Урок по ОРКС "Культура и мораль"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся
ЗАДАЧИ:
- Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.
- Применение элементов метода критического мышления.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная творческая работа, рефлексия.
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kultura_i_moral.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по на тему: «Культура и мораль».
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся
ЗАДАЧИ:
- Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.
- Применение элементов метода критического мышления.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная творческая работа, рефлексия.
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Ход урока.
Презентация «Мораль».
- Что за игрушку вы видите на слайде? (Неваляшка) Слайд 1
- Почему ее так назвали? (Варианты ответов )
- Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)
- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.
- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов)
- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?(Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)
- А кто еще тебя осудит за такое поведение?(Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)
- А что у нас есть какие- то правила в поведении?
- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?) . Слайд 2
Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
-Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется
«золотое правило» нравственности
- Мораль. Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.
-Существует «золотое правило морали», вспомните его.(Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)
- Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Слайды 3,4,5- золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.
Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.
“Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах”
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”
- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали).Слайд 6. Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть, милосердие, щедрость.
- А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.
Работа в группах- мини сценки.
-- А как появилось это золотое правило? Предположите.
- Мораль является элементом культуры. А что такое культура?
- Слайд 7. Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
- Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.
- КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи
- Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание? Слайд 8
- Вот именно поэтому понятия культура и мораль стоят так близко.
Физкультминутка.
Программный диск.
Что такое культура. Виды культур. Интерактивный момент. Тренажеры.
Интерактивная игра «Культура и мораль»
Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.
Рефлексия 1
В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др..
С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу, в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.)
Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...
Презентация к уроку ОРКСЭ: Религия и мораль
Презентация к уроку ОРКСЭ....
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».
· освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;· формирование ценностного отношения к «зо...
Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"
Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"...