УМК "Перспектива" рабочая программа по ОРК СЭ. 4 класс
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Гончар Кристина Анатольевна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по основам религиозной культуры и светской этики для образовательных учреждений с русским языком обучения, программы по основам религиозной культуры и светской этики для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Перспектива» Кураева А.В. с учетом учебника по основам религиозной культуры и светской этики для 4 класса  Кураева А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_orkse.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Россия – наша Родина. (34 часа)

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной культуры. Связь культуры народа и его религии. Значение православной культуры в жизни людей, общества.

Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Связь человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Молитва как разговор человека с Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды молитвы. Отличие материальных благ от духовных радостей. Происхождение молитвы «Отче наш», смысл входящих в нее слов и выражений.

Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии. Структура Библии. Библия как обращение Бога к человечеству. Проповедь Христа.

Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.

Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека. Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

Раскаяние. Совесть. Различать добро и зло человеку помогает совесть. Значение покаяния в православной культуре. Разница между покаянием и признанием ошибки.

Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей и значение. Заповеди помогают людям различать добро и зло. Выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское значение слова «ближний».

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седмица. Радоница. Земной путь Иисуса Христа. Суть Воскресения Христова. Празднование Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные открытки.

Грех. Неосуждение. «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь неосуждения с памятью о своих ошибках. различие отношения к греху и отношения к согрешившему человеку.

Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем. Православные храмов родного края.

Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись как достояние мировой художественной и духовной культуры. Особенности иконописного изображения. Различия в написании иконы и картины. Способы и средства изображения в иконе духовного мира. Отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих проектов учащихся.

Как христианство пришло на Русь. Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.

Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник. 

Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.

Зачем творить добро? Самоотверженность. Святой.

Чудо в жизни христианина. Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.

Православие о Божием суде. Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бессмертие.

Таинство Причастия. Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.

Монастырь. Монах. Послушание. Монашеские обеты. Инок.

Отношение христианина к природе. Ответственность за мир. Христианское милосердие.

Христианская семья. Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.

Защита Отечества. Оборонительная война. Подвиг. Герои.

Христианин в труде. Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.

Любовь и уважение к Отечеству. Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.

Подведение итогов. Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих работ учащихся. «Мой мир — мое Отечество».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

–совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему); составлять план решения проблемы;

–работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

–ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

–добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

–читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к  тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

–перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий составлять простой план учебно-научного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

–доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

–слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

–договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

 Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;  готовить сообщения по выбранным темам.

     научатся: рассказать о нравственных идеалах в отечественной истории, литературе и культуре; о выдающихся героях, святых людях России и подвижников веры и благочестия; рассказать об основных духовно-нравственных принципах, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы. 

  • поймут: смысловое  значение  основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие, смысл православных праздников.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОРКСЭ»

Дата

Тема (раздел)

количество часов

Тема урока

Количество часов

I четверть

9ч.

02.09

Россия — наша Родина (34ч.)

Россия – наша Родина

1

09.09

Культура и религия

1

16.09

Человек и Бог в православии

1

23.09

Православная молитва

1

30.09

Библия и Евангелие

1

07.10

Проповедь Христа

1

14.10

Христос и Его крест

1

21.10

Пасха

1

28.10

Православное учение о человеке

1

II четверть

8ч.

11.11

Совесть и раскаяние

1

18.11

Заповеди

1

25.11

Милосердие и сострадание

1

02.12

Золотое правило этики

1

09.12

Храм

1

16.12

Икона

1

23.12

Творческие проекты: «Милосердие и сострадание»

1

30.12

Как христианство пришло на Русь

1

III четверть

9ч.

13.01

Как христианство пришло на Русь

1

20.01

Подвиг

1

27.01

Заповеди блаженств

1

03.02

Зачем творить добро?

1

10.02

Чудо в жизни христианина

1

17.02

Православие о Божием суде

1

03.03

Таинство Причастия

1

10.03

Монастырь

1

17.03

Отношение христианина к природе

1

IV четверть

8ч.

07.04

Христианская семья

1

14.04

Защита Отечества

1

21.04

Защита Отечества

1

28.04

Христианин в труде

1

05.05

Любовь и уважение к Отечеству

1

12.05

Творческие проекты «Как я понимаю православие» «Памятники религиозной культуры в моём городе»

1

19.05

Творческие проекты «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России»

1

26.05

Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

1

Годовой учебный график 4 «В» класса по ОРКСЭ на 2016/2017 учебный год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

9

8

9

8

34

Практич.раб.

1

2

3

Рабочая программа по основам религиозной культуры и светской этики для 4 в класса МБОУ города Ростова - на - Дону «Школа № 81» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по основам религиозной культуры и светской этики для образовательных учреждений с русским языком обучения, программы по основам религиозной культуры и светской этики для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Перспектива» Кураева А.В. с учетом учебника по основам религиозной культуры и светской этики для 4 класса  Кураева А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...