Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Это план-конспект открытого урока для учеников 4 классов по ОРКСЭ на тему "Милосердие". По ходу урока предполагается использование мультимедийных технологий, работа в парах и группах, прослушивание аудиофайлов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_orkse.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по предмету:
Основы светской этики
ТЕМА: «Милосердие – закон жизни»
(4класс)
Учитель МБОУ «Лицей №2 г.Дзержинский»
Склярова Е.В.
2021г.
Тема | Милосердие – закон жизни. |
Цель | Создание условий для воспитания у младших школьников милосердия и сострадания. |
Задачи | Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях. Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики. |
УУД |
|
Планируемые результаты | Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие. Личностные: воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей. Метапредметные: Устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний |
Основные понятия | сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие; |
Межпредметные связи | Литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела»; окружающий мир, тема «Общество» |
Ресурсы:
|
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, М., Просвещение, 2014г. с. 90—93 Основы светской этики: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций / Ю. И. Глаголева, И. О. Будённая, Н. И. Роговцева.— M.; СПб.: Просвещение, 2016. Электронное приложение к учебнику. «Основы светской этики» 4 класс А.И.Шемшурина. Мультфильм «Кастрюлька Анатоля» https://rutube.ru/video/1fef0d7bfc4cb717129f7782afe0efa5/ |
Формы урока | Ф- фронтальная, П – парная |
Технология | Технология проблемного обучения |
Ход урока:
- Приветствие ребят.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.
- Настрой на работу.
- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.
- Введение в тему.
- А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.
А сейчас послушайте одну притчу и подумайте о поступке этого героя.
Слайд 2 Чтение притчи учителем: (видеоклип)
Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды! Пауза видео
Обсуждение прочитанного.
- Какое впечатление произвела на вас притча?
-Почему человек сначала посчитал мальчика глупым?
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасённой души.
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
-Почему человек изменил своё мнение?
-Какие черты характера проявились в поступке мальчика?
- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (урок будет посвящён одному из нравственных правил — бескорыстной помощи другим)
Учитель предлагает составить из букв слово.
Слайд 3 На доске буквы: МОСРИДЕЛЕ
Дети: Милосердие
Учитель Делаем вывод, какая тема нашего сегодняшнего урока.
Слайд 4 Дети: Тема нашего урока: Милосердие.
Учитель исходя из темы урока поставим задачу
Дети: Задача: познакомиться с понятием данного слова
- Работа по теме урока.
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.
- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»? (выслушиваются по возможности все ответы детей)
Слайд 5 - Давайте запишем это слово «милосердие» и выделим корни в нём.
МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)
Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.
Учитель Кто знает, что означает данное слово?
Где мы можем найти значение данного слова?
Дети: в словаре.
Правильно. Обратимся за помощью к словарям.
Слайд 7 «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Даль
А в словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Учитель Какое из определений вам ближе? А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
Дети: ответы детей (спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности)
Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Работа в группах
А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.
Слайд 8-9
1. Группа живущих вместе родственников.
2. Самое ценное, что есть у человека.
3. Самоотверженная, искренняя привязанность.
4. Проявление внимания к ближнему.
5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.
8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.
10. Место обитания всех этих чувств.
Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)
Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
- А в чём же проявляется милосердие? (дети отвечают)
- Прочитайте текст учебника на с.90
- Какую проблему поставил перед нами автор учебника? Одинаковы ли понятия жалость и милосердие?
Слайд 10
Нет. Жалость унижает человека.
Слайд 11
Милосердие близко понятию – сочувствие. Стремление понять и помочь.
Посмотрите мультфильм.
-Какие чувства испытали? (Сначала жалость, страх, переживание)
-В какой момент? (В конце радость)
-Каким был Анатоль? ( Чувствительный, одарённый, требовал много внимания, не такой как все. Инвалид)
-Почему он спрятался от всех? (Люди не понимали и не принимали, сторонились его. -Он не мог ничего изменить, устал)
-Какой сюрприз жизнь преподнесла Анатолю? (Встретил удивительного человека)
- Почему автор называет его удивительным? (Он изменил жизнь Анатоля)
-Как она изменилась? А он сам изменился? (Научился жить с кастрюлькой. Окружающие его стали замечать. Удивительный человек сшил сумочку для кастрюльки)
-Как вы думаете, этот человек проявил жалость или милосердие? Докажите, свою точку зрения? (Человек проявил милосердие, помог Анатолю, научил его жить с кастрюлькой)
- Правильно, если нельзя изменить ситуацию, то что можно сделать? (Можно научиться в ней жить)
Работа в парах
Ребята, у вас на карточках записаны слова:
Сочувствовать
Сопереживать
Сострадать
- Есть ли между ними разница? Какая?
обсудите в паре и расположите их по мере увеличения чувства сопричастности переживаниям другого человека?
-Проверьте себя по учебнику, с.91, 3-ий абзац.
-Какое слово выражает самое сильное чувство?
Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая.
- А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях?
- Она означает «ВМЕСТЕ». Что это значит?
Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.
- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?
Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ?
и напишите ответ.
- В этих ответах ваш опыт милосердия. И если рассматривать милосердие, как сострадание, сочувствие, сопереживание, как бы вы оценили свой опыт?
- Хотелось бы вам его расширить и углубить этот опыт?
Работа в парах
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Слайд 13-14
Игра «Поляна ДОБРОТЫ» Запишите те понятия, которые нам нужны.
БЕСКОРЫСТИЕ БЛАГОСТЬ РАДОСТЬ СОСТРАДАНИЕ
МЕСТЬ ЗЛОРАДСТВО УЧАСТИЕ ОБИДА СЧАСТЬЕ
ДОВЕРИЕ ЖАЛОСТЬ ПРОЩЕНИЕ РАВНОДУШИЕ
ДОБРОТА ЛЮБОВЬ ПОМОЩЬ ЖАДНОСТЬ
- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)
Слайд 15 Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
- Слайд 16,17 Прочитайте и скажите, к какому понятию относятся эти стихотворения?
Одно из дел милосердия - милостыня.
Учитель прочитаем рассказ Тургенева «нищий»
Нищий
Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Учитель: Почему нищий так ответил автору? Что является истинным милосердием?
– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь?
- Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е. проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что – нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.
Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.
Согласны?
Слайд 18 Работа в парах
Учитель. У вас на столе притча о бабочке. Прочитайте ее и подумай!
Почему я предложила прочитать Вам эту притчу, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?
Притча о бабочке
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
Учитель Какой поступок совершил человек, будет ли он милосердным?
Выводы:
- Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, нужное чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
- Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
- Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
- Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
- Мы никогда не смогли бы летать.
Милосердие это ………. (одно из важных качеств человека.) Милосердный человек – сострадательный человек.
– Скажите, когда вы творите милостыню, оказываете помощь, то стремитесь привлечь внимание других людей к вашим действиям или стараетесь делать это незаметно?
- Каждый ли человек нуждается в милосердии?
- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью к кому – то и ни разу не испытав благодарности, за оказанную помощь, поддержку?
- Получается, что милосердие, так или иначе сопровождает человеческую жизнь, верно?
- Можно ли в связи с этим сказать, что милосердие должно стать законом жизни каждого человека?
- И если все будут соблюдать этот закон, каждый человек сможет чувствовать себя надёжно и спокойно, так?
- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах, ни одного учебного заведения.
- А что бы вы сказали о людях, которые избрали милосердие своим основным делом жизни?
- Профессии, каких людей вы бы назвали?
Спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.
- Как вы думаете, должен ли человек чувствовать благодарность за проявленное к нему милосердие и выражать своё чувство признательности?
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Обратитесь мысленно к себе. Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на сердечке.
Все ли наши поступки и действия носят сострадательный и милосердный характер к другим людям. На доске дерево добра. Оцените себя и свою работу на уроке и наполните его цветными сердечками:
Слайд 19,20 Красное – отлично, все понравилось
Желтое – хорошо, но не все было понятно и интересно
Зеленое – плохо, мне ничего не понравилось!
6. Слайд 21 Дом. задание Нарисовать рисунки на тему: «Милосердие и сострадание».
Ответить на вопросы учебника с.23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...