рабочая программа ОРКСЭ.docx
рабочая программа по теме

Мерцалова Ольга Дмитриевна

рабочая программа ОРКСЭ.docx

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_orkse.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа  №25»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол

от «__» ________ 2012 г.

№___

СОГЛАСОВАНО

заместителем директора

по УВР

________ /____________

«__» __________ 2012 г.

 

РАССМОТРЕНА

на заседании

педагогического совета

Протокол

от «__» ________ 2012 г.

№___

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «ООШ №25»

от «__» ________ 2012 г.

№___

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Основы мировых религиозных культур»

Учитель Мерцалова Ольга Дмитриевна

4 «А»класс

Старый Оскол

Пояснительная записка

 Рабочая программа по учебному предмету «Основы  религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» составлена на основе авторской программы Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М., изд. «Просвещение», 2012. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году»

       Цель данной рабочей программы обучения в области формирования знаний, умений по предмету: формирование у  младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и  мировоззрений.

      Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых

мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

   

  Согласно  авторской программе А.Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» на изучение  модуля «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе  отводится 34часа. Но в  соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «ООШ №25» на 2012-2013 уч.г. (приказ №135 от 25.05.2012 года) продолжительность учебного года во 2 – 4 классах - 35 учебных недель, поэтому на изучение данного предмета в 4 классе отводится 35 часов  

    В соответствии с этим в  программу внесены  следующие  изменения :

           - в раздел  «Духовные традиции многонационального народа России» добавлен 1ч

         Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

        1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / [А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А.А. Ярлыкапов]. – М. : Просвещение, 2012.

         Количество часов в неделю – 1, всего – 35ч,  в том числе на проведение итогового контроля-1ч:

тестирование-1ч;

        Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;

При преподавании предмета предполагается безотметочная система оценки.

При осуществлении  текущего контроля знаний и умений учащихся используются:

    практические работы, самостоятельные работы, сообщения, презентации.

                        Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/ понимать

  • основные понятия религиозных культур;
  • историю возникновения религиозных культур;
  • историю развития различных религиозных культур в истории России;
  • особенности и традиции религий;
  • описание основных содержательных составляющих священных книг сооружений, праздников и святынь.

Уметь:

  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;
  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур)  в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мироззрений и культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать сове мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам;

Требования к личностным результатам:        

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  •  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

п/п

Название раздела и темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохожде ния

Примечание

Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов. (1час) (1 урок)

1

Россия  - наша Родина.

1 ч

03.09

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики.  (28 часов) (2-29 уроки)

2

Культура и религия

1 ч

10.09

3

Культура и религия

1 ч

17.09

4

Возникновение религий. Древнейшие верования

1 ч

24.09

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

1 ч

01.10

6

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста. Трипитака

1 ч

08.10

7

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. 

1 ч

15.10

8

Хранители предания в религиях мира.

 

1 ч

22.10

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1 ч

05.11

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1 ч

12.11

11

Человек в религиозных традициях мира.

1 ч

19.11

12

Священные сооружения

26.11

13

Священные сооружения

1 ч

03.12

14

Искусство в религиозной культуре

1 ч

10.12

15

Искусство в религиозной культуре

1 ч

17.12

16

Творческие работы учащихся.

1 ч

24.12

17

 Подведение итогов творческих работ учащихся

1 ч

14.01

18

История религий России.

1 ч

21.01

19

 История религий России

1 ч

28.01

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

1 ч

04.02

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

1 ч

11.02

22

Паломничества и святыни

1 ч

18.02

23

Праздники и календари.

1 ч

25.02

24

Праздники и календари.

1 ч

04.03

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 

1 ч

11.03

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1 ч

18.03

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1 ч

01.04

28

Семья.

1 ч

08.04

29

 Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

1 ч

15.04

Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление моральных норм и ценностей (1 час) (30 урок)

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1 ч

22.04

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (3 часа) (31-35 итоговые уроки)

31

 Подготовка творческих проектов на основе изученного материала.

 Итоговое тестирование

1 ч

29.04

32

Выступления учащихся с творческими работами

1 ч

06.05

33

Выступления учащихся с творческими работами

1 ч

13.05

34

Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

1 ч

20.05

35

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

27.05

Содержание программы  учебного предмета

        Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов -1час

        Россия – наша Родина.

        Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики - 28 часов

       Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. 

    Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление моральных норм и ценностей -1 час

    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

         Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России- 3 часа

       Выступление учащихся с творческими работами, презентация творческих проектов

Формы и средства контроля

№п\п

Виды  итогового  контроля

Число  контрольных  работ

1

Тестирование

1

Итоговое тестирование

1. Какие религии являются традиционными религиями России?

  • Христианство и ислам
  • иудаизм, христианство, ислам и буддизм
  • ислам и буддизм

2. Установите соответствия с помощью стрелок

1. Церковь                      христианство                2. Икона               христианство

    синагога                      ислам                                арабеска          буддизм

    мечеть                         иудаизм                             мандала           ислам

4. Ступа                          ислам                         5. Мантра           христианство                  

    тфилин                      иудаизм                           таинства            ислам

    минарет                     буддизм                           намаз                  буддизм

6. Ислам                        Аллах                          7.  Лама                     ислам

     христианство            Будда                               раввин                 иудаизм  

     буддизм                     Троица                            священник           буддизм

     иудаизм                     Мессия                            имам              христианство      

 8. Имам                     учитель                          9. Библия                «книги»

     епископ                 надсматривающий        Типитака             «благая весть»

     лама                       высший                           Евангелие            «три корзины»

     раввин                  предводитель                   Коран                   «чтение»

10. Цель жизни христианина -

  • достичь нирваны
  • обрести спасение
  • заработать хорошую карму

11. Главное религиозное предназначение иудеев — сохранение

  • Завета с Богом
  • Ковчега Завета

12. Пятикратная ежедневная молитва мусульманина — это

  • хадж
  • намаз

13. Непослушание Адама и Евы Богу, описанное в Библии, называют

  • ошибкой
  • грехопадением

14. Что в переводе с греческого означает слово «христос»?

  • Помазанник
  • Спаситель
  • Бог

15. Как переводится название одной из мировых религий — ислам?

  • правильная вера
  • смирение перед Богом
  • единобожие

16. Что означает слово «будда»?

  • учитель
  • просветлённый
  • мудрый

17. Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает

  • служить
  • связывать, соединять
  • поклоняться

18. Подчеркните слова, относящиеся к Священному Писанию христианин

Типитака, Веды, Евангелие, Новый Завет, Коран, Апокалипсис

19. Подчеркните слова, относящиеся к Священному Писанию мусульман  

Коран, Танах, Пятикнижие, суры, Евангелие, Пророк Мухаммад

20. Подчеркните слова, относящиеся к Священному Писанию буддистов

Пророк Мухаммад, Коран, Три корзины, Евангелие, Типитака, пальмовые листья

21. Подчеркните слова, относящиеся к Священному Писанию иудеев

Пятикнижие, Евангелие, Суры, Веды, Танах, Пророки

22. В чём заключается «золотое правило» иудаизма?

  • Злые поступки не наказываются.
  • Не делай другому того, что ненавистно тебе самому.
  • Если будешь много работать — разбогатеешь.

23. В иудаизме, христианстве, исламе человек, совершивший грех –

  • погибнет, так как грех искупить нельзя
  • заработает плохую карму
  • может раскаяться и искупить грех

24. Буддисты считают, что достичь просветления можно

  • родившись человеком
  • родившись в мире богов
  • в любом рождении

25. В честь чего празднуется Песах?

  • В честь окончания годового чтения Торы.
  • В честь окончания поста Йом Кипур.
  • В честь Исхода евреев из Египта.

26. Медитация — это

  • одна из благородных истин
  • буддийская священная книга
  • внутреннее сосредоточение

27. Главный столп ислама — это

  • пост (рамадан)
  • священная война (джихад)
  • вера в Единого Бога (шахада)

28. С каким событием связан праздник Пасхи?

  • Весенний праздник мая
  • Рождение Иисуса Христа
  • Христос воскрес из мёртвых

29. Буддисты считают, что сострадания достойны:

  • только люди
  • только животные
  • все живые существа

30. Какое утверждение принадлежит Иисусу Христу?

  • «Рай находится под ногами наших матерей».
  • «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
  • «Не судите, да не судимы будете».

 К какой традиционной религии России относятся эти слова? Запишите.

     31.  Пагода, Гаутама, мандала, Дончод, бодхисатва, нирвана -  _____________________

  1. Хафизы, хадж, закят, Кааба, Курбан-байрам, Мекка -     _________________________

  1. Менора, кипа, Иерусалим, Суккот, маца, скриж и - _____________________________

  1. Алтарь, фреска, Рождество, распятие, послушник, Евхаристия - _________________

          Для контроля и оценки знаний и умений по предмету также используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, выступления учащихся с творческими работами  на темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» ,«Культура и религия», «Священные тексты», «Золотое правило нравственности», «Милосердие», «Семья», «Добро и зло», «Календарь и праздники», «Священные сооружения», «Долг и добродетель, свобода и ответственность»,   презентация творческих проектов на тему:« Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.), тематизированные упражнения, тестовые задания различных типов. 

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

          1.Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Издательство «Просвещение», 2012.

          2.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / [А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А.А. Ярлыкапов]. – М. : Просвещение, 2012.

Дополнительная литература

          1. Основы духовно-нравственной культуры народов О-75 России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 : справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова, О. Е. Казьмина и др.] ; под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. – М. : Просвещение , 2012.

          2. Данилюк А. Я. Основы духовно- нравственной культуры народов Росс. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей /  А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...