Урок № 3 "Человек и Бог в православии
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Козинова Светлана Григорьевна

Урок разработан по учебнику Кураева А.В Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры для 4 класса

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 3 «Человек и Бог в православии».

Ключевые понятия урока: Бог, спасибо, Творец,  любовь, свобода, разум, совесть, доброта.

Цель: знакомство учащихся  с представлениями православных христиан о Боге  как о Творце, создавшем мир и любящем Своё творение.

Задачи: 

Воспитывающая: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание и понимание своей ответственности по отношению к творению Божьему (к природе)

Обучающая: формировать первоначальные представления о Боге и Его роли в жизни человека, научить учащихся объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра.

Развивающая: усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Человек и Бог в православии», ромашки из бумаги со словом «Бог» в середине и пятью лепестками, карточки.

        На доске:

«Сделай все возможное с твоей стороны.

Все невозможное сделает Бог.»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

1. Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

2. А что такое культура? Что такое религия?

3. Какие мировые религии исповедуют люди, живущие в России?

III. Работа с ромашками:

На лепестках ромашки запиши слова, которые обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка.

А теперь давайте посмотрим у кого, что получилось.

IV. Изучение нового материала.

«Господи! Имя Тебе – Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омрачённую житейскими страстями! Имя Тебе – Мир: умиротвори мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня!»

Беседа:

  1. Как вы думаете, кто может произнести эти слова? (Человек, которому нужна  помощь)
  2. К кому они могут быть обращены? ( К Богу)
  3. Почему люди обращаются к Богу? (Чтобы Бог помог и поддержал человека в трудную минуту)
  4. Из молитвы выберите слова, которые характеризуют Бога. (Любовь, Сила, Свет, Мир, Милость)

Работа с текстом учебника.

Чтение и обсуждение текста : Кураев А.В Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры : учебник для 4-5 кл. общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев .- П. : Просвещение , 2013.- С.8.

Посмотрите, ребята: Как представляет себе Бога Леночка? А как – Ваня?

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо»  это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

- Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего? (Пожелание поддержки от Бога)

- Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь  –                . (Спаси, Боже)

- Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь? (Спасибо говорим в повседневной жизни, а спаси вас Господи перед опасным, трудным делом).

Происхождение слова Бог.

В русский язык  слово Бог вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индоевропейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем это же слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы.

Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».

Слово творец означает совершителя, созидателя каких-то определённых (творческих) дел, например, так мы называем художника, писателя, поэта, композитора, архитектора, а их произведения — творениями. Сам же процесс созидания называется творением. Наша вселенная — это творение Бога, созидателя вселенной.

Давайте посмотрим, как эти события описываются в Библии, священной книге христиан:

Весь акт творения занял ровно неделю, включая субботу – выходной день.

В первый день Бог сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью.

Во второй день Бог создал твердь небесную «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью».

В третий день Бог собирает поднебесную воду в одно место и являет сушу. Называет сушу землей, а собранные воды — морями. Создает растительность.

В четвёртый день «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды».

В пятый день Творец заселяет моря пресмыкающимися и рыбами, а землю — птицами.

В шестой день Бог создает скотов, гадов, зверей, а затем — человека.

И «благословил Бог седьмый день, и осветил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Бог  создал, сотворил бытие на Земле. Человека, Он создал по своему образу и подобию. Бог наделил человека теми же качествами, которыми обладает сам. Бог свободен, поэтому человеку дана свобода. Но свободный несмышлёныш может быть опасен. Поэтому Бог подарил ему разум. Так же людям даны совесть, доброта и любовь. Бог – Творец, Он также наделил человека способностью творить и создавать свой мир — мир человеческой, материальной культуры.

V. Делаем вывод:

В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому дает ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах.

Христиане считают, что человек так не похож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом. Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называются – «образ Бога в человеке».

О, Боже мой,  благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир, Твой вечный храм,

И ночь, и волны, и зарю…

Пускай мученья мне грозят,-

Благодарю за этот миг,

За всё, что сердцем я постиг,

О чём мне звёзды говорят…

Везде я чувствую, везде

Тебя, Господь, - в ночной тиши,

И в отдалённейшей звезде,

И в глубине моей души.

Я Бога жаждал – и не знал;

Ещё не верил, но, любя,

Пока рассудком отрицал,-

Я сердцем чувствовал Тебя.

И Ты открылся мне: Ты – мир,

Ты – всё. Ты – небо и вода,

Ты –голос бури, Ты – эфир,

Ты – мысль поэта, Ты – звезда…

Пока живу – Тебе молюсь.

Тебя люблю, дышу Тобой,

Когда умру – с Тобой сольюсь,

 Как звёзды с утренней зарёй.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!..

                        (Д. Мережковский )

VI. Закрепление изученного:

Работа с карточками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек и Бог в православии. Подготовила учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ № 44 ст. Северская, Краснодарского края Козинова С.Г.

Слайд 2

Молитва «Господи! Имя Тебе – Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омрачённую житейскими страстями! Имя Тебе – Мир: умиротвори мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня!»

Слайд 3

Подумайте: Как вы думаете, кто может произнести эти слова? Человек, которому нужна помощь К Кому они могут быть обращены? К Богу Почему люди обращаются к Богу? Чтобы Бог помог и поддержал человека в трудную минуту Из молитвы выберите слова, которые характеризуют Бога. Любовь, Сила, Свет, Мир, Милость.

Слайд 4

Знаешь ли ты? Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо (же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!». - Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего? Пожелание поддержки от Бога. - Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – ____________. Спаси, Боже. - Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь? Спасибо говорим в повседневной жизни, а спаси вас Господи перед опасным, трудным делом

Слайд 5

Происхождение слова Бог В русский язык слово Бог вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индоевропейском языке « бага » или « бхага » – это доля, порция, удел, часть. Затем это же слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Слайд 6

Правильно пишем Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы. Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».

Слайд 7

Кто такой творец Слово творец означает совершителя, созидателя каких-то определённых (творческих) дел, например, так мы называем художника, писателя, поэта, композитора, архитектора, а их произведения — творениями . Сам же процесс созидания называется творением . Наша вселенная — это творение Бога, созидателя вселенной.

Слайд 8

Акт творения: день первый В первый день Бог сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью.

Слайд 9

Акт творения: день второй Во второй день Бог создал твердь небесную «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью».

Слайд 10

Акт творения: день третий В третий день Бог собирает поднебесную воду в одно место и являет сушу. Называет сушу землей, а собранные воды — морями. Создает растительность.

Слайд 11

Акт творения: день четвёртый В четвёртый день «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды».

Слайд 12

Акт творения: день пятый В пятый день Творец заселяет моря пресмыкающимися и рыбами, а землю — птицами.

Слайд 13

Акт творения: день шестой В шестой день Бог создает скотов, гадов, зверей, а затем — человека.

Слайд 14

Акт творения: день седьмой И «благословил Бог седьмый день , и осветил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Слайд 15

Дары человеку Бог создал, сотворил бытие на Земле. Человека, Он создал по своему образу и подобию. Бог наделил человека теми же качествами, которыми обладает Сам. Бог свободен, поэтому человеку дана свобода . Но свободный несмышлёныш может быть опасен. Поэтому Бог подарил ему разум . Так же людям даны совесть, доброта и любовь . Бог – Творец, Он также наделил человека способностью творить и создавать свой мир — мир человеческой, материальной культуры.

Слайд 16

«Образ Бога в человеке» В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому дает ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах. Христиане считают, что человек так не похож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом. Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называются – «образ Бога в человеке».

Слайд 17

Д. Мережковский «Бог» О, Боже мой, благодарю За то, что дал моим очам Ты видеть мир, Твой вечный храм, И ночь, и волны, и зарю… Пускай мученья мне грозят,- Благодарю за этот миг, За всё, что сердцем я постиг, О чём мне звёзды говорят… Везде я чувствую, везде Тебя, Господь, - в ночной тиши, И в отдалённейшей звезде, И в глубине моей души. Пока живу – Тебе молюсь. Тебя люблю, дышу Тобой, Когда умру – с Тобой сольюсь, Как звёзды с утренней зарёй. Хочу, чтоб жизнь моя была Тебе немолчная хвала, Тебя за полночь и зарю, За жизнь и смерть – благодарю!.. Я Бога жаждал – и не знал; Ещё не верил, но, любя, Пока рассудком отрицал,- Я сердцем чувствовал Тебя. И Ты открылся мне: Ты – мир, Ты – всё. Ты – небо и вода, Ты –голос бури, Ты – эфир, Ты – мысль поэта, Ты – звезда…



Предварительный просмотр:

Карточка к уроку №3

Распределите слова на две группы:

Что помогает человеку быть ближе к Богу?

Что помогает человеку быть   дальше от Бога?                        

Смирение

Скупость

Пост

Непослушание

Гордость

Соблюдение заповедей

Обида

Грех

Обман

Молитва

Забота о родных

Добродетели

Дерзость

Любовь к ближним

Почитание законов

Пороки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к урокам православия.

Доклад освещает тему  воспинания в христианской семье.Он может быть использован на уроках "Основы православной кулбтуры"...

уроки православия

конспекты уроков по православию...

Урок по ОРКСЭ Основы Православия "Защитники Отечества"

Разработка урока по курсу ОРКСЭ . Модуль Основы Православия . Тема "Защитники Отечества"...

урок по теме: "Дом и семья в православии".

Учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". урок по теме : "Дом и семья в православии".Цель урока:·...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"

Методическая разработка урока составлена по ФГОС....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....