Конспект урока по основам светской этики в 4 классе "Обычаи и обряды русского народа"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Шорина Тамара Викторовна

Урок по основам светской этики в 4 классе " Обычаи и обряды русского народа". Автор учебника М.Т.Студеникин. Урок   познакомит учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения. Урок дает возможность увидеть картины В.Шилова "Боярский пир", Л.Туксена «Венчание Николая II и Александры Федоровны», иллюстрации И.Билибина к "Сказке о царе Салтане...", послушать отрывок из романа А.Толстого "Князь Серебряный", "Свадебный марш" Мендельсона, посмотреть фрагмент фильма " Тихий Дон" по произведению М.Шолохова, увидеть, как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день праздника Благовещения выпускает в небо над Соборной площадью Московского Кремля голубей. На уроке ярко прослеживаются метапредметные связи с литературой, изобразительным искусством, кинематографией, музыкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обычаи и обряды русского народа.

Задачи

  • Познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.
  • Показать изменения, новшества при проведении обрядов в России.
  • Показать межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, музыкой.
  • Пробудить у учащихся интерес к народным праздникам.
  • Поддерживать интерес к изучению истории и традиций семьи.

Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Основные термины и понятия:

Венчание – церковное бракосочетание.

Венец – корона для венчания.

Сват – человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе.

Сватовство – обряд предложения брака.

Помолвка – объявление кого-либо женихом и невестой.

Бракосочетание – обряд, церемония вступления в брак.

Клятва – торжественное обещание.

Ангел – вестник.

Благовещение – христианский праздник в память благой вести о грядущем

                              рождении Иисуса Христа ( 7 апреля ).

Ход изучения материала

  1. Проверка д/з.
  1. – На прошлом уроке мы говорили о честности и искренности. Чем различаются эти понятия?
  2. – Расскажем нашим гостям корейскую сказку «Честный мальчик»

- Как в этой сказке проявляются честность и доброта?

  1. Минутка этикета. Задания из черного ящика.

- Сегодня в заданных ситуациях пытаются разобраться мальчики.

  1. Введение в тему.
  1. - Тема нашего урока « Обычаи и обряды русского народа». Что такое обычай и обряд, прочтем на с.79 учебника.
  2. Итак,  я приглашаю вас на царский пир.  СЛАЙД 2

« На том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Перед вами картина Виктора Шилова «Боярский  пир». А Максим Чурсин прочтет нам, как и чем потчевали своих гостей русские цари.

( А.Толстой. Князь Серебряный.)

«С появлением царя  все встали и низко поклонились ему. Царь медленно прошел между рядами столов до своего места, остановился и  прочитал вслух длинную молитву, перекрестился, благословил трапезу и опустился в кресла. Множество слуг в бархатных кафтанах отправились за кушанием. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед…

 Когда съели лебедей, слуги  возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемуховым.

Обед продолжался… Слуги, бывшие в бархатной одежде, явились теперь все в парчовых доломанах. Эта перемена платья составляла одну из роскошей царских обедов. На столы поставили сперва разные студени, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных кур и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном. Тут же  разносили гостям меды: смородинный, княжий и боярский.

Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле. Гостям особенно понравились  лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом.  Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном.

        Но вот, убрали со столов соль, перец и уксус, сняли все мясные и рыбные яства. Слуги  возвратились в новом убранстве. Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами  с серебряным шитьем и собольею опушкой. Эта одежда была еще красивее и богаче двух первых.  Они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу (70 кг), и поставили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три (по 40 кг), не более, украсили другие столы. Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых, вместо плодов, висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара. Между городами и птицами возвышались груды яблок, ягод и  орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты…»

  1. - Посмотрите на иллюстрацию Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане», возможно так чувствовали себя некоторые гости после такого пира.                                                                 СЛАЙД 3

                 

        


  1. Физкультминутка

 – Захотелось вкусненького? Предлагаю сыграть в русскую игру

« Съедобное, несъедобное» на новый лад. Если я называю овощ, а он растет на земле, значит надо присесть, если фрукт, растущий на дереве – поднять руки, а если десерт, то погладить себя по животикам.

              

                

                

( Капуста, вишня, кекс, груша, пирожное, редис, огурец, черешня, мороженое, слива, кабачок, торт, мандарин, баклажан, шоколад).

  1. – Но если на царском пире нам побывать не придется, то с таким обычаем, как свадьба, мы знакомы все. Она состоит из нескольких обрядов.

                1) Обряд 1. Сватовство.

                        - Что это такое? Кто такие сваты? Прочтем объяснение терминов на листах, которые лежат на ваших столах.

                2) – Раньше на Руси вопросы женитьбы решали родители, не интересуясь мнением молодых. Родители подбирали жениха и невесту, намечали время и место свадьбы. Жених и невеста до женитьбы могли и не знать друг друга.

                На Руси было принято засылать сватов в дом понравившейся девушки. Родители невесты сразу согласия на брак не давали, и сваты приходили еще два-три раза.

                3) – Посмотрим фрагмент фильма « Тихий Дон» о том, как проходило сватовство.

                - А в наше время жених сам приходит в дом невесты и просит её руки у родителей.

                4) Обряд 2. Обряд сводов.

                - Прочтем о нем в учебнике на с. 80.

                - А теперь этот обряд заменен помолвкой. Что это такое? Прочтем.

                - Во время помолвки жених дарит невесте перстень (кольцо с камнем).

                5) Обряд 3. Венчание.

                - Прочтем о нем.

  1.                 - Этот обряд проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания. Посмотрим на картину Л.Туксена «Венчание Николая II и Александры Федоровны».                                                                   СЛАЙД 4                       

                - В настоящее время сначала проводится обряд бракосочетания – это церемония вступления в брак. Проходит она в специальных Дворцах бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную клятву любить друг друга, а потто обмениваются обручальными кольцами. Современный обряд бракосочетания обязательно сопровождается « Свадебным маршем Мендельсона».

 Только после этого (на следующий день, а может через несколько месяцев или лет) по желанию можно заключить еще и церковный брак (т.е. обвенчаться).

                - Я предлагаю послушать «Свадебный марш Мендельсона» и посмотреть на ваших родителей, какими они были много лет назад, когда вас еще не было, во время церемоний бракосочетания или венчания.

  1. – Сохранился до наших дней обычай встречать молодых хлебом-солью. Молодые муж и жена приезжают к месту проведения свадьбы, там их встречают родители мужа с иконой в руках, которой благословляют на счастливую жизнь, и  с круглым хлебом – караваем. Молодожены одновременно откусывают от него, обмакивают свои куски в соль и съедают. Сохранилось поверье: у кого кусок больше, тот и будет верховодить в семье. Когда сами молодые откушали хлеб-соль, они приглашают гостей  за свадебные столы.                                                                                СЛАЙД 5                                                         

  1. 1 ) – А еще мы сегодня с вами вспомним о Благовещении.  Прочтем, что означает данный термин.

- В этот день 2013 лет назад архангел Гавриил (архангел – это старший ангел) принес Деве Марии весть о том, что у неё родится сын – Иисус Христос.

К этому празднику в давние времена готовились заранее. В лесу ловили птиц или покупали их на рынке. В день Благовещения люди загадывали желание о будущем хорошем урожае, о том, чтобы не случилось засухи, пожаров, чтобы не было войны, и выпускали птичку на волю. Считалось, что птицы попросят Господа Бога о выполнении желания их освободителя. А еще 7 апреля у крестьян заканчивались зимние развлечения, посиделки, они начинали подготовку к полевым работам.

2) - А.С.Пушкин в честь этого события написал небольшое стихотворение. Для нас его прочтет Эва (держит в руках голубя).

ПТИЧКА

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

3) ЭВА: - Мы тоже хотим подарить нашим гостям птиц, сделанных нашими руками. И пусть все ваши и наши добрые желания исполнились. ( дети вручают учителям голубей)

4) – В наши дни этот обычай возрожден. Наш Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день праздника Благовещения выпускает в небо над Соборной площадью Московского Кремля голубей. В этом участвуют воспитанники православных гимназий. Некоторые из них приносят своих пернатых питомцев, чтобы отпустить их на волю в праздник Благовещения.

5) Просмотр фильма.

VI. Завершение  изучения  темы.                                    СЛАЙДЫ 6-10

- А в заключение предлагаю вам отгадать, к какому из изученных обрядов (сватовство, венчание, встреча хлебом-солью) подходят данные пословицы:

  • У вас товар, а у нас купец.
  • Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем.
  • Жениху да невесте сто лет, да вместе.
  • Вы видели сокола, а нам покажите сизую голубку.
  • Дай Бог вам любовь, да совет.
  1. Домашнее задание:  с.79-86.                                            СЛАЙД 11

               Выставление оценок: - Вы все сегодня хорошо потрудились, а за урок пятерки получают…

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: " Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение)".

В  разработке представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия к зимним христианским праздникам....

Методическая разработка урока "Обычаи и обряды русского народа" (ОРКСЭ)

Знакомство и  приобщение детей к  русской  культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол обеспечивает преемственность традиций, сохранение  и  преумножение...

Урок «Обычаи и обряды русского народа»

У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитыв...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) "Обычаи и обряды русского народа"!

На уроке ребята знакомятся с понятиями обычаев и обрядов.Узнают какие обычаи и обряды играют важную роль в жизни русского народа. Учащиеся знакомятся с историей обряда бракосочетания на Руси...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Обычаи и обряды русского народа" (УМК "Начальная инновационная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об обрядах бракосочетания на Руси, формирование представлений об обычаях русского народа, знакомство с понятиями «обычай» и «обр...

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...

Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: «Обычаи и обряды русского народа». УМК «Начальная инновационная школа»

Цели деятельности учителя: формирование представления об обычаях и обрядах русского народа, об их характеристике, об основных понятиях.Планируемые результаты:Предметные: знать основные понятия: обычай...


 

Комментарии

Гусева Галина Алексеевна

Спасибо за интересный материал к уроку.