Разработка урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики, тема "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Разработка урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики, тема "Дружба".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_otkrytyy_urok_20.12.16.zip | 757.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ
Учитель – Клементьева Н.Н.
Дата проведения – 20.12.2016год.
Модуль: основы светской этики
Тема: Что такое дружба?
Класс: 4
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие «дружба», способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки; формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.
Познавательные УУД:
познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)
Регулятивные УУД:
удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные УУД:
свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос. использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи.
Ход урока:
1.Создание психологического комфорта на уроке:
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Введение в тему:
-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю вам подскажет предлагаемый вам сюжет. Внимание на экран!
(Сюжет из мультфильма «Приключения кота Леопольда»)
- Вы догадались, о чём пойдёт разговор? ( О дружбе )
- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?
- Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?
(Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в интернете)
- Предлагаю начать работу.
3. Основная часть:
Работа в группах. Каждая группа получает задание: Что такое «дружба»?
1 группа: Работает по учебнику. Стр.32.
2 группа: Работает со словарём В.Даля
3 группа: Работает со словарём С.И.Ожегова
Ребята зачитывают определения.
- Совпадают ли они с вашими высказываниями о дружбе?
Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей. ( Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию)
Притча
Давным- давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? ( « Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде»)
- А какие вы ещё знаете пословицы о дружбе? ( Ответы детей.)
- Предлагаю поиграть в игру. Каждой группе выдаю конверт с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу и объяснить её смысл
.Игра «Собери пословицу»
«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»
«Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь»
«С другом веселее при удаче, легче при беде»
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
«Дружба не гриб – в лесу не найдёшь»
Каждый представитель из группы даёт объяснение своей пословицы.
- Ребята, а наш класс можно назвать дружным?
(Ответы детей)
- В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей. Поработайте в группах: опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько законов дружбы.
1 Задание : Индивидуальная работа - «10 законов дружбы»
(Ребята советуются, записывают на листе свои законы, а затем зачитывают:
Например: *Хранить тайны друзей
*Доверять другу
*Помогать другу
*Защищать друга….
- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
( На слайде показываю законы дружбы)
Законы дружбы
- Доверять другу
- Делиться новостями, успехами, неудачами
- Уметь хранить чужие тайны
- Радоваться вместе с другом его успехам
- Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций
- Защищать друга
- Не критиковать друга в присутствии других людей
- Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
- Всегда выполнять свои обещания
- Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили, в чём отличие?
3 Физ.минутка «Дружба»
2 Задание: Карточки – разбей слова на два столбика
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.
(Карточки напечатать индивидуально)
Помогают дружбе Мешают дружбе
3 Задание: Дети часто ссорятся, а чтобы их помирить нужно сочинить весёлые стишки-мирилки, чтобы ребятам больше никогда не хотелось ссориться и обижать друг друга.
(Напечатать карточки, раздать детям)
Проверка – озвучивание мирилок.
4 Творческое задание про крокодила Гену.
Написать объявление «Ищу друга», написать в объявлении все свои лучшие качества.
(Приготовить карточку - объявление)
Проверка - озвучивание объявлений детьми.
4 Чтение стихотворения наизусть «Что такое дружба?»(Китаев Рома)
5. Рефлексивно-оценочная деятельность.
- Ребята, у вас на столах лежат трафареты ваших ладоней. Напишите на них качество которое «помогает» дружбе, и наклейте их на дерево.(На доске)
Пословица – «Дерево сильно корнями, а человек - друзьми», и мы всегда поможем своему другу, протянем руку помощи, протянем с добром и радостью.
Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам и вы приобрели на нём частичку мудрости. А завершить хотелось бы стихами Ф. Алиева:
Хороший друг – как ветер.
При несчастье
Он унесёт и горе и беду.
Как листья
Что осыпались в ненастье
В осеннем, холодеющем саду.
А в радости –
Он мощный вал, стоящий
Надёжно на пути врагов твоих.
Люблю друзей, надёжных, настоящих.
Ценю и воспеваю их!
Спасибо всем за урок, всего хорошего, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"
Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"...
Защитники Отечества. Проект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").
Цель данного урока по ОСЭ - воспитание патриотизма, любви и уважения к нашей Родине - России, формирование чувства гордости за свой народ и своих близких. Детьми заранее была проведе...
Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Обычаи и обряды"
Презентация содержит фотографии и краткое описание известных обычаев и обрядов русского народа....
Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"...
План-конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без э...
Урок (ОРКСЭ) Модуль Основы светской этики Человек рожден для добра.
Тип урока: урок рефлексии.Цель:познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применят...
Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»
Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»...