ОДНКР. Поурочные разработки.
методическая разработка по орксэ на тему
Рабочая программа рассчитана на 17 часов и составлена на основе пособия: Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. — М.: Вентана-Граф, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnkr._pourochnye_razrabotki.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР
Аннотация. Рабочая программа рассчитана на 17 часов и составлена на основе пособия: Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. — М.: Вентана-Граф, 2012. Данный курс соответствует требованиям ФГОС ООО и направлен на развитие у учащихся 5-6 классов начальных систематизированных представлений о мире и закономерностях его развития. В рамках занятий затрагиваются основные мировоззренческие понятия, формирующие у ребенка базовый набор духовных ценностей, чувство патриотизма, гуманное отношение к остальным народам нашей планеты. Современная информационная эпоха является генератором атеизма и нигилизма, благодаря которым теряется ориентир человека в социокультурном пространстве. Основные задачи курса: познакомить учащихся с теми аспектами культуры, в которых отражаются ценности, нормы и образцы поведения различных народов; развивать чувство причастности к мировому духовному опыту; возродить ценности гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению; научить идентифицировать своих сверстников по типу вероисповедания для снятия межкультурных и межконфессиональных барьеров; препятствовать безразличию в вопросах морально-нравственного поведения; продемонстрировать на простых и адаптированных к возрасту учащихся примерах основные этические нормы, правила общения и взаимодействия с остальными членами общества; воспитывать эстетический вкус. В ходе освоения курса учащимся предлагается самостоятельное ведение небольшого словарика для знакомства с неизвестными словами и понятиями, а также — для более эффективного усвоения материала и расширения кругозора.
Ключевые слова: культура, человек, общество, религия, мораль, нравственность, этика, труд, народ, христианство, ислам, буддизм, иудаизм, творчество.
№ | Тема | Ход занятия | Цель | Задачи | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||
Культура в системе знаний об окружающем мире (3 часа) | |||||||
1. | Культура и природа. | Знакомство с понятием «культура». Рассмотрение феномена культуры в трехмерном пространстве: в границах учения о мире (философии), учения о человеке (антропологии), учения об обществе (социологии): Культура — это система развития человека как деятельного субъекта (философия); Культура — это система материальных объектов (артефактов), знаний и верований (антропология); Культура — это система норм и ценностей, благодаря которым люди взаимодействую друг с другом (социология). Раскрытие понятия природы в культуре различных народов посредством традиционных сказаний, мифов и былин. | Ознакомить учащихся с понятием культуры и особенностями ее взаимодействия с естественной оболочкой Земли. | Изучить понятие культуры в контексте нескольких подходов; определить основные представления учащихся о природе; составить сравнительную характеристику восприятия природы народами, в зависимости от исторической эпохи; закрепить полученные знания при помощи синквейна (пятистрочного стиха) для выявления умения учащихся выражать свои мысли в письменном виде. | Посмотреть один из советских мультфильмов (на выбор ученика: «Аргонавты», «Персей», «Лабиринт. Подвиги Тесея»; реж. — А. Снежко-Блоцкая) о героях древнегреческой мифологии. Написать небольшое сочинение (100 слов) о том, как объясняли природу представители одной из древних цивилизаций и поделиться своими впечатлениями от просмотра. | ||
2. | Культура и общество. | Введение в понимание общества как системы с определенными нормами, устоями, правилами. Анализ понятия «общество» в следующих подходах: натуралистическом и цивилизационном. Общество как логическое продолжение природы, как особенный организм (Л. Гумилёв). Общество как уникальная единица, цивилизация с неповторимым духовным и материальным опытом (Н. Данилевский, П. Сорокин). | Проанализировать основные функции культуры в обществе и определить ее влияние на сферы общественной жизни. | Определить сущность понятия «общество» и основные составляющие данного феномена; обозначить функции культуры в отношении общества; сопоставить понятия общества и субкультуры, выявить различия между ними; закрепить материал небольшой письменной работой, основанной на приведении примеров взаимодействия между двумя или несколькими различными субкультурами, культурными сообществами (из любимых книг, фильмов, сериалов и т.д.). | Подготовить небольшой доклад (250-300 слов) по любой из понравившихся субкультур. | ||
3. | Культура и личность. | Человек как существо природное, общественное, деятельное и культурное. Человек как непосредственный носитель готовой культуры и как создатель новых ее образцов. Тело и душа как две неотъемлемых вектора культурного движения. | Рассмотреть проблему взаимодействия человека и культуры: положительные и отрицательные стороны данного процесса. | Охарактеризовать понятия «человек» и «личность», отобразить сходства и различия; всесторонне рассмотреть феномен человека, опираясь на основные стороны его жизни; оценить влияние человека на культуру, и наоборот; подобрать 5 синонимов термину «культурный человек» для лучшего усвоения материала. | Посмотреть мультфильм «Кот, который гулял сам по себе» (1968; реж. А. Снежко-Блоцкая) и своими словами ответить на вопрос, как человек способствовал развитию культуры — что двигало им в процессе эволюции. | ||
Русская культура как часть системы мирового духовно-материального опыта (3 часа) | |||||||
4. | Место России в истории. | Краткий вводный курс о появлении российской цивилизации, ее роль для мировой истории. Факторы, благодаря которым сформировалась территория российского государства: природно-климатический, географический, религиозный и т.д. Основные особенности российской цивилизации: полинациональность и поликонфессиональность. | Изучить ключевые моменты в становлении России как государства на мировой сцене. | Определить ряд факторов, которые способствовали развитию российской цивилизации; выбрать основные характеристики, подчеркивающие самобытность российской цивилизации; проанализировать, в чем ценность российской ментальности и как она отличается от западной и восточной. | Составить собирательный целостный образ России на примере одного из героев русских былин, сказаний или сказок (на выбор учащегося). | ||
5. | Культурная идентификация русского народа. | Наука как часть культуры. Знакомство с известными культурно-просветительскими достижениями русского народа. Виднейшие представители русской культуры и науки: М. Ломоносов, И. Кулибин, А. Пушкин, Л. Толстой, И. Репин, И. Левитан, К. Станиславский, Д. Лихачёв. | Познакомить учащихся с виднейшими достижениями русской культуры и цивилизации посредством оценки вклада выдающихся русских деятелей. | Выявить сущность науки как способа познания окружающего мира и одной из форм сознания; объяснить взаимосвязь науки и культуры на примере наследия известных русских деятелей; раскрыть центральное для русской культуры понятие труда через описание картины И. Репина «Бурлаки на Волге» (150 слов). | Составить набор основных ценностей «русского человека», опираясь на сказки А. Пушкина (на выбор учащегося). | ||
6. | Православная культура в системе религиозных представлений народов мира. | Взаимовлияние религии и искусства в русской культуре: как организовывался данный процесс на протяжении истории. Отражение православной культуры в архитектурных сооружениях, иконописании и летописании. Демонстрация слайдов с основными памятниками православной культуры. | Продемонстрировать учащимся возможные формы проявления православной культуры на примере видов искусства. | Изучить основные архитектурные достопримечательности (Храм Василия Блаженного, Покрова не Нерли, Успенский собор Московского Кремля, Исаакиевский собор), памятники иконописи (А. Рублёв «Троица») и летописи (Несторовский список, Ипатьевская летопись) | Проследить черты православной культуры на примере трилогии о русских богатырях («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — на усмотрение ученика). | ||
Разнообразие религиозных предпочтений на территории России (5 часов) | |||||||
7. | Культура и религия. | Введение в историю появления первых верований: анимизм (одушевление природы), тотемизм (сверхъестественная связь с животными), фетишизм (сакрализация материальных предметов — талисманы, обереги, амулеты), магия (ритуальные действия), шаманизм (общение с духами). | Рассмотреть, как религия воздействовала на развитие культуры в мировой истории. | Познакомиться с миропониманием первобытного общества и назвать его предпосылки; составить таблицу первых верований и заполнить ее; определить причины перехода древних народов от мифологического типа мировоззрения к религиозному. | Выписать примеры одушевления природы из советских мультфильмов или сказок (ок.5-10 шт.). | ||
8. | Христианство как ведущая религия современности. | Новый Завет — основной источник изучения христианства. Представления христиан о бессмертии души, о разделении на Ад и Рай. Смысловое содержание библейских сказаний о потопе, грехопадении, сотворении человека и мира. Святая Троица как проявление Бога в трех образах. | Проанализировать восприятие человека и окружающей действительности католической и православной церквями. | Обратиться к основным постулатам (заповедям) христианства; сравнить их с нормами морали и нравственности в обществе; изучить христианство как образ жизни на примере С. Радонежского; перечислить самые важные христианские праздники. | Обосновать, почему христианство называют «религией любви». | ||
9. | Ислам и его основные характеристики. | Восприятие мира мусульманами. Место зарождения ислама и распространение в мировой географии. О чем говорит Коран. Мудрость считается одним из важнейших человеческих качеств, высшим благом. Что подразумевается под характеристикой «мудрый» человек? Какие образы являются символами мудрости — в частности, в исламе? | Изучить основные отличительные черты исламского мироощущения. | Перечислить пять «столпов ислама» и сравнить их с постулатами христианского учения; сопоставить христианское понимание Бога как центра Любви и Аллаха как Судьи; определить, в чем разница между грехом как ядром христианства и страхом в исламской культуре; назвать основные исламские праздники.. | Вспомнить, какие сказки детства можно отнести к исламской культуре. | ||
10. | Буддизм — учение о духовном просветлении. | Знакомство с понятием просветления и отыскание аналогов данного феномена в других мировых религиях. Какая страна является родиной буддизма. Понятие о Будде — Бог или человек? 4 «благородные истины». «Праздник масляных лампад» — в этот день люди посвящают себя благородным хорошим делам и поступкам, которые умножаются в последующие дни. Каждый новый день — день рождения. | Рассмотреть главные установки буддизма и принципы их реализации на практике. | Раскрыть суть буддизма через учение о 4 «благородных истинах»; назвать страны, в которых распространен буддизм; определить суть понятия «перерождение» на примере бабочки; перечислить основные буддистские праздники. | Привести примеры известных пословиц, отражающих главную суть буддизма — наказание за чрезмерные желания. | ||
11. | Иудаизм как разновидность этического миропонимания. | Освещение темы еврейского народа как уникального и неповторимого — «богоизбранного». Что такое Тора и для чего она необходима? Каббала и Талмуд — почему именно эти источники стали ядром современного иудаизма? Интерпретация понятия «религиозное совершеннолетие» (бар-мицва), в чем его отличие от обыкновенного возрастного взросления. | Изучение опорных пунктов иудаизма и его значимости для мировой культуры. | Познакомиться с основными характеристиками иудейского Бога; найти различия между иудаизмом и христианством; перечислить основные иудейские праздники. | Написать небольшое размышление, почему иудеи не употребляют мясные и молочные продукты вместе. | ||
Россия как светское государство (3 часа) | |||||||
12. | Понятие этики и ее взаимосвязь с остальными формами идеологии. | Введение в основы этики как учения о правилах поведения человека в обществе. Этика является фундаментом культуры, так как регулирует отношения между людьми — в том числе, культуротворческие. В чем разница между этикой и этикетом? Как правильно вести себя во время приветствия, в гостях, за столом — основные положения. Этический идеал русского народа. Ключевые понятия, сопутствующие этике и ее роли в культурном развитии человека. | Ознакомиться с понятием этики и ее значением в жизни человека. | Проследить развитие этики в мировой культуре; обозначить основные ее функции; определить, какие понятия связаны с этической наукой и как их понимают учащиеся; записать примеры хорошего и плохого поведения на основе любимых художественных произведений. | Оценить поведение главной героини мультфильма «Капризная принцесса» (1969; реж. —В. Брумберг) с этической точки зрения — устно, в нескольких предложениях. | ||
13. | Понятие морали и нравственности. | Мораль и нравственность образуют ядро этики. В чем разница между ними? Что является непосредственным проводником морали и нравственности для ребенка? Воспитание как обучение нравственности, или как насильственное насаждение ценностей — как обнаружить грань между ними. | Провести сравнительный анализ явлений морали и нравственности. | Составить сравнительную таблицу понятий морали и нравственности; привести примеры, в которых видна четкая разграничительная линия между понятиями; прочесть русскую народную притчу (сказку) «Лиса и журавль» и проанализировать на предмет отыскания морали и нравственности. | Ознакомиться с текстом «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского и поделиться впечатлениями о прочитанном. | ||
14. | Секуляризация и ее последствия для русского народа. | Секуляризация представляет собой процесс распространения светской культуры и этики в обществе. Ее появление отмечается XVIII веком — каким было это время для России? Какие перемены в обществе и его культуре вызвала эпоха Петра I? Становление русского литературного языка (М. Ломоносов, П. Карамзин). Содержание понятие «классицизм» в контексте культурного развития. | Выявить суть процесса секуляризации — в частности, в российском культурном наследии. | Разобрать понятие светской этики и определить, совпадает ли оно с действительным положением вещей в современном обществе; ознакомиться с фигурой Петра I и его государственными реформами; сравнить развитие российского государства и остальных стран Европы в XVIII веке; перечислить основных исследователей национальных литературных языков (итальянский, английский, немецкий, французский). | Как вы понимаете смысл термина эпоха «Просвещения»? | ||
Ценностные ориентиры российского общества (2 часа) | |||||||
15. | Семья как социокультурное образование. | Семья является уникальным носителем культуры в виде коллективных традиций, обрядов, набора устоявшихся ценностей. Понятие «культурной памяти» и «памяти предков». Семья как цель или как средство? (И. Кант). Как изменялись семейные ценности по ходу исторического развития культуры и общества? | Рассмотреть Россию как светское государство и выделить его основные черты. | Определить, какие универсалии составляют содержание понятия «семья»; какие функции выполняет семья в культуре и обществе; найти сходства и различия традиционной русской семьи и семьи одной (или нескольких) из мировых культур. | Сравнить семейные ценности разных культур на примере фильмов «Двенадцать месяцев» (1972) и «Стюарт Литтл» (1999). Также, в качестве внеклассного чтения можно ознакомиться с произведением Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков». | ||
16. | Коллективная деятельность — фундамент русского государства. | Понятие труда и его значение в жизни каждого человека. Труд физический и труд умственный — что сложнее? Почему из-за данной антиномии возникают многочисленные споры и неурядицы в обществе? Brain-storm: Можно ли назвать человека, занимающегося умственным трудом — лентяем? («за» и «против»). | Изучить основные преимуществе и недостатки коллектива, а также проанализировать феномен труда. | Обозначить понятие «коллективизма»/ «коллектива», его отличительные признаки; поразмышлять, почему к коллективу приучают с раннего возраста (садик) и какой отпечаток он накладывает на человека как личность; подобрать 5 пословиц (не обязательно русских) о труде и его роли в обществе. | В сюжетах каких русских басен труд фигурирует как связующее звено между персонажами? | ||
Индивидуальный духовный мир и его творческая реализация (1 час) | |||||||
17. | Сущность творчества в системе культуры и его влияние на личность. | Творчество как процесс «возделывания» новых материальных и духовных ценностей. Чем отличается творческий человек от простого обывателя? Мешает или помогает творческое мышление в учебе? Какие приемы помогают развивать творческий потенциал в человеке? Стоит ли приобщать ребенка к творчеству с малых лет (кружки, секции, клубы интересов и т.д.)? | Определить главные качества творческого процесса и его влияние на духовно-нравственное развитие человека. | Записать несколько определений творчества; привести примеры выдающихся творческих личностей русской и западноевропейской культуры; сравнить понятия гениальности и таланта; рассмотреть отличия творчества от трудовой деятельности; выполнить творческое задание в виде поделки своими руками — смастерить открытку для близкого человека без определенного повода. | Исходя из просмотра мультфильма «Дикие лебеди» (1959; реж. — М. Цехановский) объяснить, как творчество помогает человеку в духовном развитии. В качестве альтернативы можно прочесть саму сказку Г.-Х. Андерсена. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные разработки уроков во 2 классе
Поурочное планирование уроков по неделям....
Поурочные разработки по музыке для 1-го класса Сергеева Крицкая
В помощь учителю музыки - полные поурочные разработки по программе Сергеевой Крицкой....
Поурочные разработки по музыке для 4-го класса Сергеева Крицкая
В помощь учителю музыки в 4-м классе. Поурочные разработки по программе Сергеева Крицкая...
Поурочные разработки по Информатике 14 уроков (1 часть)
Разработки занятий по Информатике 1 год обучения с 1 по 14 урок....
Поурочные разработки по Информатике 2 часть (15-30 уроки)
Конспекты уроков по Информатике 1 год обучения (2 часть с 15 по 30 урок)...
Поурочная разработка по литературному чтению по теме: Басни Крылова "Мартышка и очки"
Тема: Басни И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». Цели:Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Мартышка и очки»;Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выр...
Учебно-методическая разработка. Социально ориентированный проект «Осень» по предмету «Предметно-практическая деятельность» с поурочными разработками.
В материале предсталени опыт работы с детьми с ТМНР по пректной деятельности. Учебно-методическая разработка содержит структуру проекта, а также конспекты занятий для каждого этапа проекта....