Конспект урока по модулю Основы светской этики.4 класс. Тема "Добро и зло" - учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Рахимова Фарзана Фаритовна
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

цели.

Образовательная- познакомить с основными этическими понятиями: добро и зло;

развивающая – развитие умения анализировать, активно воспринимать и осмысливать информацию;

воспитательная – воспитывать стремление делать добро, не делать зла, умение быть благодарным.

Оборудование: учебник, электронный учебник, рабочие тетради, индивидуальные папки с дополнительным материалом( схемы, тексты, иллюстрации, тест, синквейн со словом добро и зло), презетация к уроку, песня "Если добрый ты", фрагмент  мультфильма по мативам стихотворения В.В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", словари.

Виды деятельности:

1.Беседа

2.Комментированное чтение

3. Устный рассказ на тему

4.Самостоятельная работа с источником.

5.Подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия

Метод. Технология развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Добро и зло.                                                                                                                                                             Аспекты цели.

Образовательная- познакомить с основными этическими понятиями: добро и зло;

развивающая – развитие умения анализировать, активно воспринимать и осмысливать информацию;

воспитательная – воспитывать стремление делать добро, не делать зла, умение быть благодарным.

Оборудование: учебник, электронный учебник, рабочие тетради, индивидуальные папки с дополнительным материалом( схемы, тексты, иллюстрации, тест, синквейн со словом добро и зло), презетация к уроку, песня "Если добрый ты", фрагмент  мультфильма по мативам стихотворения В.В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", словари.

Виды деятельности:

1.Беседа

2.Комментированное чтение

3. Устный рассказ на тему

4.Самостоятельная работа с источником.

5.Подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия

Метод. Технология развития критического мышления.

                  Ход урока.

I. Организационный момент.  

Учащиеся входят в класс под песню "Если добрый ты"

II. Актуализация знаний по теме «Особенности морали».

-Назовите особенности морали.

-Приведите примеры равнодушного и неравнодушного поведения людей в сложных ситуациях.

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы  с вами  познакомимся с основными эстическими понятиями: добро и зло;

Открываем рабочую тетрадь и записываем тему урока.

IY. Изучение нового материала.

 1.Показ фрагмента мультфильма по мативам стихотворения В.В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"

- С какими понятиями ассоциируются слова хорошо, плохо?

- Понятны ли вам слова добро, зло?

- Каких вы людей называете добрыми, а каких злыми?

- Перечислите примеры добра и зла?

- Какое отношение вызывают злые люди? Почему?

- Как вы думаете всегда ли понятия о добре и зле были такими же как и сейчас? Почему?

2.Работа с учебником на страницах 12 - 13.

Что мы узнаем на уроке. Рубрика "Вы узнаете"

 Работа  с текстом  учебника.Чтение и осмысление прочитанного.

 Что такое добо и что входит в понятие добра.

 Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления.

 Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

3.Самостоятельная работа учащихся.

Задание: выписать из текста 2-3 предложения, которые показались вам наиболее важными. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

4.Работа с электронным учебником.

Рубрика "Интерактивные модели" Добро и зло - главные моральные качества людей.

Просмотр, обсуждение увиденного.

5.Стадия осмысления:

                  Притча о доброте и вежливости

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

— Зачем тебе это? — спросил мастер.

— Хочу стать сильным и непобедимым.

— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

— Почему?

— Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.

— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

                                                       (По материалам журнала «Человек без границ».)

—Как вы понимаете слова Учителя?

—Почему через несколько лет Учитель взял юношу в ученики?

6.Электронная физминутка для глаз.

Лунтик

7.Физкультминутка-игра.

Учитель перечисляет персонажей сказок, добрых и злых. Учащиеся громко хлопают в ладоши, если называеся добрый сказочный герой, закрывают глаза ладошками - если злой, поднимают руки в вверх, если не знают. Затем ребята выполняют  несколько двигательных и дыхательных упражнений под песню в исполнении Н.Королёвой "Маленькая страна".  

8. Размышляем.

В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой. А в жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя?

Ответы детей.

9. Синквейн со словом добро и зло.

Добро

 –душевное, сердечное.

 – исцеляет, окрыляет, одушевляет.

Добро – это этическое понятие, отражающее черты характера человека  – взаимопонимание

Зло – страшная, уродливая    – калечит, ранит, обижает

Зло – это этическое понятие, отражающее черты характера человека   – беда.

10.Стадия рефлексии:

Дети получают задания.

Первое задание – мыслим фактами. (отвечают на вопросы)

- Ч то нового вы узнали?

Второе задание.

- Что было хорошо?  Полезно? Познавательно?  Интересно?

Третье задание.

- С чем вы не согласны?  Что вы бы хотели изменить?

Четвёртое задание.

- Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, удивление)

Пятое – творческое.

Вспоминают или пользуются словарем пословиц и поговорок. Пословицы, поговорки, афоризмы

Шестое – создают письменно группой памятку «Как стать добрым человеком?».

11. Работа с электронным учебником.

Рубрика "Биографии"

Работа со статьй " Жизнь - подвиг"  о Леониде Михайловиче Рошаль — детском хирурге, враче мира.

За какие великие (добрые) дела Леониду Михайловичу Рошалю была вручена премия «Национальный герой».

Чтомы знаем о терактах? Что можем сказать о людях, причастных к ним?

Совместное составление обращения к людям планеты Земля, направленное на сохранение мира( устно и при наличии свободного времени).  

12.Тест №5                                                                                                

________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

Что считается добрым поступком?

            * Забыть о неприятной просьбе

        * Дать списать домашнее задание

        * Опоздать на неинтетесную встречу

        * Помочь соседу по парте разобрать  задачу

Укажите поступки , которые одобряет общество

        * обман

        * насилие

        * взаимопомощь

        * унижение

Что является последствием злых дел?

        * дружба

        * радость

        * вражда

        * мирное сосуществование

С чем связано нравственное развитие общества?

        * применялась техника

        * изменялись поступки людей

        * изменялись условия жизни

        * изменялась природа

Знания о добре и зле помогают людям

        * проявлять заботу о близких

        * жить в мире

        * дружить

        * все ответы верны

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло".Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

                    Добро                                                                                      Зло

___________________________                                  ___________________________                                            

___________________________                                  ___________________________                    

                         

 Y. Итог урока.

    - С какими понятиями вы  познакомились на уроке? Дайте определения этим понятиям.

    - Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятии добро и зло?

   YI. Задание на дом: обсудите с родителями тему нашего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя начальных классов, МБОУ СОШ № 4 Рахимовой Ф.Ф

Учитель: Рахимова Фарзана ФаритовнаОбразование- среднее специальноеТобольское  педагогическое училищеОбщий стаж работы : 25 летПедагогический стаж : 25 летСтаж работы в городе Пыть-Ях-22 го...

«Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля «Основы светской этики»».Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

Доклад по теме "Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля«Основы светской этики"«Самая страшная из грозящих нам катастроф  это не столько атомная, тепловая и тому подобные...

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школы.Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школыЦель классного часа - праздника:   -Развивать у учащихся желание устраивать праздники для близких людей;- Воспитывать уважительное отнош...

Виват,король! Мастер класс по шахматам.Рахимова Фарзана Фаритовна,учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 4

Внеурочное занятие :  «Виват, король!»Класс:      3-4 классФорма проведения: кружковое занятиеМетоды, приёмы:по виду источника информации: -словесные (объяснение, бе...

Презентация. Мастер класс по шахматам "Шахматные фигуры. Король" Ф.Ф.Рахимова, учитель начальных классов,МБОУ СОШ №4

Тема: Шахматные фигуры.КорольТип урока: урок закрепления изученного материалаЦель:   повторить и обобщить пройденный материал в игровой форме с элементами инсценировки.Задачи:Образовательные...

урок русского языка правописание безударных гласных 2 класс Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

Конспект урока с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Предмет: русский язык, урок-путешествие.Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.Учитель...

Рекомендации родителям первоклассников.Рахимова Ф.Ф, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №4

Поступление в 1 класс для ребенка всегда сопровождается стрессом и требует от него огромных усилий в его преодолении и адаптации к новым условиям. Ребенок попадает в другую среду со своими закон...