Урок по ОРКС по теме Милосердие по учебнику Шемшуриной
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Глушко Татьяна Фёдоровна

урок по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глушко Татьяна Федоровна  

МБОУ ООШ с. Глебово, учитель ОРКС

Технологическая карта урока ОРКС

Милосердие- закон жизни

Используемые методы и технологии обучения: проектные технологии, информационно-коммуникативные технологии, методы развития критического мышления

Формы организации познавательной деятельности учащихся: словарная работа с текстом и словарём интерактивные формы работы – творческие задания, задания для работы в парах (составление, кластера),  выполнение учащимися проектных работ создание образа милосердия 

Необходимые технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Глушко Т.Ф.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет ОРКС

Класс   4

УМК  Шемшурина А.И.

Тема урока «Милосердие- закон жизни»

 3 урок в разделе «Простые нравственные истины»

Цель урока - Ученик научится определять и объяснять своё отношение к   такой нравственной ценности как милосердие.  

Ученик получит возможность научиться оценивать свои поступки и поступки других людей как нравственные и  безнравственные

Задачи урока:  

Предметные:

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие сопереживание;

- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

-  коммуникативные навыки и культуру речи;

- развивать мышление, воображение,

-расширять лексический запас

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

- формировать навыки милосердия, доброжелательности, сочувствия и сострадания к ко всему живому.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся осознанно воспринимать информацию, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о прочитанном , поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя, товарищей  планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражают  желание больше узнать по теме урока

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Понятия: милосердие; сочувствие, сопереживание, сострадание;

рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта

Вид используемых на уроке средств ИКТ

видеоролики

Методическое назначение средств ИКТ

Для выполнения творческой работы

Аппаратное и программное обеспечение

ПК

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Умение вести диалог. Начинать и заканчивать  разговор  в соответствии с нормами, форматом диалога

1. Приветствие. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2. На доске слова: Сочувствие, сопереживание, сострадание

Прочитайте слова. Что объединяет все три слова?  

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

 обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможных способов  их решения.

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

Работа в парах

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

подготовка класса к работе

Методы обучения, приемы, техники

 беседа

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Умение обсуждать и анализировать  продукт деятельности с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания

  1. Определите тему урока, связав с информацией на доске. Тема нашего урока милосердие- закон жизни. Какую проблему предстоит решить? Почему милосердие – это  закон жизни. На какие вопросы предстоит ответить?

Все версии записываются. После обсуждения делаем вывод.

Сегодня нам предстоит ответить на такие вопросы.

  • Что такое милосердие?
  • В чем проявляется милосердие ?
  • Каждый ли человек нуждается в милосердии?  
  • Почему милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека.
  • Кто они милосердные люди
  • А я милосердный человек?

Работа над понятием милосердие. Что такое милосердие?

Работа с текстом учебника стр. 90  и словарем В.Даля. Найдите в словаре Даля  слово милосердие и узнайте, что оно обозначает?

Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность

Сравните данное определение с определением милосердия в учебнике, какое вам нравится больше?

Давайте ответим на второй вопрос. В чем проявляется милосердие ? Милосердие проявляется в сочувствии, сопереживании, сострадании. Работа в парах. Подумайте  чем различаются данные понятия?  Прочитайте стр 91 и сравните свои ответы.

  • Третий вопрос Каждый ли человек нуждается в милосердии?  

  Просмотр видео..\Downloads\Притча о добром Самарянине.mp4 Притча Христа  о добром самарянине:
  На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
Обсудите с  соседом легко ли было самарянину оказывать помощь тому,  с тем ты находишься во враждебных отношениях? Вы правы, это нелегко  но даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
 Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке.

  • Следующий вопрос.

Почему милосердие должно стать важным правилом жизни каждого   А потому что -

     …Каждый в этом мире ищет пониманья,
Нежности, тепла и  состраданья.
Мы хотим, чтоб нас всегда любили.
С нежностью, чтоб на руках носили.
Почему же сами  не   даем
То, что от других всегда так ждем?

Прав лишь тот, кто ясно понимает:
Без усилья счастья  не бывает.
Поделись душевной  теплотой
Ею мир -  поделится с тобой
.

                              Наталья Губская

Какому правилу этики мы следуем , проявляя милосердие? Правильно- золотому правилу этики. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

 

  • Кто делится с нами милосердием ?. Работа  с тетрадью.  Найдите в тексте учебника стр. 92 ответ на данный вопрос. Составьте кластер.  Кого еще назвали вы. Приведите примеры милосердия, с которыми встречались вы в своей жизни.

  Ребята, только ли взрослые могут милосердными? Вы можете поделиться своим милосердием с теми, кто в нем нуждается? Сейчас зима, мы спешим домой в уютное тепло, как тяжело приходится братьям нашим меньшим выживать , тогда, когда у них нет дома. Как люди порой бывают  жестоки к ним.  А ведь им так мало нужно..\Downloads\БФ Остров Милосердия - помощь бездомным животным.mp4 

Вывод Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

 

Заглянем в словарь Даля.   Милосердие- сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность.

Что в нашем учебнике

Прочитайте текст учебника по теме. Просмотрите презентацию отметьте  на листочках изображения, относящиеся к афише(плакату).

 Ра Разделитесь на группы. Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

Составьте  группой правила составления афиши.  Не менее 5

 Составляем кластер на доске .  Группа, первой выполнившая задание,   озвучивает правила . Вторая и последующие добавляют в кластер свои правила.

Длительность этапа

20 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

 Работают  с учебником , выделяют главное. Выполняют  исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) , обобщают 

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

Индивидуальная, групповая форма, в парах

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Методы обучения, приемы, техники

технологии, опирающиеся на индивидуальный опыт лично-сти (И.С.Якиманская); критического мышления

ЭТАП 3.  Закрепление Практикум 7 минут

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Применять умения, знания полученных на уроке в процессе выполнения практических - творческих работ.

Обсудите и нарисуйте образ милосердия,  покажите в своей работе , как и кому  оказывается бескорыстная помощь

Длительность этапа

7 минут

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Распределяют  функции и роли в групповой работе, создают образ милосердия , используя ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

 

Групповая

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний.

Методы обучения, приемы, техники

ИКТ

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Ход урока

Длительность этапа

8 минут

   Оцените  вашу работу по составленным правилам. Каждая группа либо пара вслух оценивает работу другой (одной) группы.

Объясните свою позицию .

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов

Осуществляют  самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

Методы контроля

Самооценка, взаимооценивание

Способы коррекции

Исправление ошибок

Форма организации деятельности учащихся

Осуществляют самооценку собственной творческой работе и работе своих товарищей , и соотносят цель и результаты, степень соответствияихсоответствия.

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Организует деятельность по

Анализу и самоанализу учащихся

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

5 минут

Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы

  •  Что такое милосердие?
  • В чем проявляется милосердие ?
  • Каждый ли человек нуждается в милосердии?  
  • Почему милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека.
  • Кто они милосердные люди
  • А я милосердный человек?

Д/З Приведи примеры милосердия из художественной литературы

Литература

  1. А.И. Шемшурина Оркс , 2015
  2.  http://azbyka.ru/biblia/UBS/LK/lk10.htm
  3. ..\Downloads\Притча о добром Самарянине.mp4
  4. ..\Downloads\БФ Остров Милосердия - помощь бездомным животным.mp4 

Данный урок подготовлен мной для учащихся малокомплектной школы, но он также может успешно применяться и для полного класса комплекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией на тему "милосердие" по курсу ОРКСЭ

разработка урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Милосердие" к учебнику А. А. Шемшурина...

Презентация к уроку по ОРКиСЭ по теме "Милосердие"

Цель:Формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.Задачи:—Воспитание доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, ...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Милосердие. Кто мой ближний?"

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Милосердие. Кто мой ближний?"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Милосердие"

Данный урок является уроком "открытия" нового знания. Цель урока - создание условий для формирования нравственной личности, для воспитания у обучающихся таких положительных качеств, как мило...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Милосердие"

Это план-конспект открытого урока для  учеников 4 классов по ОРКСЭ на тему "Милосердие". По ходу урока предполагается использование мультимедийных технологий, работа в парах и группах, ...

Конспект урока по ОПК на тему "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры на тему "Милосердие и сострадание"...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Милосердие"

В течение урока дети работали в группах. С помощью различных приёмов и методов ученики объяснили понятие Милосердие,рассказали о посещении приюта для животных, Узучили историю создания и развития орга...