Культура и мораль.(4 класс)Светская этика
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Шорникова Татьяна Анатольевна

Технологическая таблица-сценарий урока по светской этике.(4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ12.21 КБ

Предварительный просмотр:

Положительный

                               Государственное бюджетное образовательное учреждение учреждение

 ШКОЛА №69 имени Б.Ш.Окуджавы г. Москва

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по светской этике

Тема: «Культура и мораль» (4 класс)

автор учебника Данилюк А.Я.

Учитель начальных классов: Татьяна Анатольевна Шорникова (высшая квалификационная категория)

Раздел

Культура  и мораль.

Тип урока

Открытие нового знания

Тема

Культура и мораль.

Цели

Сформировать представление о культуре,морали и моральные нормы.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Введение понятия «культура","мораль","моральные нормы"

Планируемый результат

Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

-Положительный

настрой на урок, понимание необходимости учения.

-Развитие чувства

ответственности-

за получение

знаний.

-Запомнить смысл

слов культура и

мораль.

-.Расширение кругозора уч-ся

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «культура","мораль","моральные нормы"и использовать его в активном словаре;

- выбирать способ выполнения задания и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий;

- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя  термины, в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации

-Проявление само-

стоятельного и

хорошего навыка

чтения.

- Выборочная

запись необходи-

мых сведений с учебника.

- Понимание темы

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Развитие речи.

Информационный материал

Учебник «Светская этика 4 класс»Данилюк А.Я. УМК «Школа России».

Демонстрационный материал

Неваляшка

Интерактивный материал

Презентация,мультимедийная доска

• групповая беседа,  устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная  творческая работа, рефлексия.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Мотивирование учебной деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание (деление на группы)

Планируемый результат

Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне;

Постановка учебной задачи

Работа по учебнику

Работа в группах

Физкультминутка

Программный диск

Интерактивная игра

Вывод

Тест.

Рефлексия 1.

Рефлексия 2

Домашнее задание

Я спешу сказать вам – Здравствуйте,

Чтобы пожелать здоровья доброго,

Я спешу сказать вам – Благости,

Чтобы пожелать счастья нового,

Я спешу сказать вам – Радости,

Чтобы пожелать удач, успехов и везенья.

Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения!

- Что за игрушку вы видите на слайде? (Неваляшка) Слайд 1

- Почему ее так назвали? (Варианты ответов )

- Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)

- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.

- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов)

- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?

(Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)

- А кто еще тебя осудит за такое поведение?

(Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)

- А что у нас есть какие- то правила  в поведении?

- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?) . Слайд 2

Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

-Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется

 «золотое правило» нравственности

- Мораль. Именно так и звучит первая часть  темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.

-Существует «золотое правило морали», вспомните его.(Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)

- Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Слайды 3,4,5-  золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.

Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.

“Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах”

 “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана

    “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”

- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали).Слайд 6.

Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть,  милосердие, щедрость.

-Рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр.8-9).Элементы каких национальных культур на них представлены?

-Приведите примеры материальной и духовной культуры.

-Объясните,почему возникла мораль?

- А сейчас, я предлагаю вам  выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.

Работа в группах- мини сценки.

- А как появилось это  золотое правило? Предположите.

- Мораль является  элементом культуры. А что такое культура?

  • Слайд 7. Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
  • Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.  
  • КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи

- Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание? Слайд 8

- Вот именно поэтому понятия культура и мораль стоят так близко.

Физкультминутка.

Программный диск.

Что такое культура. Виды культур. Интерактивный момент. Тренажеры.

 Интерактивная игра «Культура и мораль»

Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили,  что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.

Тест

1.Если вы увидите,как знакомые ребята мучают бездомную собаку,то:

а) попросите отпустить собаку;

б) присоединитесь к ним.

2.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобиться обмануть учителя,то:

а) вы сделаете это;

б) вы этого не сделаете и получите "2"

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.

3.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:

а) внимательно выслушаете и благодарите;

б) пропускаете мимо ушей,но делаете вид,что слушаете.

4.Если кто -то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения;

б) у вас появляется желание унизить отличника;

в) вы радуетесь его успехам;

5.Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость;

б) просите изменить лексикон;

в) поддерживаете разговор в том же духе;

Рефлексия 1

        В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др..

        С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу,  в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.)

Рефлексия 1

-Я узнал,что ...

-Мне понравилось ...

-Докажите,что вы сегодня учились,а не просто присутствовали на уроке ...

Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание адекватно воспринимать знание

Коммуникативные умения:

-слушать других, пытаться уважительно принимать другую точку зрения; быть готовым изменить свою точку зрения

-сотрудничать, выполняя различные роли в группе

Познавательные умения:

-предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе анализа и обобщения знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...

Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков  «Культура и мораль», «Особенности морали»,  «Добро  и  зло», «Добродетель и порок»....

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"

Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....

Урок по ОРКС "Культура и мораль"

ЦЕЛЬ:   Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихсяЗАДАЧИ:Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.Применение ...