ. Модуль основы мировых религий по Сахарову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_saharov.docx66.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю

                                                                Директор МАОУ Селятинской

средней общеобразовательной школы №1

 _____________ Н.Н. Попова

«____»________________2015 г.

Рабочая программа по основам религиозных культур

модуль « Основы мировых религиозных культур»

4  класс 

ФГОС НОО

Составитель:   Паникар Ольга Александровна,

учитель начальных классов

2015г.

Введение

    Рабочая  программа по курсу ОРКСЭ модуль « Основы мировых религиозных культур» (4 класс)  построена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 №5);
  3. Приказа «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ реализующих программы общего образования» от 01.02.2012г. №74
  4. Приказа «О внесении изменений в федеральный компонент в федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 31.01.2012 г. № 69
  5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва);
  6. Федерального перечня учебников на 2015-2016 учебный год;
  7. Образовательной программой  МАОУ Селятинской средней общеобразовательной школы №1 (ФГОС НОО) на 2015/2016 уч. год;
  8.  Учебного плана  МАОУ Селятинской средней общеобразовательной школы №1  на 2015/2016 учебный год.
  9. Положение «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей)»МАОУ Селятинской СОШ №1.
  10. Авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. — М.: OOO «Русское слово – учебник», 2011. —32 с.

Пояснительная записка

Общая характеристика предмета.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом

современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности. Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответству ющей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовнонравственного развития:

  • дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
  • сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;
  • показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
  • воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

Цель учебного курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 часа.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Формы, методы обучения

Формы организации образовательного процесса:

Групповая работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуаций, тренинги практических навыков

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению:учебные дискуссии,создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; работа с книгой; работа по заданному образцу, конструктивные, требующие творческого подхода).

Планируемые результаты на выходе 4 класса

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо циональ но- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности веры и религии в жизни человекаи общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Христианство

15

3

Мусульманство

6

4

Иудаизм

5

5

Буддизм

5

6

Духовные традиции многонационального народа России

2

Итого

34

Содержание программы

4 класс (34часа)

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

Россия- наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. История религий в России.

Христианство (15 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия- священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.

Ислам (6 ч)

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.

Иудаизм (5 ч)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Буддизм (5 ч)

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

          В процессе  изучения  курса, учащихся должны выполнить  проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой  исследовательской деятельностью, научатся отбирать  необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности  при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

         Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

  • текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
  • составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
  • защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;
  • выставки работ учащихся.

         При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые  в системе без отметочного обучения:

  •  стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
  • пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
  • рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

 Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду   критериев:

  • понимание изучаемого материала;
  • степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
  • самостоятельность суждений;
  • умение поддержать и выстроить диалог;

Текущий и итоговый контроль учебного курса «ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур» оценивается по трёхбалльной системе: «3», «4», «5».

Критерии выставления текущих оценок:

Оценка «5» (отлично) – уровень знаний и умений по данному учебному курсу соответствует установленным требованиям;

Оценка «4» (хорошо) – уровень знаний и умений ниже установленных требований, но обучающийся периодически или редко использует дополнительный материал, полно и логично раскрывает вопрос; самостоятельно рассуждает, отражает своё отношение к предмету обсуждения;

Оценка «3» (удовлетворительно) – выставляется в случае пассивного участия обучающегося в учебном процессе: прослушал тему (раздел), а также в случае достаточного минимального уровня выполнения обучающимся требований, предъявляемых в конкретной работе.

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

ученик должен:

знать /понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных  содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

-готовить сообщения по выбранным темам.

Учебно-методический комплект по ОРКСЭ

  1. Основы религиозных культур и светской этики: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций/ А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 128 с.
  2. Рабочая программа к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс/ авт.-сост. К.А. Кочегаров. – М.: ООО «Русское слово», 2011г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

урока

Дата

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные  результаты

УУД

Личностные результаты

план

факт

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)

1

Введение в  предмет.

с. 3-9

Что мы будем изучать на новом предмете?

Душа, религия,

язычество, пророк,

монотеизм, заповеди, спасение

души.

Понимать причины возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества

на новый уровень нравственного развития.

 Учебно-познавательный       интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Становление гуманистических и демократических

ценностных ориентаций.

Раздел 2. Христианство (15 часов)

2

Древние предания христиан

С. 10-13

Как был создан мир?

Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех, грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай.

Иметь представления

о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека.

Развитие этических

чувств - стыда, вины,

совести как регуляторов морального поведения.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3

Древние предания христиан.

С. 14-16

Что такое Ветхий Завет, Библия?

Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех, грех, свобода выбора, ковчег,

Десять заповедей,

Мессия.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай.

Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека.

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4

Возникновение христиан.

С. 17-23

Как возникло христианство?

Новый завет, Евангелия, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие.

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы Христа.

Знание основных моральных норм и ориентация на них выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных  норм, развитие морального сознания.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмцио- нально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5

Возникновение христиан.

С. 23-26

Как возникло христианство?

Новый завет, Евангелия, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие.

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы Христа.

Знание основных моральных норм и ориентация на них выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных  норм, развитие морального сознания.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмцио-нально-нравственной отзывчивости, пони-

мания и сопереживания чувствам других людей.

6

Христианская церковь.

С.27-33

Как устроена церковь? Что такое церковная иерархия?

Мученик, священник, церковь, патриарх – патриархат, епископ- епархия, митрополит- митрополия, монах- монастырь, римский папа.

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представления об устройстве Церкви. Характеризовать основные различия между православием и католичеством.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование

целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий.

7

Христианство на Руси и в России.

С.34-39

Когда возникло христианство на Руси?

Крещение Руси, иконопись.

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности  в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Формирование основ российской

гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский

народ и историю России.

8

Христианство на Руси и в России.

С.40-41

Каково положение церкви в наши годы?

Крещение Руси, иконопись

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность

христианской веры в

повседневной жизни

наших предков на протяжении многих веков

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности  в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Формирование основ российской

гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский

народ и историю России.

9

Христианские святые.

С.42-45

Кто такие святые?

Святой, мощи.

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так  и поступков окружающих людей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10

Православный храм.

С.46-49

Когда появились первые храмы на Руси?

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так  и поступков окружающих людей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

11

Православный храм.

С.51-53

Как устроен православный храм?

Храм, собор, фреска,  алтарь. Иконопись, царские врата, амвон.

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так  и поступков окружающих людей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

12

Христианские праздники.

С.54-59

Какие христианские праздники существуют?

Пасха, Крестный ход, пасхалия, Рождество, Благовещение.

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные праздники и особенности церковного календаря.

Понимать смысл основных христианских таинств и  осознавать их важность в жизни христианина.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, вычленение существенной информации  из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование

целостного, социально-ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

13

Христианские таинства.

С.59-62

Что такое таинства?

Крещение, покояние, венчание, причастие.

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные праздники и особенности церковного календаря.

Понимать смысл основных христианских таинств и  осознавать их важность в жизни христианина.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, вычленение существенной информации  из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование

целостного, социально-ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

14

Католичество.

С.63-67

Почему католичество – одна из самых распространённых религий мира?

Католики, чистилище, крестовые походы, уния, униатская церковь.

Иметь представление

об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. Характеризовать суть понятия «чистилище». Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью.

Сравнение  и классификация по заданным критериям.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

15

Протестантизм.

С. 68-73

Кто такие протестанты?

Протестанты, реформация. Пастор. Кальвинисты, пресвиторы, лютеранство, индульгенции.

Характеризовать основные особенности протестантского вероучения.

Знать имена крупнейших протестантских лидеров.

Сравнение  и классификация по заданным критериям.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

16

Создание творческих работ  по теме

Что такое проект? Чего я достиг?

проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации.

Определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе.

Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

Раздел 3. Мусульманство (6 часов)

17

Пророк  Мухаммад и возникновение  ислама.

С.74-78

Кто такой Мухаммад?

Кааба, мусульмане, Коран. Хиджра.  Шариат.

Знать основные события жизнедеятельности пророка Мухамада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат».

Ориентация в нравственном содержании  и смысле как собственных поступков, так  и поступков окружающих людей.

Формирование

основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

18

Пророк  Мухаммад и возникновение  ислама.

С.78

Как возник ислам?

Кааба, мусульмане, Коран. Хиджра.  Шариат.

Знать основные события жизнедеятельности пророка Мухамада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат».

Ориентация в нравственном содержании  и смысле как собственных поступков, так  и поступков окружающих людей.

Формирование

основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

19

Во что верят мусульмане.

С.79-83

Во что верят мусульмане?

Божественное откровение,  Сунна, намаз, закят, Рамадан.

Знать содержание основных норм  шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман.

Знание основных

моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания.

Развитие этических чувств, доброжелательности  и эмоционально-нравственной от-

зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

20

Мусульманский храм.

С.88-89

Как устроен мусульманский храм?

Ночь прощения, Ночь могущества, Курбан- байрам, Мечеть, михраб, минарет.

Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование

целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, народов, куль-

тур и религий.

21

Мусульманские обряды и обычаи.

С.84-87

Какие праздники отмечают мусульмане?

Ночь прощения, Ночь могущества, Курбан- байрам, Мечеть, михраб, минарет.

Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование

целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, народов, куль-

тур и религий.

22

Создание творческих работ

Чего я достиг?

проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации.

Определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе.

Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

Раздел 4. Иудаизм (5 часов)

23

Иудаизм – древняя  религия евреев.

С.90-98

Как возник иудаизм?

Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета.

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире Знать основную при-

чину появления еврейского населения в России.

Знание основных моральных норм и ори-

ентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

24

Во что верят иудеи.

С.99-101

Во что верят иудеи?

Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд.

Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности  еврейского народа.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие этических чувств, доброжела-

тельности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

25

Обычаи и обряды иудеев.

С.102-105

Какие обычаи и обряды существуют у иудеев?

Шабат, Рош-ашана, шофар. Йом-Кипур, Шавуот, Раввин, синагога.

Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование

целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий.

26

Обычаи и обряды иудеев.

С.105-107

Что такое синагога?

Шабат, Рош-ашана, шофар. Йом-Кипур, Шавуот, Раввин, синагога.

Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование

целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

27

Создание творческих работ

Чего я достиг?

проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации.

Определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе.

Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

Раздел 5. Буддизм (5 часов)

28

Кто такой Будда.

С.108-111

Кто такой Будда?

Нирвана.

Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание  

своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

29

Во что верят буддисты.

С.112-117

Во что верят буддисты?

Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения. Три драгоценности буддизма.

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.

Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма.

Знание основных моральных норм и ориентация на ах выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания.

Развитие этических чувств, доброжелательности  и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

30

Направления буддизма.

С.118-120

Какие основные направления буддизма существуют?

Махаяна, бодхисавта, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама.

Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование целостного, социально-ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

31

Обряды  буддизма.

С.121-126

Какие обряды существуют у буддистов? Как устроен буддийский храм?

Махаяна, бодхисавта, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама.

Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Формирование целостного, социально-

ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

32

Создание творческих работ

Чего я достиг?

проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации.

Определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе.

Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

Раздел 6. Духовные традиции многонационального народа России (2 часа)

33

Создание творческих работ

Чего я достиг?

проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации.

Определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе.

Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

34

Презентация творческих работ

Чего я достиг?

проект

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации.

Определять цель учебной деятельности;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

 контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи.

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе.

Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

Согласовано                                                                                      Согласовано

Зам. директора по УВР                                                                    на заседании ШМО начальных классов

__________ Т.В. Сазанова                                                              Протокол от «___» _____________ 2015г. №___

«___» _____________ 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОРКСЭ Православие

Рабочая программа ОРКСЭ Православие...

рабочая программа ОРКСЭ.docx

рабочая программа ОРКСЭ.docx...

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)

Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....

Рабочая программа ОРКСЭ

Рабочая программа ОРКСЭ для 4 класса...

Рабочая программа ОРКСЭ

Включает в себя основные разделы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Основы мировых религий...