Культура и мораль.(4 класс)Светская этика
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая таблица-сценарий урока по светской этике.(4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОРКСЭ | 12.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Положительный
Государственное бюджетное образовательное учреждение учреждение
ШКОЛА №69 имени Б.Ш.Окуджавы г. Москва
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по светской этике
Тема: «Культура и мораль» (4 класс)
автор учебника Данилюк А.Я.
Учитель начальных классов: Татьяна Анатольевна Шорникова (высшая квалификационная категория)
Раздел | Культура и мораль. | |
Тип урока | Открытие нового знания | |
Тема | Культура и мораль. | |
Цели | Сформировать представление о культуре,морали и моральные нормы. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Введение понятия «культура","мораль","моральные нормы" | |
Планируемый результат | ||
Личностные умения: Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. -Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения. -Развитие чувства ответственности- за получение знаний. -Запомнить смысл слов культура и мораль. -.Расширение кругозора уч-ся | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «культура","мораль","моральные нормы"и использовать его в активном словаре; - выбирать способ выполнения задания и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий; - выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения: - Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации -Проявление само- стоятельного и хорошего навыка чтения. - Выборочная запись необходи- мых сведений с учебника. - Понимание темы |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Окружающий мир Развитие речи. | Информационный материал Учебник «Светская этика 4 класс»Данилюк А.Я. УМК «Школа России». Демонстрационный материал Неваляшка Интерактивный материал Презентация,мультимедийная доска | • групповая беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная творческая работа, рефлексия. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||
I этап. Мотивирование учебной деятельности | ||
Цели деятельности | Ситуативное задание (деление на группы) | Планируемый результат |
Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне; Постановка учебной задачи Работа по учебнику Работа в группах Физкультминутка Программный диск Интерактивная игра Вывод Тест. Рефлексия 1. Рефлексия 2 Домашнее задание | Я спешу сказать вам – Здравствуйте, Чтобы пожелать здоровья доброго, Я спешу сказать вам – Благости, Чтобы пожелать счастья нового, Я спешу сказать вам – Радости, Чтобы пожелать удач, успехов и везенья. Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения! - Что за игрушку вы видите на слайде? (Неваляшка) Слайд 1 - Почему ее так назвали? (Варианты ответов ) - Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение) - Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит. - А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов) - Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет? (Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.) - А кто еще тебя осудит за такое поведение? (Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество) - А что у нас есть какие- то правила в поведении? - А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?) . Слайд 2 Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. -Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется «золотое правило» нравственности - Мораль. Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом. -Существует «золотое правило морали», вспомните его.(Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе) - Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Слайды 3,4,5- золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме. Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры. “Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах” “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову” - Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали).Слайд 6. Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть, милосердие, щедрость. -Рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр.8-9).Элементы каких национальных культур на них представлены? -Приведите примеры материальной и духовной культуры. -Объясните,почему возникла мораль? - А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество. Работа в группах- мини сценки. - А как появилось это золотое правило? Предположите. - Мораль является элементом культуры. А что такое культура?
- Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание? Слайд 8 - Вот именно поэтому понятия культура и мораль стоят так близко. Физкультминутка. Программный диск. Что такое культура. Виды культур. Интерактивный момент. Тренажеры. Интерактивная игра «Культура и мораль» Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека. Тест 1.Если вы увидите,как знакомые ребята мучают бездомную собаку,то: а) попросите отпустить собаку; б) присоединитесь к ним. 2.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобиться обмануть учителя,то: а) вы сделаете это; б) вы этого не сделаете и получите "2" в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 3.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы: а) внимательно выслушаете и благодарите; б) пропускаете мимо ушей,но делаете вид,что слушаете. 4.Если кто -то в классе отлично учится и радуется жизни, то: а) это доставляет вам неприятные ощущения; б) у вас появляется желание унизить отличника; в) вы радуетесь его успехам; 5.Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы: а) испытываете неловкость; б) просите изменить лексикон; в) поддерживаете разговор в том же духе; Рефлексия 1 В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др.. С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу, в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.) Рефлексия 1 -Я узнал,что ... -Мне понравилось ... -Докажите,что вы сегодня учились,а не просто присутствовали на уроке ... Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье. | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание адекватно воспринимать знание Коммуникативные умения: -слушать других, пытаться уважительно принимать другую точку зрения; быть готовым изменить свою точку зрения -сотрудничать, выполняя различные роли в группе Познавательные умения: -предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи -перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе анализа и обобщения знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...
Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...
Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».
Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок»....
Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"
Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....
Урок по ОРКС "Культура и мораль"
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихсяЗАДАЧИ:Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.Применение ...
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Культура и мораль»
Технологическая карта урока "Культура и мораль"...