Урок ОДНКР "Искусство в религиозной культуре" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Предмет: ОДНКР (модуль «Основы мировых религиозных культур»).

Класс:4

Тема урока: “Искусство в религиозной культуре”.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока:

сформировать представление  о роли искусства в разных религиях (в христианстве, исламе); познакомить с формами искусства православной и мусульманской культурой России.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение на тему, самостоятельная работа с тестом).

Формируемые УУД:

Личностные: формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России; формирование эстетических ценностей; эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание урока; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока.

 

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; самостоятельное формулирование темы и цели урока; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; корректирование своей деятельности.

 

Познавательные, общеучебные: ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях),  нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема); переработка и преобразование информации из одной формы в другую  (таблица); использование словарей, справочников.

 

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, овладение умением работать в паре, группе; восприятие и понимание речи других.

 

Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.

Форма проведения: урок.

Оборудование:

·         Мультимедийная презентация.

·         Учебник. Урок № 14 “Искусство в религиозной культуре”.

·         Икона.

·         Компьютер.

·         Проектор.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: ОДНКР (модуль «Основы мировых религиозных культур»).

Класс:4

Тема урока: “Искусство в религиозной культуре”.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока:

сформировать представление  о роли искусства в разных религиях (в христианстве, исламе); познакомить с формами искусства православной и мусульманской культурой России.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение на тему, самостоятельная работа с тестом).

Формируемые УУД:

Личностные: формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России; формирование эстетических ценностей; эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание урока; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока.

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; самостоятельное формулирование темы и цели урока; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; корректирование своей деятельности.

Познавательные, общеучебные: ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях),  нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема); переработка и преобразование информации из одной формы в другую  (таблица); использование словарей, справочников.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, овладение умением работать в паре, группе; восприятие и понимание речи других.

Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.

Форма проведения: урок.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация.
  • Учебник. Урок № 14 “Искусство в религиозной культуре”.
  • Икона.
  • Компьютер.
  • Проектор.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Постановка проблемы: что такое искусство? Какое искусство может быть в религиозной культуре.

(10мин)

- У меня в руке коробка, а что в ней, вы узнаете, разгадав загадку  

Чёрные птички на каждой страничке 
Молчат, ожидают, кто их отгадает.

- Сколько букв в русском алфавите?

В этой коробочке не все буквы, давайте посмотрим, какие здесь буквы.

(Буквы учитель помещает на доску)

-сложите из этих букв одно слово

-Вы догадались, о чем сегодня будем говорить на уроке?

- Что такое искусство, как вы понимаете это слово        

2 слайд

Посмотрите на картинку, что вы видите? Что вы можете сказать о ней?

- теперь взгляните на другой рисунок, какое чувство он у вас вызывает?  Какая из этих картин является искусством?

3 слайд Реальность или искусство

-Что это? Какие эмоции вы испытываете, глядя на эту картину?

-теперь посмотрите на другое изображение, а оно вызывает какие-нибудь чувства?

4-5 слайды игра «выбери искусство»

-к какому выводу пришли, что такое искусство?

6 слайд

Искусство – это творческое отражение действительности..

- Какие виды искусства вы знаете

7 слайд

Искусство бывает изобразительное (живопись, архитектура…), неизобразительное(выразительное) (музыка, танец, литература...

Ребята разгадывают загадку

-буквы

-33

Из слов в коробочке складывают слово

-искусство

-Искусство – это творческое отражение действительности...

- Изобразительное и выразительное

II. Актуализация знаний.

 Целеполагание  и мотивация.

(5мин)

-Давайте вспомним о священных сооружениях разных религий.

Разгадывание филворда

8-13слайды

- Мы с вами говорили об истории этих священных сооружений, правилах пребывания в них.

Многие из них являются памятниками  архитектуры.

-  Сегодня я вас приглашаю войти во внутренние помещения и познакомиться с предметами религиозной культуры, которые являются произведениями искусства.

14 слайд

Мечеть

Церковь

Синагога

Пагода

III. открытие нового знания (25мин)

- Мы сегодня с вами на уроке будем говорить об искусстве в религиях ислам и христианство.   Искусство было тесно связано с религией. Она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. 


15 слайд

Ислам.

Богато и неповторимо искусство ислама. Через все виды мусульманского искусства проходит вера в единого бога. Произведения искусства воспевают земную красоту, созданную Аллахом.

16 слайд

Каллиграфия.

17 слайд

Каллиграфия (от греческого kalos – прекрасный и grapho – пишу) – искусство красивого письма. В средние века, когда все надписи выполнялись в ручную искусство каллиграфии ценилось намного выше живописи, скульптуры и даже зодчества. Многие народы считали написанное слово магическим талисманом.

 18 слайд

Калам (тростниковое перо) – священный инструмент каллиграфа. 

 19 слайд

Ислам считает недопустимым изображать людей и животных в культовых помещениях. Поэтому на Ближнем Востоке бурно развивается орнаментальное письмо, которое соединяет надпись и рисунок. 

 20 слайд

Составлять фигуры из надписей разрешалось. 

21 слайд

Арабески

- Для украшения Корана, других книг, стен зданий и посуды мусульмане используют декоративное искусство – орнамент. Из растительных и геометрических узоров создаются неповторимые произведения искусства. Соединение сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекрещивающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных и растения развилось в искусство арабесок.

22 слайд

-Богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т. д.

23 слайд

Архитектура

Мечети

- Архитектура ислама не уступает по своей красоте и изысканности ни одной другой религиозной архитектурной традиции.

24 слайд

- Рассмотрите мечети - здания для молитвы мусульман. Что вас поражает в архитектуре этих сооружений?

25 слайд

- Мечети, минареты - башни, с которых звучит сигнал, призывающий на молитву, украшены мозаикой, керамическими плитками с мозаикой, каллиграфическими изречениями из Корана. Полы застланы коврами. Освещаются мечети, искусно сделанными люстрами и лампами.  

26 слайд

Мавзолей

- Неподалеку от мечетей над могилами усопших выдающихся людей возводят мавзолеи. (27 слайд)

 Снаружи и изнутри они украшаются нарядными узорами, которые служат напоминанием о райских садах.

28 слайд

- Ребята, посмотрите на эту мечеть, знакома ли она вам, где вы её могли видеть?

-Я вас сейчас приглашаю войти в этот храм (видеоэкскурсия)

29 слайд


Физкультминутка

Раз, два, три - вперед наклон

Раз, два, три – теперь назад

Головой качает слон,

Он зарядку делать рад.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

30 слайд

Христианство

Иконы

Работа с православной  иконой.

- Посмотрите, что я принесла на урок. Как называются это изображение?

-Где мы их можем увидеть?

 - Кого изображают на иконах?

 В основе христианства лежит уверенность в том, что на земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Он был человеком, поэтому его можно изобразить и писать о нем книги.

31 слайд

Позднее иконой стали называть картину, на которой изображено то или иное лицо или событие из библии или церковной истории.

Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён,- Иисусу Христу, Богоматери, святым

32 слайд

Икона Казанской Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Это доказывают огромное множество существующих нынче списков (копий).

По преданию, Владимирскую икону Божией Матери написал  Евангелист Лука в Иерусалиме с самой Богоматери, на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство. Эту икону благословила сама Богоматерь

- Посмотрите на иконы с изображением Богоматери. Это одна или разные женщины? Кто она?

Обращение к словарю:

- Богоматерь, Богородица, Дева Мария, Пресвятая Дева, (20 г. до н. э. — 45г. н. э.) - в христианстве земная мать Иисуса Христа

33 слайд

«Святая троица» Андрея Рублёва – главный памятник «в похвалу Сергию Радонежскому»

34 слайд

- Христиане общаются с Богом не только в храме, они молятся и дома. Поэтому в каждой семье обязательно были иконы. Они находились в особом месте – красном углу. Что означает это словосочетание?

- Искусство создания икон называют иконописью.

- Как называют человека, который пишет иконы?

 35 слайд

Иконостас - алтарная перегородка, состоящая из одного

или нескольких рядов,  упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

36 слайд

- Как пишутся иконы, я вам предлагаю посмотреть видеоролик.

37 слайд

Фреска

Фреска - живопись по сырой штукатурке.

Стены многих  христианских храмов украшены фресками, с изображениями Спасителя, Ангелов, святых угодников, божьих и библейских сюжетов. 38 слайд

Колокола (39 слайд)

– Неотъемлемой частью православного храма являются колокола. Их перезвон испокон веков на Руси не только возвещал о начале богослужения, но также звал на ратный подвиг, возвещал о бедах и радостях. Отлитые в старину колокола сами по себе являются произведениями искусства. Звук во многом зависит от свойств колокола, причины, по которой звучит колокол и умения звонаря. В умелых руках – колокольный звон - тоже искусство.

- Давайте послушаем стихотворение  Л.Чарской (40 слайд)

Лидия Чарская 
Колокола

Гулко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.
Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна…
Вся мгновений дивных, сладостных
Ночь пасхальная полна,
В них, в тех звуках - миг прощенья,
Злобе суетной - конец.
Беспредельного смиренья
И любви златой венец,
В них - молитвы бесконечныя,
Гимнов дивные слова.
В них печаль и слезы вечныя
Смытый кровью Божества.
В них земли восторг таинственный
И святой восторг небес,
В них Бессмертный и Единственный
Бог воистину воскрес!

(Колокольный звон)

   Храмы (41 слайд)

- Еще одна особенность христианского искусства – храмы.

42-43 слайы

Первые христианские храмы Древней Руси были деревянными

 44 слайд

Как храмы, так и их убранство преимущественно выполнялись из дерева. На стенах церквей устраивали полки (палицы) для икон, украшенные резьбой. Из дерева изготавливали подсвечники. Все это украшалось росписью или резьбой. С той же любовью, с какой строились эти сами церкви, прихожане украшали их. Очень просто было убранство деревянных церквей. Под иконы вышивали и подвешивали подвесы, украшенные жемчугом и цветным бисером. Благочестивой традицией было приносить в церковь иконы и ставить их на полки, которые к праздникам украшались рушниками.

45-50 слайды

-Вскоре появляются монументальные и долговечные каменные сооружения 

51 слайд Музыкальный ролик 

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

религия

чем представлено искусство

значение

-Кул Шариф

-В г. Казань

-иконы

- в православных храмах

- святых людей

-

- Красный у́гол- часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

-Иконописец

Читают стихотворение Калинина марина и Поспелова Екатерина

IV.  Подведение итогов и рефлексия.(5мин)

Какой предмет религиозной культуры присутствовал у нас на уроке?

- Какую религию он представляет?

- Что означает слово икона?

- Какие иконописные образы вы запомнили?

  - Сегодня мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства и ислама, На следующем уроке будем говорить об искусстве иудаизма и буддизма. 

52 слайд

-  Оцените свою работу на уроке.

На уроке я узнал…………………..

На уроке я повторил……………...

На уроке я смог……………………

На уроке мне было трудно……….

На уроке мне понравилось………

икона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...