Урок № 2 по ОПК " Культура и религия"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Козинова Светлана Григорьевна

Данный материал - это конспект урока по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса. Разработан по учебнику Кураева А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов  России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 2. Культура и религия.

Ключевые понятия урока: культура и религия, традиция.

Цель: формирование у учащихся общих представлений о культуре и религии.

Задачи: 

  • Показать  связь культуры и религии
  • Прививать у учащихся уважительное отношение к людям, исповедующим  разные религии.
  • Продолжить формирование коммуникативных навыков

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

        Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Культура и религия», карточки с пословицами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
  • Расскажите, о чем вы беседовали с родными и друзьями.
  • Что нового для себя вы узнали?
  • Расскажите о традициях принятых в вашей семье.
  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит начать свое знакомство с мировыми религиозными культурами.

Открываем тетрадь. Записываем тему урока – «Культура и религия». На прошлом уроке мы пришли к выводу, что всех нас, россиян, объединяет единая Родина. Это общая для нас земля. Общая история. Общие законы. И, что важнее всего, единая культура.

  1. Изучение нового материала
  1. Беседа с учащимися.

Как вы понимаете тему урока? Давайте объясним каждое из этих слов: «культура», «религия».

  1. Работа с понятиями: культура и религия.

В терминологии естественных наук слово «культура» сохранило своё первоначальное значение (культивировать, возделывать). В Священном Писании говорится: «И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю» (Быт. 3, 23). Человек стал возделывать землю, выращивать скот, строить дома. Потом стал строить большие города, в которых были бы библиотеки, соборы, концертные залы, монастыри. Он стал украшать свой дом, свою одежду, писать книги, рисовать картины, сочинять музыку... Чтобы создать всё это, он трудился не только физически, но и духовно. «Природа, возделанная духом человеческим, есть культура», — сказал русский философ Д.М. Велланский. В древней летописи о труде говорится так: «На земле добра без труда не достичь, так отчего же мы избегаем труда благословенного?»

Культура – сложное понятие. Существует более 300 его определений. Первоначально «культурным» называли человека, который обрабатывает, возделывает землю. В самом общем значении мы говорим о «культуре», когда подразумеваем ее отличие от природы («натуры»).

То есть культура – это все «человеческое» в окружающем нас мире, все то, что делают люди.

Например, растения, которые садовод специально выращивает на своем участке, – помидоры, огурцы, кабачки – это культурные растения. Мы за ними ухаживаем, удобряем, подвязываем. А вот сорняки в наших огородах и садах растут самостоятельно, без нашего участия, без человеческих усилий.

Культура

        

                                                 материальная     духовная

Материальная культура – это транспорт и связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений.

Духовная – это все наши знания, наши представления о том, что красиво, а что нет, что такое добро и что такое зло. А еще к духовной культуре относятся наши религиозные верования.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Обычно человек не выбирает свою культуру: он в ней рождается и в ней растет.

То есть культура – это нормы и правила, существующие в обществе, это духовные ценности, которые создает человек.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

В нашей стране живут люди, по разному представляющие себе отношения человека и Бога. Это означает, что они относятся к разным религиям.

Религия – мироощущение, основанное на вере в существование Бога (или богов), ангелов, духов.

Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Какие основные религии вам известны на территории России?

(православие, ислам, буддизм, иудаизм)

  1. Комментированное чтение.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».

Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.

Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего.

  1. Ответы на вопросы.
  • Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
  • Каких из упомянутых традиций уже не встретишь?
  • Как вам кажется, хорошо ли это?
  1. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура, религия.

  1. Самостоятельная работа по карточкам.
  2. Обсуждение результатов работы по карточкам.
  3. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
  • Как вы объясните членам семьи и друзьям что такое культура? что такое религия?
  • О каких проявления культуры вы им расскажете?
  • В чем могут выражаться различия в культуре разных людей и как следует относиться к этим различиям?
  1. Домашнее задание.

Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.

  1. Закрепление основных понятий урока. 

Запись в тетрадь терминов и понятий.

Культура – совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении (Ожегов, 2007).

Культура – образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

Религия – совокупность представлений, основанных на вере в чудодейственные, сверхъестественные силы и существа (боги, духи) (Ожегов, 2007) .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура и религия. Подготовила учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ № 44 ст. Северская, Краснодарского края Козинова С.Г.

Слайд 2

Что такое культура? В терминологии естественных наук слово «культура» сохранило своё первоначальное значение (культивировать, возделывать). В Священном Писании говорится: «И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю» (Быт. 3, 23). Человек стал возделывать землю, выращивать скот, строить дома. Потом стал строить большие города, в которых были бы библиотеки, соборы, концертные залы, монастыри. Он стал украшать свой дом, свою одежду, писать книги, рисовать картины, сочинять музыку... Чтобы создать всё это, он трудился не только физически, но и духовно. «Природа, возделанная духом человеческим, есть культура», — сказал русский философ Д.М. Велланский . В древней летописи о труде говорится так: «На земле добра без труда не достичь, так отчего же мы избегаем труда благословенного?»

Слайд 3

Культура – сложное понятие Существует более 300 его определений. Первоначально «культурным» называли человека, который обрабатывает, возделывает землю. В самом общем значении мы говорим о «культуре», когда подразумеваем ее отличие от природы («натуры»).

Слайд 4

Культура Культура – это все «человеческое» в окружающем нас мире, все то, что делают люди. Например, растения, которые садовод специально выращивает на своем участке, – помидоры, огурцы, кабачки – это культурные растения. Мы за ними ухаживаем, удобряем, подвязываем. А вот сорняки в наших огородах и садах растут самостоятельно, без нашего участия, без человеческих усилий.

Слайд 5

Культура Материальная . Материальная культура – это транспорт и связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений. Духовная . Духовная – это все наши знания, наши представления о том, что красиво, а что нет, что такое добро и что такое зло. А еще к духовной культуре относятся наши религиозные верования.

Слайд 6

Вопросы культуры Как надо отмечать государственный, народный или религиозный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Обычно человек не выбирает свою культуру: он в ней рождается и в ней растет.

Слайд 7

Культура Культура – это нормы и правила, существующие в обществе, это духовные ценности, которые создает человек. Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

Слайд 8

Религия В нашей стране живут люди, по разному представляющие себе отношения человека и Бога. Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – мироощущение, основанное на вере в существование Бога (или богов), ангелов, духов. Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Слайд 9

Мы разные, но Родина у нас одна Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Слайд 10

Основные религии в России Православие Ислам Иудаизм Буддизм

Слайд 11

Черты русской культуры В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский . Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами. На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе !». Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке. Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего .

Слайд 12

Порассуждаем : Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Как вам кажется, хорошо ли это?



Предварительный просмотр:

  1. Распределите слова на две группы:

Труд   души                                                  Физический труд

Прополка клумб

Помощь людям

Уборка класса

Плотничество

Мытье полов

Уважение старших

Любовь к семье

Любовь к Отечеству

Забота о младших.

  1. Распределите слова на две группы:

Проявление религии в человеке            Проявление культуры в человеке

Милостыня

Изучение стихосложения

Нормы морали

Исповедание грехов

Совесть

Посещение музеев

Чтение книг

Молитва

Пост

Правила поведения

Помощь ближним

Интеллигентность

Добродетели

Интерес к живописи

Знание основ живописи

  1. Продолжите фразу:

Религиозным человека можно назвать, если он…

называет себя верующим;

знает основы религии;

соблюдает правила установленные в его религии.

  1. Продолжите фразу:

Культура дает человеку знание о…

материальном состоянии народа;

духовных ценностях;

правилах хорошего тона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...

Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"

   Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...

конспект урока по теме "Культура и религия.

Урок предназначается для учащихся 4-го класса. На данном уроке дети знакомятся с основными понятиями курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики"...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"

Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...