Рабочая программа. ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" . Учебник Студеникин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 71.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль « Основы светской этики» (4 класс) построена и реализуется на основе следующих документов:
- Закон Министерства образования и науки Российской Федерации « Об Образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы М.Т. Студеникина «Основы светской этики».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования в 2014-2015 учебном году.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС
- Образовательная программа МАОУ Селятинской средней общеобразовательной школы №1
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ
- Учебный план МАОУ Селятинской средней общеобразовательной школы №1 на 2014-2015 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
Данная рабочая программа строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, в рабочей программе выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
- формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Работа по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания предмета.
Результаты освоения курса «Основы светской этики»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
- формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование семейных ценностей;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества.
Предметные результаты
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
- умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен:
- приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- получить опыт самостоятельного общественного действия.
Содержание курса
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Структура комплексного учебного курса
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов | |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 | |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12 | |
4. | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | |
Итого | 34 |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке продолжается знакомство с основами светской этики. В содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контекстах.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Формы контроля и оценки планируемых результатов
В процессе изучения курса, учащихся должны выполнить проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:
- текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
- составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
- защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
- выставки работ учащихся.
При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе без отметочного обучения:
- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
- пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
- рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.
Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду критериев:
- понимание изучаемого материала;
- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
- самостоятельность суждений;
- умение поддержать и выстроить диалог;
Текущий и итоговый контроль учебного курса «ОРКСЭ. Основы светской этики» оценивается по трёхбалльной системе: «3», «4», «5».
Критерии выставления текущих оценок:
Оценка «5» (отлично) – уровень знаний и умений по данному учебному курсу соответствует установленным требованиям;
Оценка «4» (хорошо) – уровень знаний и умений ниже установленных требований, но обучающийся периодически или редко использует дополнительный материал, полно и логично раскрывает вопрос; самостоятельно рассуждает, отражает своё отношение к предмету обсуждения;
Оценка «3» (удовлетворительно) – выставляется в случае пассивного участия обучающегося в учебном процессе: прослушал тему (раздел), а также в случае достаточного минимального уровня выполнения обучающимся требований, предъявляемых в конкретной работе.
В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ученик должен:
знать /понимать:
-основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
-готовить сообщения по выбранным темам.
Учебно-методический комплект по ОРКСЭ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студиникин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2012г.
2. Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2012г.
3. Рабочая тетрадь
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||
план | факт | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час) | |||||||||
1. | Введение в предмет Россия - Родина моя с. 6-16 | Что означает слово Родина? | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовный мир человека. Культурные Традиции. | Узнавать государственную символику РФ; проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре. | Регулятивные: осознавать этапы организации учебной работы. Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог. | Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | |||
Блок №2 Основы православной культуры - часть 1 (16 часов) | |||||||||
2. | Этика и этикет с. 17-22 | Что такое этика и этикет? | Этика, этикет, мораль. Религиозная и светская этика. | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. | Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: формулировать вопросы к тексту и отвечать на них; осуществлять информационный поиск. Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | |||
3. | Этика и мораль с. 22-26 | Что такое мораль? | Этика, мораль (нравственность). | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). | Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Личностные: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. | |||
4. | Вежливость С. 27- 34 | Что значит быть вежливым? | Вежливость, уважение, тактичность, скромность. | Осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; | Регулятивные: Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. Познавательные: подбирать к термину новое значение; уметь осуществлять информационный поиск. Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | |||
5. | Этикет приветствия С.35 - 38 | Как правильно приветствовать друг друга? | Здравствуйте, привет. | Осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; умение соотнести выполненное задание с образцом. Познавательные: подбирать к термину новое значение; соотносить текст с рисунком. Коммуникативные: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | |||
6. | Добро и зло С. 39 - 45 | Что такое добро, а что такое зло? | Добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; умение соотнести выполненное задание с образцом. Познавательные: соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком. Коммуникативные: применять правила разговорной речи; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | |||
7. | Благожелательность С. 45- 49 | Что такое благожелательность? | Благожелательность, бездушие. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; умение соотнести выполненное задание с образцом. Познавательные: соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком. Коммуникативные: применять правила разговорной речи. | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||
8. | Дружба и порядочность с.50 - 56 | Что такое дружба? | Дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы. | Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению; Познавательные: проводить аналогию и на её основе строить выводы; ориентироваться в учебнике; объяснять смысл пословиц и поговорок. Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; готовность слушать и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Личностные: развитие навыков сотрудничества; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||
9. | Отношения в классном коллективе с.56 - 60 | Как дружески общаться в коллективе? | Друг, приятель, товарищ. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. | Регулятивные: самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему: что узнать и чему научиться на уроке; Познавательные: проводить аналогию и на её основе строить выводы. Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; готовность слушать и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Личностные: развитие навыков сотрудничества; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||
10. | Честность и искренность с.61 - 69 | Что значит быть честным и искренним? | Честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. | Оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой Познавательные: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; соотносить иллюстрацию с текстом. Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
11. | Гордость и гордыня с.70 -78 | Чем отличается гордость от гордыни? | гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. | Проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня. | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации. Познавательные: соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком. Коммуникативные: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
12. | Обычаи и обряды русского народа с.79 - 84 | Что такое обычаи и обряды? | Обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. | Получат возможность научиться отличать обряды от обычаев, приводить примеры некоторых обрядов и обычаев русского народа. | Регулятивные: составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации. Познавательные: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для выражения своего мнения; корректно формулировать свою точку зрения. | Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | |||
13. | Этикет царского обеда. с.85 -86 | Как в старину проходили царские обеды? | Этикет, рукомойник. | Иметь представление о правилах этикета за столом. | Регулятивные: составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации. Познавательные: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для выражения своего мнения; корректно формулировать свою точку зрения. | Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | |||
14. | Терпение и труд с. 87 -96 | Что такое труд и терпение? | Терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень | Заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий. | Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя. Познавательные: соотносить рисунок с текстом; проводить аналогию и на её основе строить выводы. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для выражения своего мнения; корректно формулировать свою точку зрения. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |||
15. | Моё любимое дело | Что такое проект? | Проект | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи. Познавательные: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе. Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, задавать вопросы. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат. | |||
16. | Моё любимое дело | Чего я достиг? | Проект | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи. Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект. Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, задавать вопросы. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат. | |||
17. | Моё любимое дело | Чего я достиг? | Проект | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи. Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект. Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, задавать вопросы. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат. | |||
Блок №3 Основы православной культуры - часть 2 (13 часов) | |||||||||
18. | Семья с. 97 - 101 | Что такое семья? | Род, родословие, семья, фамилия. | Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. | Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. | Личностные: формирование семейных ценностей. | |||
19. | Родословная семьи. с. 102-104 | Что такое родословная? | Род, родословие, семья, фамилия. | Составлять родословную своей семьи. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи. Познавательные: умение осуществлять информационный поиск. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. | Личностные: формирование семейных ценностей. | |||
20. | Семейные традиции с.105-109 | Какие семейные традиции я знаю? | Традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. | Поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи. Познавательные: выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц. Коммуникативные: сформулировать собственные выводы. | Личностные: формирование семейных ценностей. | |||
21. | Традиции моей семьи с.110-112 | Каковы традиции моей семьи? | Традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. | Составлять рассказ о традициях своей семьи. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи. Познавательные: умение осуществлять информационный поиск. Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Личностные: формирование семейных ценностей. | |||
22. | Сердце матери с. 113 - 118 | Почему нужно беречь маму? | Семья, счастье, забота, терпение. | Проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме. | Регулятивные: структурировать учебный материал по предложенному плану. Познавательные: анализировать рассказы для детей. Коммуникативные: участвовать в классных играх. | Личностные: формирование семейных ценностей. | |||
23. | Бережное отношение к родителям с. 118 - 121 | Почему нужно беречь родителей? | Семья, счастье, забота, терпение. | Проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме. | Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; Познавательные: соотносить рисунок с текстом; проводить аналогию и на её основе строить выводы. Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; | Личностные: формирование семейных ценностей. | |||
24. | Правила твоей жизни с. 123 - 127 | Какие правила мы соблюдаем в жизни? | Правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. | Выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности. | Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова «За уроками»; Коммуникативные: определить свою позицию, обосновать поступок | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||
25. | Культура общения со сверстниками и взрослыми с. 128 - 131 | Как общаться со своими сверстниками, а как – со взрослыми? | Правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. | Относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности. | Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Личностные: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | |||
26. | Праздники народов России с. 132 - 136 | Какие праздники отмечаются в нашей стране? | Праздник, религия, христианство, крещение. | Выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет. | Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами. Познавательные: пользоваться справочниками и словарями. Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках. | Личностные: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | |||
27. | Праздники народов России с. 136 - 142 | Какие праздники отмечаются в нашей стране? | Праздник, религия, мусульманство, буддизм, свобода совести. | Выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет. | Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках | Личностные: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | |||
28. | Защитники Отечества с. 143 - 148 | Кто такие Защитники отечества? | Отечество, защитник, патриот, воин. | Уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; определять значение красных дат календаря. | Регулятивные: планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г.К. Жукову; Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе. | Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | |||
29. | Защитники Отечества с. 149 - 153 | Каких Защитников Отечества я знаю? | Отечество, защитник, патриот, воин. | Уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; определять значение красных дат календаря. | Регулятивные: планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, с изображением Георгия Победоносца; чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование. Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе. | Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | |||
30. | Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. | Отечество, защитник, герой, патриот, воин. | Уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; определять значение красных дат календаря. | Регулятивные: планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе. | Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||||
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа) | |||||||||
31. | Итоговое повторение | Что я для себя отметил в изучении этики? | Все понятия модуля | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. | Регулятивные: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности Познавательные: Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат. | |||
32. | Подготовка к обобщающему уроку | Чего я достиг? | проект | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи. Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект. Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, задавать вопросы. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат. | |||
33. | Подготовка к обобщающему уроку | Чего я достиг? | проект | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи. Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект. Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, задавать вопросы. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат. | |||
34. | Обобщающий урок по курсу | Чего я достиг? | проект | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи. Познавательные: представлять и защищать свой творческий проект. Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, задавать вопросы. | Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОРКСЭ Православие
Рабочая программа ОРКСЭ Православие...
рабочая программа ОРКСЭ.docx
рабочая программа ОРКСЭ.docx...
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)
Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....
Рабочая программа ОРКСЭ
Рабочая программа ОРКСЭ для 4 класса...
Рабочая программа ОРКСЭ
Включает в себя основные разделы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс
Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
Основы мировых религий...