Рабочая программа ОРКСЭ Православие
рабочая программа (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы для учащихся 4 класса А. В.Кураева М., Просвещение 2012 год.
Цели и задачи курса
Цель комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»:
-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
-об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Определение места и роли учебного курса
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Описание ценностных ориентиров.
В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Информация об используемом учебнике
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4 – 5 классы (Кураев А. В.).
Содержание учебного материала.
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса:
Знать/понимать:
-основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2013 год
- Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год
- « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2013
Календарно-тематический план
по предмету «Основы православной культуры»
4 класс
(1час в неделю-34 часа в учебном году)
№ урока | Дата | Тема | Дом. задание | Вид контроля | Использ ИКТ | Вид деятельности | |
по плану | по факту | ||||||
1 | Россия – наша Родина | С. 4-5 | Мультимедийная установка | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | |||
2 | Культура и религия | С. 6-7 | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. | |||
3 | Человек и Бог в православии | С. 8-11 | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. | ||||
4 | Православная молитва | С. 12-15 | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. | ||||
5 | Библия и Евангелие | С 16-19 | Мультимедийная установка | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. | |||
6 | Проповедь Христа | С 20-23 | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | ||||
7 | Христос и Его крест | С. 24-27 | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. | ||||
8 | Пасха | С. 28-31 | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. | |||
9 | Православное учение о человеке | С 32-35 | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. | ||||
10 | Совесть и раскаяние | С. 36-39 | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | ||||
11 | Заповеди | С. 40-41 | Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | ||||
12 | Милосердие и сострадание | С. 42-45 | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | ||||
13 | Золотое правило этики | С. 46-47 | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | ||||
14 | Храм | С. 48-51 | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. | |||
15 | Икона | С. 52-55 подготовить творческую работу | Мультимедийная установка | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | |||
16 | Творческие работы учащихся | С. 56 | Выступление учащихся со своими творческими работами | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). | |||
17 | Подведение итогов | С. 57 | Выступление учащихся со своими творческими работами | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | |||
18 | Как христианство пришло на Русь | С. 58-61 | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. | |||
19 | Подвиг | С. 62-63 | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | ||||
20 | Заповеди блаженств | С. 64-67 | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | ||||
21 | Зачем творить добро? | С. 68-69 | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | ||||
22 | Чудо в жизни христианина | С. 70-71 | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | ||||
23 | Православие о Божием суде | С. 72-75 | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. | ||||
24 | Таинство Причастия | С. 76-79 | Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | ||||
25 | Монастырь | С. 80-83 | Мультимедийная установка | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. | |||
26 | Отношение христианина к природе | С. 84-85 | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. | ||||
27 | Христианская семья | С. 86-87 | Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | ||||
28 | Защита Отечества | С. 88-91 | Мультимедийная установка | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | |||
29 | Христианин в труде | С. 92-93 | Мультимедийная установка | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | С. 94-95 | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | ||||
31 | Подготовка творческих проектов учащихся | Разработка творческого проекта | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | ||||
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами | Разработка творческого проекта | Выступление учащихся со своими творческими работами | Мультимедийная установка | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). | ||
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | Разработка творческого проекта | Выступление учащихся со своими творческими работами | Мультимедийная установка | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). | ||
34 | Презентация творческих проектов | Презентация творческих проектов | Мультимедийная установка | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа ОРКСЭ.docx
рабочая программа ОРКСЭ.docx...
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)
Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....
Рабочая программа ОРКСЭ
Рабочая программа ОРКСЭ для 4 класса...
Рабочая программа ОРКСЭ
Включает в себя основные разделы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая прграмма ОРКСЭ (Православие) 4 класс
Учебный предмет "Основы православной культуры" является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях....
Рабочая программа по Православию 4 класс
Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основам православной культуры» - одного из шести модулей учебн...
Рабочая программа курса Православие.4 класс..
Рабочая программа курса Православие. 4 класс....