Конспект урока по основам светской этики в 4 классе "Обычаи и обряды русского народа"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок по основам светской этики в 4 классе " Обычаи и обряды русского народа". Автор учебника М.Т.Студеникин. Урок познакомит учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения. Урок дает возможность увидеть картины В.Шилова "Боярский пир", Л.Туксена «Венчание Николая II и Александры Федоровны», иллюстрации И.Билибина к "Сказке о царе Салтане...", послушать отрывок из романа А.Толстого "Князь Серебряный", "Свадебный марш" Мендельсона, посмотреть фрагмент фильма " Тихий Дон" по произведению М.Шолохова, увидеть, как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день праздника Благовещения выпускает в небо над Соборной площадью Московского Кремля голубей. На уроке ярко прослеживаются метапредметные связи с литературой, изобразительным искусством, кинематографией, музыкой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Обычаи и обряды русского народа.
Задачи
- Познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.
- Показать изменения, новшества при проведении обрядов в России.
- Показать межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, музыкой.
- Пробудить у учащихся интерес к народным праздникам.
- Поддерживать интерес к изучению истории и традиций семьи.
Воспитывать уважение к традициям своего народа.
Основные термины и понятия:
Венчание – церковное бракосочетание.
Венец – корона для венчания.
Сват – человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе.
Сватовство – обряд предложения брака.
Помолвка – объявление кого-либо женихом и невестой.
Бракосочетание – обряд, церемония вступления в брак.
Клятва – торжественное обещание.
Ангел – вестник.
Благовещение – христианский праздник в память благой вести о грядущем
рождении Иисуса Христа ( 7 апреля ).
Ход изучения материала
- Проверка д/з.
- – На прошлом уроке мы говорили о честности и искренности. Чем различаются эти понятия?
- – Расскажем нашим гостям корейскую сказку «Честный мальчик»
- Как в этой сказке проявляются честность и доброта?
- Минутка этикета. Задания из черного ящика.
- Сегодня в заданных ситуациях пытаются разобраться мальчики.
- Введение в тему.
- - Тема нашего урока « Обычаи и обряды русского народа». Что такое обычай и обряд, прочтем на с.79 учебника.
- Итак, я приглашаю вас на царский пир. СЛАЙД 2
« На том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Перед вами картина Виктора Шилова «Боярский пир». А Максим Чурсин прочтет нам, как и чем потчевали своих гостей русские цари.
( А.Толстой. Князь Серебряный.)
«С появлением царя все встали и низко поклонились ему. Царь медленно прошел между рядами столов до своего места, остановился и прочитал вслух длинную молитву, перекрестился, благословил трапезу и опустился в кресла. Множество слуг в бархатных кафтанах отправились за кушанием. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед…
Когда съели лебедей, слуги возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемуховым.
Обед продолжался… Слуги, бывшие в бархатной одежде, явились теперь все в парчовых доломанах. Эта перемена платья составляла одну из роскошей царских обедов. На столы поставили сперва разные студени, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных кур и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном. Тут же разносили гостям меды: смородинный, княжий и боярский.
Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле. Гостям особенно понравились лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном.
Но вот, убрали со столов соль, перец и уксус, сняли все мясные и рыбные яства. Слуги возвратились в новом убранстве. Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами с серебряным шитьем и собольею опушкой. Эта одежда была еще красивее и богаче двух первых. Они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу (70 кг), и поставили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три (по 40 кг), не более, украсили другие столы. Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых, вместо плодов, висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара. Между городами и птицами возвышались груды яблок, ягод и орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты…»
- - Посмотрите на иллюстрацию Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане», возможно так чувствовали себя некоторые гости после такого пира. СЛАЙД 3
- Физкультминутка
– Захотелось вкусненького? Предлагаю сыграть в русскую игру
« Съедобное, несъедобное» на новый лад. Если я называю овощ, а он растет на земле, значит надо присесть, если фрукт, растущий на дереве – поднять руки, а если десерт, то погладить себя по животикам.
( Капуста, вишня, кекс, груша, пирожное, редис, огурец, черешня, мороженое, слива, кабачок, торт, мандарин, баклажан, шоколад).
- – Но если на царском пире нам побывать не придется, то с таким обычаем, как свадьба, мы знакомы все. Она состоит из нескольких обрядов.
1) Обряд 1. Сватовство.
- Что это такое? Кто такие сваты? Прочтем объяснение терминов на листах, которые лежат на ваших столах.
2) – Раньше на Руси вопросы женитьбы решали родители, не интересуясь мнением молодых. Родители подбирали жениха и невесту, намечали время и место свадьбы. Жених и невеста до женитьбы могли и не знать друг друга.
На Руси было принято засылать сватов в дом понравившейся девушки. Родители невесты сразу согласия на брак не давали, и сваты приходили еще два-три раза.
3) – Посмотрим фрагмент фильма « Тихий Дон» о том, как проходило сватовство.
- А в наше время жених сам приходит в дом невесты и просит её руки у родителей.
4) Обряд 2. Обряд сводов.
- Прочтем о нем в учебнике на с. 80.
- А теперь этот обряд заменен помолвкой. Что это такое? Прочтем.
- Во время помолвки жених дарит невесте перстень (кольцо с камнем).
5) Обряд 3. Венчание.
- Прочтем о нем.
- - Этот обряд проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания. Посмотрим на картину Л.Туксена «Венчание Николая II и Александры Федоровны». СЛАЙД 4
- В настоящее время сначала проводится обряд бракосочетания – это церемония вступления в брак. Проходит она в специальных Дворцах бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную клятву любить друг друга, а потто обмениваются обручальными кольцами. Современный обряд бракосочетания обязательно сопровождается « Свадебным маршем Мендельсона».
Только после этого (на следующий день, а может через несколько месяцев или лет) по желанию можно заключить еще и церковный брак (т.е. обвенчаться).
- Я предлагаю послушать «Свадебный марш Мендельсона» и посмотреть на ваших родителей, какими они были много лет назад, когда вас еще не было, во время церемоний бракосочетания или венчания.
- – Сохранился до наших дней обычай встречать молодых хлебом-солью. Молодые муж и жена приезжают к месту проведения свадьбы, там их встречают родители мужа с иконой в руках, которой благословляют на счастливую жизнь, и с круглым хлебом – караваем. Молодожены одновременно откусывают от него, обмакивают свои куски в соль и съедают. Сохранилось поверье: у кого кусок больше, тот и будет верховодить в семье. Когда сами молодые откушали хлеб-соль, они приглашают гостей за свадебные столы. СЛАЙД 5
- 1 ) – А еще мы сегодня с вами вспомним о Благовещении. Прочтем, что означает данный термин.
- В этот день 2013 лет назад архангел Гавриил (архангел – это старший ангел) принес Деве Марии весть о том, что у неё родится сын – Иисус Христос.
К этому празднику в давние времена готовились заранее. В лесу ловили птиц или покупали их на рынке. В день Благовещения люди загадывали желание о будущем хорошем урожае, о том, чтобы не случилось засухи, пожаров, чтобы не было войны, и выпускали птичку на волю. Считалось, что птицы попросят Господа Бога о выполнении желания их освободителя. А еще 7 апреля у крестьян заканчивались зимние развлечения, посиделки, они начинали подготовку к полевым работам.
2) - А.С.Пушкин в честь этого события написал небольшое стихотворение. Для нас его прочтет Эва (держит в руках голубя).
ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
3) ЭВА: - Мы тоже хотим подарить нашим гостям птиц, сделанных нашими руками. И пусть все ваши и наши добрые желания исполнились. ( дети вручают учителям голубей)
4) – В наши дни этот обычай возрожден. Наш Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день праздника Благовещения выпускает в небо над Соборной площадью Московского Кремля голубей. В этом участвуют воспитанники православных гимназий. Некоторые из них приносят своих пернатых питомцев, чтобы отпустить их на волю в праздник Благовещения.
5) Просмотр фильма.
VI. Завершение изучения темы. СЛАЙДЫ 6-10
- А в заключение предлагаю вам отгадать, к какому из изученных обрядов (сватовство, венчание, встреча хлебом-солью) подходят данные пословицы:
- У вас товар, а у нас купец.
- Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем.
- Жениху да невесте сто лет, да вместе.
- Вы видели сокола, а нам покажите сизую голубку.
- Дай Бог вам любовь, да совет.
- Домашнее задание: с.79-86. СЛАЙД 11
Выставление оценок: - Вы все сегодня хорошо потрудились, а за урок пятерки получают…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: " Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение)".
В разработке представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия к зимним христианским праздникам....
Методическая разработка урока "Обычаи и обряды русского народа" (ОРКСЭ)
Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол обеспечивает преемственность традиций, сохранение и преумножение...
Урок «Обычаи и обряды русского народа»
У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитыв...
Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) "Обычаи и обряды русского народа"!
На уроке ребята знакомятся с понятиями обычаев и обрядов.Узнают какие обычаи и обряды играют важную роль в жизни русского народа. Учащиеся знакомятся с историей обряда бракосочетания на Руси...
Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Обычаи и обряды русского народа" (УМК "Начальная инновационная школа", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений об обрядах бракосочетания на Руси, формирование представлений об обычаях русского народа, знакомство с понятиями «обычай» и «обр...
Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"
Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...
Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: «Обычаи и обряды русского народа». УМК «Начальная инновационная школа»
Цели деятельности учителя: формирование представления об обычаях и обрядах русского народа, об их характеристике, об основных понятиях.Планируемые результаты:Предметные: знать основные понятия: обычай...
Комментарии
Спасибо за интересный
Спасибо за интересный материал к уроку.