Поурочные разработки по Информатике 14 уроков (1 часть)
план-конспект урока (информатика, 3 класс) по теме
Разработки занятий по Информатике 1 год обучения с 1 по 14 урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_informatiki1ch..doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1-2.Что такое информация. Действия с информацией.
Цель :познакомить учащихся с видами информаций, со способами получения ее, с формами представления информации научить детей представлять информацию различных формах.
1.Слово информатика произошло от слова информация.
Давайте подберем синонимы к последнему слову.
Информация - сообщения, сведения, новости, знания об окружающем мире
о живой природе о явлениях природы о том, что создано человеком
2.Подумай и скажи как человек получает информацию.
С помощью органов чувств:
Зрения ( глаза)- видим,
Слуха (уши)-слышим, осязания (кожа)-ощущаем тепло, холод, твердое, мягкое и т.д.
Обоняния (нос)- ощущаем запах
Вкуса(язык0- ощущаем вкус.
Наблюдая и делая выводы(если летом люди надели куртки, значит похолодало)
Задавая вопросы (как тебя зовут, что ты умеешь делать)
Рассуждая и делая выводы( это так, потому что…)
3.Задание.
У мальчика в кулаке зажаты две монеты на сумму 15 копеек. Одна из них не пятак .Подумай и ответь какие монеты есть у мальчика.
Вы получили информацию, прочитав условие задачи; запомнили, что у мальчика только две монеты на сумму 15 коп.; рассуждая, вы отработали эту информацию и получили новую информацию.
Что можно делать с информацией?
1.Передавать и получать (обмениваться)
2.Хранить (запоминать)
3.Обрабатывать
Основные формы представления информации
Текстовая Маша изучает информатику.
Числовая 2+3=5 орган зрения
Графическая
Звуковая песня соловья с помощью органа слуха
4.Приведи примеры представления информации
в текстовой форме------------------------
в числовой ----------------------------
в графической-------------------
5.Посмотри на картинку и ответь на вопросы.
Какое время года изобразил художник. Далеко ли от пристани пароход. Он отплывает или причаливает к пристани. По течению или против плывет пароход .Обоснуй ответы.
Д.З.С помощью рисунка передай смысл пословицы.
С помощью каких органов чувств человек получает больше информации.
Уроки 3-4. Прием и передача информации.
Цель:
1.При любом обмене информацией должен существовать источник ( тот, кто передает) и приемник ( тот, кто получает).Информация передается от источника к приемнику с помощью условного сигнала. Выделяются различные типы сигналов.
По физической природе:
Электрический. Световой тепловой. Звуковой. Механический. Радиосигнал.
По способу восприятия:
Зрительный. Слуховой. Осязательный. Вкусовой. Болевой.
Сигнал должен меняться Именно изменения сигнала и позволяют нам получать информацию.
Информация от источника к приемнику передаётся по каналам связи.
Сигналы в жизни людей значат очень много .В прошлом веке люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.
У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.
Давно-давно на острове Крит жило чудовище. Его звали Минотавр .Каждые 10 лет греки должны были посылать ему страшнуюданю-7 юношей и 7 девушек, которых он пожирал. Никто не мог его победить или спастись от него .Жил Минотавр в лабиринте, в котором были запутанные коридоры и переходы, так что выйти из него не возможно. И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра . он снарядил корабль для отплытия на остров Крит. На корабле были разные паруса -одни черные, а другие белые. Перед тем, как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так, цвет парусов под которым корабль вернется из плавания, будет сигналом победы или гибели.
Напиши в случае победы надо поднять-------------паруса, а в случае гибели------ паруса.
Сильный умный и отважный Тесей победил Минотавра и вернулся из лабиринта .Он был так счастлив, что совсем забыл об уговоре с отцом. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но…. его корабль шел под парусами обозначающие поражение и гибель. Увидев, издали корабль и, разглядев цвет его парусов, отец бросился со скалы в море и погиб.
2.Назови источник и приемник информации в легенде о Тесее.
Источник------------
Приемник--------------
Сигнал-------------
Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден вокруг далеко. Люди с помощью дыма могли сообщить друг другу о многом .Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана - там-тама. Когда – то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь зажженный на первом холме был виден на следующем.В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь .Затем на третьем, четвертом и т.д.. Так сигнал передаваемый по эстафете , быстро облетал всю страну.
3.О каких типах сигнала шла речь в этом рассказе.
По физической природе---------
По способу восприятия---------
4.Что использовалось в качестве канала связи.-------
Сигналы не могут « принять на себя, все, что людям надо сообщать друг другу. Для того чтобы осуществить полноценную связь, надо было создать письменность .Вот как об этом говорится о легендарном индейском вожде Гайавате, который изобрел письменность. Эту легенду переложил в стихи американский поэт Генри Лонгфелло, а на русский язык перевел Иван Бунин.
При свиданье-с глазу на глаз
Мы ведем свои беседы;
Но, расставшись , мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу,
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают.
И вот чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства,
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой, на берёсте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей
И, всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для Земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для восхода- точку слева,
Для заката- точку справа,
А для полдня- на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре- время ночи,
А волнистые полоски-
Тучи, дождь и непогоду.
Некоторые рисунки имели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением.
След направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки,
Грозно поднятые кверху,-
Знаком гнева и угрозы.
Сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить, что окружает людей и все, что они хотели сказать друг другу. Много. Изучать эту грамоту надо было не неделю и месяцы, а годы.
Один из африканских народов создан специальное рисуночное письмо для записи пословиц. Вот например:
Изображение иголки с ниткой- Куда иголка , туда и нитка..
Два человечка, вооруженные луком и стрелами- Двум врагам не устоять
Последний рисунок означал- Мир очень велик, его нельзя охватить руками.(Мир подобен баобабу .Нельзя объять необъятное.
5.Покажи свои рисунки. Прочитай рисунок соседа.
Как только возникло письмо, возник вопрос, а как читать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читавший другое, ничего хорошего не получалось.
Об этом забавно рассказал Киплинг в сказке «как было написано первое письмо». История, рассказанная писателем, произошла в племени первобытных людей в далекие дописьменные времена. В сказке говорится о маленькой девочке по имени Таффи .Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копье. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё.
Но никто из них не умел ни читать , ни писать: в те времена письменности еще не было.
В это время по берегу шел Незнакомец, который не понимал их языка .Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем; другое копье, которое нужно принести; самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.
Таффи думала, что на этих рисунках все понятно. Однако Незнакомец прочитал эти рисунки совсем по- другому. Он подумал, что отец Таффи- вождь племени и что он в опасности.»Если я не приведу все племя этого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон»,-подумал он.(За врагов он принял бобров, которых девочка изобразила очень много) «Я пойду и приведу ему на выручку все племя»,- решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало в руки к маме. Мама прочитала его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла за врагов).Ох, и досталось Незнакомцу от разъяренной женщины этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо- это только полдела: нужно еще уметь его читать.
6.Прочитай рассказ в картинках.
7.Изобрази на листочке бумаги с помощью простых рисунков следующие слова: груша, капуста, барометр, градусник, папка, коса, лист, очки, молния, спички, огород, диск, волосы, нож, дерево, куст, растение, цветок.
Обменяйтесь с соседом листочками и прочтите слова.
Д.З.
Урок № 5-6. Язык передачи информации.
Цель:
1.Когда люди открыли рисуночное письмо, они прошли уже большой путь по дороге к письменности. Но их ждали еще очень много трудностей.
Общаясь, непосредственно друг с другом, люди произносят звуки, звуки сливаются в слова. Каждое слово является названием какого-либо предмета, явления или действия. Но каждый звук прозвучит и исчезнет. Какие-то доли секунды- и нет его. Попробуй, произнеси любое слово, и ты в этом убедишься сам.
Люди изобрели знаки, в которые как бы одели звуки. Эти знаки называются азбукой.
Для передачи информации очень важно договориться о том, как понимать те или иные сигналы (знаки).Любая информация передается с помощью некоторого кода. Есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем.
Существуют разговорные языки, язык мимику и жестов, язык музыки (ноты), язык математики ( цифры и математические знаки) и т.д.
Каждый предмет, каждое понятие в разных языках представляется (кодируется) по-разному, хотя имеет один и тот же смысл.
Код- это набор условных обозначений (Или сигналов) для записи (или передачи) некоторых заранее определенных понятий.
2.Как можно приветствовать друга.---------------------
3.Заменяя одни буквы другими, зашифруй фразу
Я РАБОТАЮ С ИНФОРМАЦИЕЙ,
4.Слова зашифрованы перестановкой букв в слове по одному и тому же общему правилу. Расшифруй слова, определив правило перестановки.
Зашифруй по этому правилу слово ИНФОРМАЦИЯ
Лтос-стол
Анигк-книга
Аучкр-ручка
Ьеартдт-тетрадь
Агшурки-игрушка
Информация-янцамрофии
5.Расшифруй слова и найди лишнее:
трба-брат, навкчу- внучка , атмь-мать, тесарс- сестра, урдг- друг, цеот- отец.
6.Расшифруй фамилию русского мореплавателя, чьи корабли пересекли Тихий океан и открыли Аляску.
Н 6+12-8 Р 7+6+9
И 13-5+9 Е 9-6+9
Б 20-6+7 Г 13+7+3
21 11 22 17 10 23 |
7.Среди буквенного текста имеются слова , найди их и запиши.
Бсолнцевтргщотсэрайонгучновостьъхэьгчафактьуэкзаменротрочягщ-солнце,рай, район, факт, новость, экзамен, рот.
8. Придумай свой код и зашифруй фразы.
Я ЛЮБЛЮ ДЕЛАТЬ ДОБРО ЛЮДЯМ.У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ.
9.Используя азбуку Морзе, расшифруй сообщение
АЗБУКА МОРЗЕ
А *- Б -***В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Тайна клада
10.Для чего в зашифрованной записке используется знаки / И //
11.Зашифруй с помощью Азбуки Морзе слово КОДИРОВАНИЕ.--------------
12.Проверь свою смекалку .не отрывая карандаша, соедини все точки тремя прямыми линиями и вернись в исходную точку (рис.1), соедини все точки четырьмя прямыми линиями.
* * * * *
* * * * *
* * *
13.Попробуй одновременно рисовать левой рукой круг, а правой- треугольник.
Д.З.
Урок № 9-10.Обработка информации.
Цель:
Новую информацию можно получать, обрабатывая старую информацию.
Необходимо уметь выделять исходные данные, взаимосвязь между предметами и их свойствами, делать выводы.
1.Найди закономерность и зачеркни лишнее слово. Обоснуй свое решение.
А) петрушка ,Петя, Костя, петушок, правда, помидоры, Полина
Б) волк, заяц, двор, куст, гриб
В) сосна, мышка , навес, банка, книга
2.Найди закономерность и продолжи ряд. Обоснуй свое решение.
А) а,в,д,ё,з
Б) день, соль, роль, дань
3.Используй все слова, составь предложение, имеющее смысл
хвост, бант, очередь
Придумай свои слова и придумай с ними предложения
4. Назови предметы, обладающие следующими свойствами или признаками
а) зеленые и мягкие---------
б) гладкие и твердые-------
в)широкие и удобные-----------
г) хрустящие и вкусные-------
5.Чем отличается:
а) квадрат от прямоугольника
б) указка от карандаша
в) окно от двери
6. Вставь слово:
а) магазин-прилавок, *-арена, театр-сцена
б) книги- библиотека, деньги-кошелек, *-музей
7.Задача-сказка.
Жили были три фигуры: треугольник , круг и квадрат. Каждая из них жила в одном из трех домиков: первый домик был с высокой крышей, но с маленьким окном,
Второй домик был с высокой крышей, но с большим окном,
Третий домик был с низкой крышей, но с большим окном.
Треугольник и круг жили в домиках с большим, окном
Круг и квадрат- в домиках с высокой крышей.
Определите, в каком домике, живет каждая фигура.
8.Задача-сказка.
Жили, были две фигуры: круг и квадрат. На их улице было три дома.
Один дом был с окном и трубой,
Другой –с окном, но без трубы,
Третий- с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем домике. Круг и квадрат жили в домиках с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто, в каком домике жил.
9.Нарисуй следующую вазу.(приложение)
Д.З.
Урок № 11-12.Обработка информации.
Цель:
1.Сколько детей могут одеть шапочки ( если шапок 5 штук)
2.Сколько детей могут одеть варежки ( варежек 6 штук)
3.Сколько собак гуляет за забором (6 пар лап видно)
4.Разложи 15 мешочков с золотыми монетами по 5 сейфам, так, чтобы не оказалось пустых сейфов, и в каждом сейфе было разное количество мешочков.
5.Найди и нарисуй все пути к хранилищу.
хранилище | ||
| ||
человек |
Пути:1) обозначь стрелками
6.Билл пришел в банк раньше Роя, Пол- позже Роя, Джон- раньше Билла, Том- позже Пола. Кто пришел раньше всех. Кто- позже всех. В каком порядке приходили посетители. Расставь под именами цифры.
Том Джон Билл Пол Рой
Петя выше Коли, а Коля выше Толи. Кто самый высокий, кто ниже всех.
8. Кто где живет. Толя и коля живут в высоких домах, Коля и Петя живут в длинных, подпиши под изображением мальчиков их имена.(приложение)
9.Расставь числа по возрастанию, по убыванию.
5,12, 21, 9, 87, 3, 22
10.Расставь буквы в алфавитном порядке:
К А Б Ш Я М П
11.расставь имена в алфавитном порядке
Оля, Петя, Катя, Аня, Коля, Андрей, Павел, Антон, Лена, Юля, Алеша, Гена.
12. Найди на картинке 10 отличий.(приложение)
Урок № 13-14. Цепочка событий, действий .Алгоритм.
Цель:
1.В природе все взаимосвязано, все на все влияет, и все зависит друг от друга. Складываются сложные цепочки событий. Если вынуть хоть одно звено, цепочка разорвется. Что будет , если из всем известного дела- заваривание чая- выбросит одно действие: не наливать воды в чайник, когда ставим его на плиту. Результат- расплавленный чайник. Или – не класть в чайник заварку. Результат- вместо ароматного чая будет противный кипяток.
Надо научиться выстраивать в нужном порядке все звенья какой-нибудь жизненной или математической задачи, надо научится предугадать, что будет, если случится то-то или то-то.
Эти умения нужны при обработке информации. Информацию следует обрабатывать по определенным правилам, которые выполняются в определенном порядке. План действий над информацией по определенным правилам принято называть алгоритмом.
1.Расставь по порядку все рисунки.( Режим дня),(Заваривание чая)
2. Из восьми рисунков только первый стоит на своем месте. Расставь картинки по порядку. Каждый следующий рисунок имеет только два отличия от предыдущего. Сравни первый и последний рисунок и скажи что получилось.(приложение)
2.Обведи дом и дерево тан чтобы дерево было перед домом.(приложение)
3.Обведи собаку и кошку так, чтобы они были по разные стороны забора.
Почему у одних перед забором кошка, а других собака. Попробуй объясни это.
4. Нарисуй свой домик.
Почему получились у всех разные домики. Да потому что каждый представил и нарисовал собственный домик.
5.Выполни следующую последовательность действий.
1.Найди верхний левый угол.
2.Отступи вправо 4 клетки и вниз 5 клеток.
3.Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 6 клеток.
4.Найди верхний левый угол квадрата.
5.Отступи вправо и вверх на 3 клетки.
6. Поставь точку.
7.Соедини эту точку с верхними уголками квадрата.
8.Найди верхний левый угол квадрата.
9. Отступи 2 клетки вправо и 2 клетки вниз.
10. Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 2 клетки.
11. Раздели маленький квадрат на 4 квадрата.
Теперь у всех получились одинаковые домики, потому что все действовали по одному и тому же плану(алгоритму) и выполняли действия, понятные каждому. В результате выполнения каждого действия можно было получить только одну картинку. Ты выполнил алгоритм , записанный в словесной форме. Существует еще графический способ записи алгоритмов в виде блок-схем.
Алгоритм развития лягушки. Алгоритм развития бабочки
Икринка Личинка
Головастик гусеница
Маленькая лягушка кокон
Большая лягушка бабочка
Алгоритм, в котором действия выполняются строго друг за другом, называется линейным.
6.Где живет рак.
Напиши слово рак.
Переставь букву А после буквы К.
Вставь букву Е перед буквой К. (река)
7.Кто съел торт.
Напиши слово торт.
Убери букву справа.
Замени букву Р на букву К.
Поменяй местами буквы К и Т.
Напиши слово. ( кот)
8.Задания по приложению. Какую команду забыла выполнить Белоснежка когда ставила цветы в вазу.(Налить воду).
9.Задания по приложению. действия по порядку и ты узнаешь сказочного героя.
1.Возьми карандаш.
2.Соедини все точки по порядку.
3.Раскрась героя.
4.Убери карандаш на место.
10.Лена любит картошку со сметаной. Расставь по порядку действия ее мамы.
1.Посолила картошку.
2.Бросила картошку в кипяток.
3.Зажгла газовую плиту.
4.Очистила картофель.
5.Купила в магазине картофель и сметану.
6.Погасила огонь и слила кипяток.
7.Полила картофель сметаной.
8.Положила картофель на тарелку.
9.Налила воду в кастрюлю и поставила на огонь.
5---*------*------*------*-----*----*------*-----*
11.Составь алгоритм заварки чая, расставив действия в нужном порядке:
1.Залить кипятком заварной чайник.
2. Вскипятить воду.
3. Накрыть чайник специальной грелкой.
4.Ополоснуть кипятком заварной чайник.
5.Засыпать в чайник заварку.
6.Подождать до полного заваривания 5 минут.
7.Приготовить заварку.
*-----*-----*-----*-----*----*----*
12.Исправь неправильный алгоритм «подготовка к рисованию.
Открыть баночку с краской ----------------------
Окунуть в нее кисть ----------------------
Надеть халат -------------------
Рисовать на бумаге. -------------------------
Расстелить бумагу на столе. ------------------------
13. Выполни по порядку действия: (работа с приложением сказки Курочка Ряба.)
1.Возьми ножницы.
2.Вырежи картинки.
3.Возьми клей.
4.Наклей картинки в правильном порядке.
5.Убери ножницы и клей на место.
Д.З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные разработки по Информатике 2 часть (15-30 уроки)
Конспекты уроков по Информатике 1 год обучения (2 часть с 15 по 30 урок)...
Т.А. Рудченко, Е.С. Архипова Информатика 1 класс Поурочные разработки
Поурочные разработки. Информатика 1 класс. Т.А. Рудченко, Е.С. Архипова. Книга для учителя...
методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому
в помощь молодому и начинающему учителю, у которого нехватка времени на подготовку к уроку....
методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому
урок-плакат чтения №3 и №3 письмо Кто любит трудится, тому без дела не сидится. Предложение.Письмо овалов и полуовалов. Для дистанционного обучения 1 класс....
методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому. Дистанционное обучение.
Урок-плакат для дистанционного обучения4 чтение и №4 письмо Люби все живое. Слово и слог. Рисование полуовалов и кругов...
методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому. Дистанционное обучение
Плакат-урок чтение №5 и письмо №6 Ненужен и клад когда в семье лад. Слог и ударение.Письмо наклонных линий с закруглением внизу. Для дистанционного обучения....
Методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому.Дистанционное обучение
Плакат-урок №6 чтение и письмо № 7 Согласие крепче каменных стенн.Тренировка пишущей руки и письмо элементов букв. Короткая наклонная линия с закруглением. Дистанционное обучение....