Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: Особенности морали.

Класс: 4класс

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели по содержанию:

Образовательная цель:

способствовать формированию условий для осознания учащимися особенностей морали;

Развивающая цель:

способствовать развитию самостоятельности и  личной ответственности за свои поступки на основе представлений о моральных нормах;

Воспитательная цель:

воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа  Данилюка А.Я.):

1.Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,4-5 классы,2-е издание, Москва, «Просвещение», 2011

2. Основы духовно – нравственной культуры.  Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, 2-е издание, Москва, «Просвещение»,2012

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы  для общеобразовательных учреждений.  – Москва, « Просвещение», 2011

4.Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»

5. Презентация к уроку №4                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   «Особенности морали»

6.Анкета на каждого ученика «Как я понимаю моральные нормы»

                                         Ход урока:

1. Организационный  момент. (Слайд № 1)

2. Целеполагание и мотивация.  Актуализация знаний и умений.

-Что такое мораль? (Слайд № 2)

-Дома вместе с родителями вы составили свод моральных норм, принятых в вашей семье. Пожалуйста, кто желает ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся.)

-Давайте будем стараться следовать таким нормам морали. (Слайд №3) Прочитать хором.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о морали. Откройте учебники на с.10,прочитаем тему нашего урока, вопросы, на которые мы должны ответить. (Слайд №4)

-Ребята, вы представили моральные нормы своей семьи. Услышали, что у многих они разные. А как вы думаете, если какой-то единый список моральных норм? (Ответы детей)

- Мы сегодня с вами выясним это. А также узнаем, чем моральные нормы отличаются от других норм и правил.

 -А сейчас послушайте притчу и подумайте, чему она учит?

Девочка и морская звезда

Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.

Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами. Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.

На его берегу, на всем протяжении берега лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч!

Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на берегу, одна из тех умирающих звезд.

И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за другой, не останавливаясь и не отдыхая.

Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя».

Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».

Мораль  притчи «Девочка и морская звезда»: каждый может помочь человеку, попавшему в беду.

-Кто заставлял девочку спасать морских звезд?

- Почему взрослые стали помогать ей? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)

- Моральные качества людей оцениваются по его поступкам. Люди попадают в различные ситуации морального выбора.

- Ребята, а где-нибудь записано, что люди должны помогать друг другу, животным? (варианты высказываний детей)

-Поставим цели урока. (Слайд № 5)

Узнать особенности морали.

Запомнить некоторые моральные нормы.

Учиться отвечать за свои поступки.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

 -Чтение текста на стр.10-11.

-Выделим особенности морали.

 -Беседа по тексту.

-Где записаны моральные нормы? (Слайд № 6)

-Значит, их нигде нельзя прочитать? Ответы учащихся. (Есть труды ученых, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, большинство государственных законов основано на моральных нормах, религиозные книги.)

-Есть ли единый список моральных правил? (Моральные нормы не имеют документального оформления, то есть, нет единого списка моральных норм.)

-Откуда человек узнает как себя вести, что хорошо и что плохо, кто или что влияет на поведение человека. Как формируются моральные нормы и правила? Ответы детей. (Слайды №7, 8, 9, 10)

-Кто  заботится о соблюдении моральных норм в обществе?

-Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.

-А если человек не выполняет моральные нормы, как быть?

 -В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали юридические правила и нормы. Это прокуратура, суды, полиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы.

 -Комментированное чтение последнего абзаца учебника  с.10    

  1. Осознание и осмысление нового учебного материала. 

Беседа по  слайду. (Слайд № 11)

-Что делают мальчики?

-Почему они так поступают? (Предполагаемые ответы: просто стало жаль старушку, поступают так из собственных побуждений, не ждут за это поощрения).

Вывод: помогай  нуждающимся людям.

 -Не только отдельные люди, но и общественные благотворительные организации оказывают помощь нуждающимся в ней людям.

-Например, Российский Красный Крест - общественная благотворительная организация, которая является участником Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. (Слайд № 12)

-Всю свою деятельность российский Красный Крест направляет на оказание помощи детям из социально незащищенных семей, сиротам, одиноким, престарелым людям и ветеранам, беженцам, людям с ограниченными возможностями и лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

 

-В нашем городе Кировское областное отделение общественной организации «Российский Красный Крест» находится на улице К.Маркса,80.

Сфера его  деятельности: благотворительная, медицинская.

Категории клиентов: больные, дети, инвалиды, малообеспеченные.

Предоставляемые услуги: вещевая, продуктовая, социально-бытовая.

Источники финансирования: пожертвования предприятий и организаций, пожертвования частных лиц.

- Кировское областное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» уже 24 года занимается благотворительной деятельностью, направленной на оказание материальной, медицинской, духовно- нравственной помощи нуждающимся детям. Перед фондом стоит трудная задача объединить всех, кому не безразличны судьбы обездоленных детей, вернуть радость и беззаботность детства этим малышам, лишенным родительской заботы и мудрого слова, сказанного в трудный час, тепла домашнего очага и возможности раскрыть свои таланты.  

6. Домашнее задание. (Слайд № 13)

1. Расспроси родителей, вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино, книги) иллюстрирующий ситуацию морального выбора.

2. На листе нарисуй символ морали, как особого вида духовной культуры.

7.Подведение итогов урока и рефлексия.

Индивидуальное задание с выбором ответа. Учащиеся получают листы с заданием, выполняют  его.

Как я понимаю моральные нормы?

Выбери правильный ответ

1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустить с миром;

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;

в) пристыдить продавца.

2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то

а) попросите отпустить собаку;

б) присоединитесь к ним;

 в) будете безучастно наблюдать.

3. Если для успешной сдачи контрольной  вам понадобится обмануть учителя, то:

а) вы сделаете это;

б) вы этого не сделаете и получите « 2»;

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.

4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:

а) внимательно выслушаете и благодарите;

б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;

 в) не будете слушать объяснения пожилого человека.

5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения;

б) у вас появляется желание унизить отличника;

в) вы радуетесь его успехам

6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость;

б) просите изменить лексикон;

в) поддерживаете разговор в том же духе.

7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

а) категорически отказываете;

б) спрашиваете «а что мне за это будет?»

в) выполняете просьбу с легкой душой.

8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:

а) у вас возникает неприятное чувство;

б) не обращаете внимания;

в) смеётесь над ним.

Оценка  ответов.

Ответ

Вопрос

1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос

4

Вопрос

5

Вопрос

6

Вопрос

7

Вопрос

8

а

10

5

3

10

5

5

3

10

б

5

10

10

5

10

10

5

5

в

3

3

5

3

3

3

10

3

Результаты

60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить  жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.

33 – 59 баллов. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно лучше разобраться в самом себе и не допускать «прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.

24 – 32 балла. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,

поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас. Проверка выполнения работы.

-Укажи, какую высоту ты сегодня достиг на уроке? Напиши на ней свое имя. (Слайд №14)

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Урок в 4 классе по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Урок проведён в рамках районного семинара по теме "Диалог культур в этнокультурном образовании"...

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Свобода и моральный выбор"

В конспекте урока "Свобода и моральный выбор" содержание учебника дополнено рассказом Ю. Яковлева "Полосатая палка", стихотворением С. Михалкова "Находка" и анализом прочитанного....

Мастер-класс по ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". Тема "Образцы славянской культуры. Изготовление оберега"

Мастер - класс по теме"Образцы славянской культуры. Изготовление оберега"...

"Подвиг". Урок ОРКС. Модуль православная культура. 4 класс.

Урок составлен на основе принципов системно - деятельностного подхода в обучении.  Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся ус...

Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...

Конспект урока по ОРКС модуль " Светская этика" тема: " Этикет"

Тема урока: « Этикет»Количество часов: 1 часЦели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человекаЗадачи:- познакомить с поняти...