ОДНКР. Поурочные разработки.
методическая разработка по орксэ на тему

Кондрашова Полина Владимировна

Рабочая программа рассчитана на 17 часов и составлена на основе пособия: Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. — М.: Вентана-Граф, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnkr._pourochnye_razrabotki.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР

Аннотация. Рабочая программа рассчитана на 17 часов и составлена на основе пособия: Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. — М.: Вентана-Граф, 2012. Данный курс соответствует требованиям ФГОС ООО и направлен на развитие у учащихся 5-6 классов начальных систематизированных представлений о мире и закономерностях его развития. В рамках занятий затрагиваются основные мировоззренческие понятия, формирующие у ребенка базовый набор духовных ценностей, чувство патриотизма, гуманное отношение к остальным народам нашей планеты. Современная информационная эпоха является генератором атеизма и нигилизма, благодаря которым теряется ориентир человека в социокультурном пространстве. Основные задачи курса: познакомить учащихся с теми аспектами культуры, в которых отражаются ценности, нормы и образцы поведения различных народов; развивать чувство причастности к мировому духовному опыту; возродить ценности гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению; научить идентифицировать своих сверстников по типу вероисповедания для снятия межкультурных и межконфессиональных барьеров; препятствовать безразличию в вопросах морально-нравственного поведения; продемонстрировать на простых и адаптированных к возрасту учащихся примерах основные этические нормы, правила общения и взаимодействия с остальными членами общества; воспитывать эстетический вкус. В ходе освоения курса учащимся предлагается самостоятельное ведение небольшого словарика для знакомства с неизвестными словами и понятиями, а также — для более эффективного усвоения материала и расширения кругозора.

Ключевые слова: культура, человек, общество, религия, мораль, нравственность, этика, труд, народ, христианство, ислам, буддизм, иудаизм, творчество.

Тема

Ход занятия

Цель

Задачи

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Культура в системе знаний об окружающем мире (3 часа)

1.

Культура и природа.

Знакомство с понятием «культура». Рассмотрение феномена культуры в трехмерном пространстве: в границах учения о мире (философии), учения о человеке (антропологии), учения об обществе (социологии):

Культура — это система развития человека как деятельного субъекта (философия);

Культура — это система материальных объектов (артефактов), знаний и верований (антропология);

Культура — это система норм и ценностей, благодаря которым люди взаимодействую друг с другом (социология).

Раскрытие понятия природы в культуре различных народов посредством традиционных сказаний, мифов и былин.

Ознакомить учащихся с понятием культуры и особенностями ее взаимодействия с естественной оболочкой Земли.

Изучить понятие культуры в контексте нескольких подходов; определить основные представления учащихся о природе; составить сравнительную характеристику восприятия природы народами, в зависимости от исторической эпохи; закрепить полученные знания при помощи синквейна (пятистрочного стиха) для выявления умения учащихся выражать свои мысли в письменном виде.

Посмотреть один из советских мультфильмов (на выбор ученика: «Аргонавты», «Персей», «Лабиринт. Подвиги Тесея»; реж. — А. Снежко-Блоцкая) о героях древнегреческой мифологии. Написать небольшое сочинение (100 слов) о том, как объясняли природу представители одной из древних цивилизаций и поделиться своими впечатлениями от просмотра.

2.

Культура и общество.

Введение в понимание общества как системы с определенными нормами, устоями, правилами. Анализ понятия «общество» в следующих подходах: натуралистическом и цивилизационном.

Общество как логическое продолжение природы, как особенный организм (Л. Гумилёв).

Общество как уникальная единица, цивилизация с неповторимым духовным и материальным опытом (Н. Данилевский, П. Сорокин).

Проанализировать основные функции культуры в обществе и определить ее влияние на сферы общественной жизни.

Определить сущность понятия «общество» и основные составляющие данного феномена; обозначить функции культуры в отношении общества; сопоставить понятия общества и субкультуры, выявить различия между ними; закрепить материал небольшой письменной работой, основанной на приведении примеров взаимодействия между двумя или несколькими различными субкультурами, культурными сообществами (из любимых книг, фильмов, сериалов и т.д.).

Подготовить небольшой доклад (250-300 слов) по любой из понравившихся субкультур.

3.

Культура и личность.

Человек как существо природное, общественное, деятельное и культурное. Человек как непосредственный носитель готовой культуры и как создатель новых ее образцов. Тело и душа как две неотъемлемых вектора культурного движения.

Рассмотреть проблему взаимодействия человека и культуры: положительные и отрицательные стороны данного процесса.

Охарактеризовать понятия «человек» и «личность», отобразить сходства и различия; всесторонне рассмотреть феномен человека, опираясь на основные стороны его жизни; оценить влияние человека на культуру, и наоборот; подобрать 5 синонимов термину «культурный человек» для лучшего усвоения материала.

Посмотреть мультфильм «Кот, который гулял сам по себе» (1968; реж. А. Снежко-Блоцкая) и своими словами ответить на вопрос, как человек способствовал развитию культуры — что двигало им в процессе эволюции.

Русская культура как часть системы мирового духовно-материального опыта (3 часа)

4.

Место России в истории.

Краткий вводный курс о появлении российской цивилизации, ее роль для мировой истории. Факторы, благодаря которым сформировалась территория российского государства: природно-климатический, географический, религиозный и т.д. Основные особенности российской цивилизации: полинациональность и поликонфессиональность.

Изучить ключевые моменты в становлении России как государства на мировой сцене.

Определить ряд факторов, которые способствовали развитию российской цивилизации; выбрать основные характеристики, подчеркивающие самобытность российской цивилизации; проанализировать, в чем ценность российской ментальности и как она отличается от западной и восточной.

Составить собирательный целостный образ России на примере одного из героев русских былин, сказаний или сказок (на выбор учащегося).

5.

Культурная идентификация русского народа.

Наука как часть культуры. Знакомство с известными культурно-просветительскими достижениями русского народа. Виднейшие представители русской культуры и науки: М. Ломоносов, И. Кулибин, А. Пушкин, Л. Толстой, И. Репин, И. Левитан, К. Станиславский, Д. Лихачёв.

Познакомить учащихся с виднейшими достижениями русской культуры и цивилизации посредством оценки вклада выдающихся русских деятелей.

Выявить сущность науки как способа познания окружающего мира и одной из форм сознания; объяснить взаимосвязь науки и культуры на примере наследия известных русских деятелей; раскрыть центральное для русской культуры понятие труда через описание картины И. Репина «Бурлаки на Волге» (150 слов).

Составить набор основных ценностей «русского человека», опираясь на сказки А. Пушкина (на выбор учащегося).

6.

Православная культура в системе религиозных представлений народов мира.

Взаимовлияние религии и искусства в русской культуре: как организовывался данный процесс на протяжении истории. Отражение православной культуры в архитектурных сооружениях, иконописании и летописании. Демонстрация слайдов с основными памятниками православной культуры.

Продемонстрировать учащимся возможные формы проявления православной культуры на примере видов искусства.

Изучить основные архитектурные достопримечательности

(Храм Василия Блаженного, Покрова не Нерли, Успенский собор Московского Кремля, Исаакиевский собор), памятники иконописи (А. Рублёв «Троица») и летописи (Несторовский список, Ипатьевская летопись)

Проследить черты православной культуры на примере трилогии о русских богатырях («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — на усмотрение ученика).

Разнообразие религиозных предпочтений на территории России (5 часов)

7.

Культура и религия.

Введение в историю появления первых верований: анимизм (одушевление природы), тотемизм (сверхъестественная связь с животными), фетишизм (сакрализация материальных предметов — талисманы, обереги, амулеты), магия (ритуальные действия), шаманизм (общение с духами).

Рассмотреть, как религия воздействовала на развитие культуры в мировой истории.

Познакомиться с миропониманием первобытного общества и назвать его предпосылки; составить таблицу первых верований и заполнить ее; определить причины перехода древних народов от мифологического типа мировоззрения к религиозному.

Выписать примеры одушевления природы из советских мультфильмов или сказок (ок.5-10 шт.).

8.

Христианство как ведущая религия современности.

Новый Завет — основной источник изучения христианства. Представления христиан о бессмертии души, о разделении на Ад и Рай. Смысловое содержание библейских сказаний о потопе, грехопадении, сотворении человека и мира. Святая Троица как проявление Бога в трех образах.

Проанализировать восприятие человека и окружающей действительности католической и православной церквями.

Обратиться к основным постулатам (заповедям) христианства; сравнить их с нормами морали и нравственности в обществе; изучить христианство как образ жизни на примере С. Радонежского; перечислить самые важные христианские праздники.

Обосновать, почему христианство называют «религией любви».

9.

Ислам и его основные характеристики.

Восприятие мира мусульманами. Место зарождения ислама и распространение в мировой географии. О чем говорит Коран.

Мудрость считается одним из важнейших человеческих качеств, высшим благом. Что подразумевается под характеристикой «мудрый» человек? Какие образы являются символами мудрости — в частности, в исламе?

Изучить основные отличительные черты исламского мироощущения.

Перечислить пять «столпов ислама» и сравнить их с постулатами христианского учения; сопоставить христианское понимание Бога как центра Любви и Аллаха как Судьи; определить, в чем разница между грехом как ядром христианства и страхом в исламской культуре; назвать основные исламские праздники..

Вспомнить, какие сказки детства можно отнести к исламской культуре.

10.

Буддизм — учение о духовном просветлении.

Знакомство с понятием просветления и отыскание аналогов данного феномена в других мировых религиях. Какая страна является родиной буддизма. Понятие о Будде — Бог или человек? 4 «благородные истины». «Праздник масляных лампад» — в этот день люди посвящают себя благородным хорошим делам и поступкам, которые умножаются в последующие дни. Каждый новый день — день рождения.

Рассмотреть главные установки буддизма и принципы их реализации на практике.

Раскрыть суть буддизма через учение о 4 «благородных истинах»; назвать страны, в которых распространен буддизм; определить суть понятия «перерождение» на примере бабочки; перечислить основные буддистские праздники.

Привести примеры известных пословиц, отражающих главную суть буддизма — наказание за чрезмерные желания.

11.

Иудаизм как  разновидность этического миропонимания.

Освещение темы еврейского народа как уникального и неповторимого — «богоизбранного». Что такое Тора и для чего она необходима? Каббала и Талмуд — почему именно эти источники стали ядром современного иудаизма? Интерпретация понятия «религиозное совершеннолетие» (бар-мицва), в чем его отличие от обыкновенного возрастного взросления.

Изучение опорных пунктов иудаизма и его значимости для мировой культуры.

Познакомиться с основными характеристиками иудейского Бога; найти различия между иудаизмом и христианством; перечислить основные иудейские праздники.

Написать небольшое размышление, почему иудеи не употребляют мясные и молочные продукты вместе.

Россия как светское государство (3 часа)

12.

Понятие этики и ее взаимосвязь с остальными формами идеологии.

Введение в основы этики как учения о правилах поведения человека в обществе. Этика является фундаментом культуры, так как регулирует отношения между людьми — в том числе, культуротворческие. В чем разница между этикой и этикетом? Как правильно вести себя во время приветствия, в гостях, за столом — основные положения. Этический идеал русского народа. Ключевые понятия, сопутствующие этике и ее роли в культурном развитии человека.

Ознакомиться с понятием этики и ее значением в жизни человека.

Проследить развитие этики в мировой культуре; обозначить основные ее функции; определить, какие понятия связаны с этической наукой и как их понимают учащиеся; записать примеры хорошего и плохого поведения на основе любимых художественных произведений.

Оценить поведение главной героини мультфильма «Капризная принцесса» (1969; реж. —В. Брумберг) с этической точки зрения — устно, в нескольких предложениях.

13.

Понятие морали и нравственности.

Мораль и нравственность образуют ядро этики. В чем разница между ними? Что является непосредственным проводником морали и нравственности для ребенка? Воспитание как обучение нравственности, или как насильственное насаждение ценностей — как обнаружить грань между ними.

Провести сравнительный анализ явлений морали и нравственности.

Составить сравнительную таблицу понятий морали и нравственности; привести примеры, в которых видна четкая разграничительная линия между понятиями; прочесть русскую народную притчу (сказку) «Лиса и журавль» и проанализировать на предмет отыскания морали и нравственности.

Ознакомиться с текстом «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского и поделиться впечатлениями о прочитанном.

14.

Секуляризация и ее последствия для русского народа.

Секуляризация представляет собой процесс распространения светской культуры и этики в обществе. Ее появление отмечается XVIII веком — каким было это время для России? Какие перемены в обществе и его культуре вызвала эпоха Петра I? Становление русского литературного языка (М. Ломоносов, П. Карамзин). Содержание понятие «классицизм» в контексте культурного развития.

Выявить суть процесса секуляризации — в частности, в российском культурном наследии.

Разобрать понятие светской этики и определить, совпадает ли оно с действительным положением вещей в современном обществе; ознакомиться с фигурой Петра I и его государственными реформами; сравнить развитие российского государства и остальных стран Европы в XVIII веке; перечислить основных исследователей национальных литературных языков (итальянский, английский, немецкий, французский).

Как вы понимаете смысл термина эпоха «Просвещения»?

Ценностные ориентиры российского общества (2 часа)

15.

Семья как социокультурное образование.

Семья является уникальным носителем культуры в виде коллективных традиций, обрядов, набора устоявшихся ценностей. Понятие «культурной памяти» и «памяти предков». Семья как цель или как средство? (И. Кант). Как изменялись семейные ценности по ходу исторического развития культуры и общества?

Рассмотреть Россию как светское государство и выделить его основные черты.

Определить, какие универсалии составляют содержание понятия «семья»; какие функции выполняет семья в культуре и обществе; найти сходства и различия традиционной русской семьи и семьи одной (или нескольких) из мировых культур.

Сравнить семейные ценности разных культур на примере фильмов «Двенадцать месяцев» (1972) и «Стюарт Литтл» (1999). Также, в качестве внеклассного чтения можно ознакомиться с произведением Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков».

16.

Коллективная деятельность — фундамент русского государства.

Понятие труда и его значение в жизни каждого человека. Труд физический и труд умственный — что сложнее? Почему из-за данной антиномии возникают многочисленные споры и неурядицы в обществе? Brain-storm: Можно ли назвать человека, занимающегося умственным трудом — лентяем? («за» и «против»).

Изучить основные преимуществе и недостатки коллектива, а также проанализировать феномен труда.

Обозначить понятие «коллективизма»/ «коллектива», его отличительные признаки; поразмышлять, почему к коллективу приучают с раннего возраста (садик) и какой отпечаток он накладывает на человека как личность; подобрать 5 пословиц (не обязательно русских) о труде и его роли в обществе.

В сюжетах каких русских басен труд фигурирует как связующее звено между персонажами?

Индивидуальный духовный мир и его творческая реализация (1 час)

17.

Сущность творчества в системе культуры и его влияние на личность.

Творчество как процесс «возделывания» новых материальных и духовных ценностей. Чем отличается творческий человек от простого обывателя? Мешает или помогает творческое мышление в учебе? Какие приемы помогают развивать творческий потенциал в человеке? Стоит ли приобщать ребенка к творчеству с малых лет (кружки, секции, клубы интересов и т.д.)?

Определить главные качества творческого процесса и его влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Записать несколько определений творчества; привести примеры выдающихся творческих личностей русской и западноевропейской культуры; сравнить понятия гениальности и таланта; рассмотреть отличия творчества от трудовой деятельности; выполнить творческое задание в виде поделки своими руками — смастерить открытку для близкого человека без определенного повода.

Исходя из просмотра мультфильма «Дикие лебеди» (1959; реж. — М. Цехановский) объяснить, как творчество помогает человеку в духовном развитии. В качестве альтернативы можно прочесть саму сказку Г.-Х. Андерсена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки уроков во 2 классе

Поурочное планирование уроков по неделям....

Поурочные разработки по музыке для 1-го класса Сергеева Крицкая

В помощь учителю музыки - полные поурочные разработки по программе Сергеевой Крицкой....

Поурочные разработки по музыке для 4-го класса Сергеева Крицкая

В помощь учителю музыки в 4-м классе. Поурочные разработки по программе Сергеева Крицкая...

Поурочные разработки по Информатике 14 уроков (1 часть)

Разработки занятий по Информатике 1 год обучения с 1 по 14 урок....

Поурочные разработки по Информатике 2 часть (15-30 уроки)

Конспекты уроков по Информатике 1 год обучения (2 часть с 15 по 30 урок)...

Поурочная разработка по литературному чтению по теме: Басни Крылова "Мартышка и очки"

Тема: Басни И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». Цели:Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Мартышка и очки»;Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выр...

Учебно-методическая разработка. Социально ориентированный проект «Осень» по предмету «Предметно-практическая деятельность» с поурочными разработками.

В материале предсталени опыт работы с детьми с ТМНР по пректной деятельности. Учебно-методическая разработка содержит структуру проекта, а также конспекты занятий  для каждого этапа проекта....