Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: Особенности морали.
Класс: 4класс
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Цели по содержанию:
Образовательная цель:
способствовать формированию условий для осознания учащимися особенностей морали;
Развивающая цель:
способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о моральных нормах;
Воспитательная цель:
воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Оборудование к уроку:
Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):
1.Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,4-5 классы,2-е издание, Москва, «Просвещение», 2011
2. Основы духовно – нравственной культуры. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, 2-е издание, Москва, «Просвещение»,2012
3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – Москва, « Просвещение», 2011
4.Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»
5. Презентация к уроку №4 «Особенности морали»
6.Анкета на каждого ученика «Как я понимаю моральные нормы»
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд № 1)
2. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний и умений.
-Что такое мораль? (Слайд № 2)
-Дома вместе с родителями вы составили свод моральных норм, принятых в вашей семье. Пожалуйста, кто желает ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся.)
-Давайте будем стараться следовать таким нормам морали. (Слайд №3) Прочитать хором.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о морали. Откройте учебники на с.10,прочитаем тему нашего урока, вопросы, на которые мы должны ответить. (Слайд №4)
-Ребята, вы представили моральные нормы своей семьи. Услышали, что у многих они разные. А как вы думаете, если какой-то единый список моральных норм? (Ответы детей)
- Мы сегодня с вами выясним это. А также узнаем, чем моральные нормы отличаются от других норм и правил.
-А сейчас послушайте притчу и подумайте, чему она учит?
Девочка и морская звезда
Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.
Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами. Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.
На его берегу, на всем протяжении берега лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч!
Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на берегу, одна из тех умирающих звезд.
И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за другой, не останавливаясь и не отдыхая.
Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя».
Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».
Мораль притчи «Девочка и морская звезда»: каждый может помочь человеку, попавшему в беду.
-Кто заставлял девочку спасать морских звезд?
- Почему взрослые стали помогать ей? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
- Моральные качества людей оцениваются по его поступкам. Люди попадают в различные ситуации морального выбора.
- Ребята, а где-нибудь записано, что люди должны помогать друг другу, животным? (варианты высказываний детей)
-Поставим цели урока. (Слайд № 5)
Узнать особенности морали.
Запомнить некоторые моральные нормы.
Учиться отвечать за свои поступки.
- Первичное усвоение новых знаний.
-Чтение текста на стр.10-11.
-Выделим особенности морали.
-Беседа по тексту.
-Где записаны моральные нормы? (Слайд № 6)
-Значит, их нигде нельзя прочитать? Ответы учащихся. (Есть труды ученых, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, большинство государственных законов основано на моральных нормах, религиозные книги.)
-Есть ли единый список моральных правил? (Моральные нормы не имеют документального оформления, то есть, нет единого списка моральных норм.)
-Откуда человек узнает как себя вести, что хорошо и что плохо, кто или что влияет на поведение человека. Как формируются моральные нормы и правила? Ответы детей. (Слайды №7, 8, 9, 10)
-Кто заботится о соблюдении моральных норм в обществе?
-Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
-А если человек не выполняет моральные нормы, как быть?
-В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали юридические правила и нормы. Это прокуратура, суды, полиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы.
-Комментированное чтение последнего абзаца учебника с.10
- Осознание и осмысление нового учебного материала.
Беседа по слайду. (Слайд № 11)
-Что делают мальчики?
-Почему они так поступают? (Предполагаемые ответы: просто стало жаль старушку, поступают так из собственных побуждений, не ждут за это поощрения).
Вывод: помогай нуждающимся людям.
-Не только отдельные люди, но и общественные благотворительные организации оказывают помощь нуждающимся в ней людям.
-Например, Российский Красный Крест - общественная благотворительная организация, которая является участником Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. (Слайд № 12)
-Всю свою деятельность российский Красный Крест направляет на оказание помощи детям из социально незащищенных семей, сиротам, одиноким, престарелым людям и ветеранам, беженцам, людям с ограниченными возможностями и лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
-В нашем городе Кировское областное отделение общественной организации «Российский Красный Крест» находится на улице К.Маркса,80.
Сфера его деятельности: благотворительная, медицинская.
Категории клиентов: больные, дети, инвалиды, малообеспеченные.
Предоставляемые услуги: вещевая, продуктовая, социально-бытовая.
Источники финансирования: пожертвования предприятий и организаций, пожертвования частных лиц.
- Кировское областное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» уже 24 года занимается благотворительной деятельностью, направленной на оказание материальной, медицинской, духовно- нравственной помощи нуждающимся детям. Перед фондом стоит трудная задача объединить всех, кому не безразличны судьбы обездоленных детей, вернуть радость и беззаботность детства этим малышам, лишенным родительской заботы и мудрого слова, сказанного в трудный час, тепла домашнего очага и возможности раскрыть свои таланты.
6. Домашнее задание. (Слайд № 13)
1. Расспроси родителей, вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино, книги) иллюстрирующий ситуацию морального выбора.
2. На листе нарисуй символ морали, как особого вида духовной культуры.
7.Подведение итогов урока и рефлексия.
Индивидуальное задание с выбором ответа. Учащиеся получают листы с заданием, выполняют его.
Как я понимаю моральные нормы?
Выбери правильный ответ
1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:
а) отпустить с миром;
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;
в) пристыдить продавца.
2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то
а) попросите отпустить собаку;
б) присоединитесь к ним;
в) будете безучастно наблюдать.
3. Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это;
б) вы этого не сделаете и получите « 2»;
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.
4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:
а) внимательно выслушаете и благодарите;
б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;
в) не будете слушать объяснения пожилого человека.
5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения;
б) у вас появляется желание унизить отличника;
в) вы радуетесь его успехам
6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость;
б) просите изменить лексикон;
в) поддерживаете разговор в том же духе.
7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете;
б) спрашиваете «а что мне за это будет?»
в) выполняете просьбу с легкой душой.
8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:
а) у вас возникает неприятное чувство;
б) не обращаете внимания;
в) смеётесь над ним.
Оценка ответов.
Ответ | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 |
а | 10 | 5 | 3 | 10 | 5 | 5 | 3 | 10 |
б | 5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 10 | 5 | 5 |
в | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 10 | 3 |
Результаты
60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.
33 – 59 баллов. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно лучше разобраться в самом себе и не допускать «прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.
24 – 32 балла. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,
поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас. Проверка выполнения работы.
-Укажи, какую высоту ты сегодня достиг на уроке? Напиши на ней свое имя. (Слайд №14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Урок в 4 классе по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
Урок проведён в рамках районного семинара по теме "Диалог культур в этнокультурном образовании"...
Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Свобода и моральный выбор"
В конспекте урока "Свобода и моральный выбор" содержание учебника дополнено рассказом Ю. Яковлева "Полосатая палка", стихотворением С. Михалкова "Находка" и анализом прочитанного....
Мастер-класс по ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". Тема "Образцы славянской культуры. Изготовление оберега"
Мастер - класс по теме"Образцы славянской культуры. Изготовление оберега"...
"Подвиг". Урок ОРКС. Модуль православная культура. 4 класс.
Урок составлен на основе принципов системно - деятельностного подхода в обучении. Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся ус...
Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".
На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...
Конспект урока по ОРКС модуль " Светская этика" тема: " Этикет"
Тема урока: « Этикет»Количество часов: 1 часЦели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человекаЗадачи:- познакомить с поняти...